- Прокуратура города разъясняет: «В аптеке отсутствует лекарство, положенное льготнику по рецепту. Что такое отсроченный рецепт и срок его действия?»
- Акт по отсроченным рецептам
- Акт по отсроченным рецептам
- Отсроченное обслуживание рецептов: приказ, образец ведения журнала
- Новые правила отпуска лекарственных препаратов. Приказ 403н
- Порядок отсроченного обслуживания рецептов на ЛС
- Роль отсроченного обслуживания в льготном обеспечении
- Нарушения в сфере отсроченного обслуживания рецептов
- Ситуация с отсроченным обслуживанием в Москве
- Ответственность за нарушения
Прокуратура города разъясняет: «В аптеке отсутствует лекарство, положенное льготнику по рецепту. Что такое отсроченный рецепт и срок его действия?»
В случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, необходимых гражданину по рецепту врача, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. Аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При этом при приеме рецепта на отсроченное обслуживание аптечной организацией заполняется журнал отсроченного обслуживания, где заполняются графы о дате поступления лекарственного препарата в аптечную организацию, отметка об информировании пациента, даты получения пациентом лекарственных препаратов, подписи пациентов о получении.
Не соблюдение указанных требований законодательства создает возможность не выписывать пациентам рецепт на льготный препарат, не рассказывая, что такое отсроченное обслуживание, не регистрировать отсроченные рецепты в журнале, предлагать пациентам обновить просроченный рецепт у врача, в связи с чем, рецепты перестают числиться как отсроченные, не принимать меры к быстрому получению лекарственных препаратов и изделий.
По результатам проверки исполнения законодательства в сфере охраны здоровья населения, проведенной прокуратурой города Кемерово в ГАУЗ «Клинический консультативно-диагностический центр», в связи с выявленными нарушениями вышеназванного законодательства, а также имеющимися фактами отпуска лекарственных средств в нарушении сроков, установленных 10-15 рабочих дней со дня обращения лица в аптечный пункт, на имя главного врача медицинской организации 21.08.2020 внесено представление.
Источник
Акт по отсроченным рецептам
Если в аптеке заявляют, что лекарства нет, должны поставить на рецепте штамп об отсроченном обслуживании (не ставят — идите домой писать жалобу на это). С этого дня вам должны выдать препарат в течение 15 рабочих дней (если рецепт выписан комиссией). Срок действия рецепта в данном случае не играет роли и может превышать указанный в рецепте период, см. ниже текст Приказа №403н п.6.
Очень может быть, что препарат лежит себе в аптеке, а вам вешают лапшу на уши, что его нет. Его нет для тех, кто молчит. Его держат для тех, кто жалуется. Это нужно проверить.
Если через 15 рабочих дней препарата все еще «нет», куда писать жалобы?
Только писать (не звонить, не ходить на приемы, это бесполезно) и обязательно получать входящий номер! В своем городе можно лично развезти по адресам, чтобы было быстрее. Вы удивитесь, как все изменится. Из аптеки сами вам позвонят и пригласят прийти за препаратом.
Куда?
Первый круг — город. Комитет по здравоохранению, Территориальный орган Росздравнадзора, Администрация губернатора, Прокуратура района, где находится аптека (если аптека сетевая — по району, в котором офис и юридический адрес), страховая компания. Второй круг — федеральный уровень. Минздрав, Федеральный росздравнадзор, Федеральный фонд медицинского страхования, Администрация Президента.
В Москву корректнее писать не сразу, а если вы жалуетесь на бездействие и ненадлежащее проведение проверок местными, то есть уже получив от местных ответы. Хотя можно и сразу. Если пишете в Москву, адресатов указать на титульном листе, чтобы местные шустрее вертелись, зная, что скоро Москва запросит инфу и они должны отчитаться: все в шоколаде, Вася Иванов уже свой препарат получил. Администрацию Президента можно оставить напоследок, чтобы нажаловаться туда на всех остальных
Обязательно ли ждать 15 рабочих дней, чтобы пожаловаться, если вы по горькому опыту уверены, что препарата все равно в аптеке не будет? Нет!
Чтобы дело шло быстрее, можно сразу написать в названные инстанции. Что вы не обеспечены препаратом, препарата по рецепту в аптеке нет, а вы страдаете от болезни, и просите провести проверку, действительно ли препарата на такое-то число в аптеке нет, закуплен ли препарат по контракту (пусть сообщат дату и номер контракта). Если закуплен и поставляется —
по какой причине аптека не выдает его. Если поставляется нерегулярно — почему, по чьей вине. Кто ответствен за то, что вы страдаете без своего препарата, — аптека, если препарат там есть, или Комитет, если препарата там нет. Просьба привлечь виновных к дисциплинарной или административной ответственности и сообщить вам письменно о мерах, принятых по вашему заявлению.
Если ранее были случаи, когда лекарство долго не выдали, это тоже упомяните, что ввиду этих нарушений сроков в прошлом вы имеете основания опасаться повторных нарушений.
Везде прикладываете ксерокопии обеих сторон рецепта. Желательно сделать нотариально заверенную ксерокопию, на всякий пожарный, и ее держать у себя (сделать с нее ксерокс, чтобы было видно штамп нотариуса, и везде прикладывать, чтобы видели, что вы готовы к суду). Если нотариус будут отказываться — напишите заявление на имя нотариуса с просьбой письменно обосновать отказ заверить ксерокопии рецептов со ссылками на статьи и пункты нормативных актов и прислать вам ответ по почте по адресу такому-то. Все заверят.
Когда получите препарат, корешок тоже храните, не выбрасывайте.
Приказ Министерства здравоохранения РФ
от 11 июля 2017 года N 403н (вступил в действие 22.09.17)
Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность
П. 6.
рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании.
При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.
Источник
Акт по отсроченным рецептам
Если в аптеках отсутствует лекарство, положенное льготнику по рецепту? Что такое отсроченный рецепт и срок его действия?
В случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину по рецепту врача, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Согласно приказа Минздравсоцразвития «О порядке отпуска лекарственных средств» Аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
Источник
Отсроченное обслуживание рецептов: приказ, образец ведения журнала
Отсроченное обслуживание рецептов приказ Минздрава РФ № 403н понимает, как определенный период, в течение которого аптека должна предоставить предъявителю рецепта необходимый препарат.
Расскажем о новых правилах работы с отсроченными рецептами, об их регистрации и ситуации с обеспечением пациентов льготными лекарствами в РФ.
Новые правила отпуска лекарственных препаратов. Приказ 403н
Отсроченное обслуживание рецептов приказ Минздрава РФ № 403н от 11.07.2017 года допускает в установленных случаях.
В частности, аптеки могут принимать от посетителей рецепты с истекшим сроком годности только в том случае, если этот рецепт находится на отсроченном обслуживании.
Это условие позволяет сотруднику аптеки отпустить посетителю необходимый препарат без переоформления рецепта.
Порядок отсроченного обслуживания рецептов на ЛС
- Аптека отпускает препарат по рецепту при обращении посетителя в аптеку в течение срока его действия.
2. Если рецептурный препарат временно отсутствует в аптеке, а заменить его другим невозможно, сотрудник аптеки:
- оставляет рецепт у себя;
- записывает его в журнал учета рецептов находящихся на отсроченном обслуживании;
- принимает меры к максимально быстрому получению необходимого препарата;
- уведомляет гражданина о прибытии в аптеку нужного препарата.
Отсроченное обслуживание рецептов приказ Минздрава 403н предписывает проводить по следующим правилам:
- рецепты с пометкой «statim» должны быть обслужены в течение 1 рабочего дня после обращения посетителя в аптеку;
- рецепты с пометкой «cito»должны быть обслужены в течение 2 рабочих дней после обращения посетителя в аптеку;
- рецепты на медпрепараты, входящие в минимальный ассортимент лекарств, необходимых для оказания медпомощи обслуживаются в течение 5 рабочих дней;
- рецепты на медпрепараты, не вошедшие в минимальный ассортимент лекарств, но отпускаемые пациенту со скидкой или бесплатно, должны быть обслужены в течение 10 рабочих дней;
- рецепты на лекарства, назначенные пациенту комиссией врачей, должны быть обслужены в течение 15 рабочих дней со дня обращения в аптеку.
3. В аптеке ведется журнал отсроченного обслуживания в аптеке форма которого утверждена Минздравом.
В журнал вносятся следующие сведения:
- порядковый номер записи журнала;
- дата постановки рецепта на отсроченное обслуживание для отпуска лекарственных препаратов;
- реквизиты бланка рецепта;
- данные лица, на которое выписан рецепт, его телефон;
- сведения о препарате, на которое выписан рецепт (форма, название, дозировка и т.д.);
- количество препарата, рецепт по которому поставлен на отсроченное обслуживание;
- сведения о медработнике, который оформил рецепт, а также медучреждения;
- дата прибытия препарата в аптеку.
После поступления нужного препарата, например, психотропных лекарственных препаратов, сотрудник аптеки делает в журнале отметки:
- об оповещении владельца рецепта о поступлении лекарства;
- о получении лицом лекарства, с указанием даты и подписи этого лица.
Журнал учета рецептов находящихся на отсроченном обслуживании оформляется в аптеке на год. Его страницы нумеруются, а сам журнал – прошнуровывается и скрепляется печатью аптеки при ее наличии.
Если в конце календарного года остались не обеспеченные рецепты по отложенному обслуживанию, они переносятся в новый журнал.
Определяя правила реализации рецептов, оставленных на отсроченное обслуживание рецептов приказ Минздрава установил четкое правило – в случае окончания срока действия рецепта его переоформление не требуется.
Контроль за организацией отсроченного обслуживания и ведением журнала отсроченных рецептов возлагается на руководителя аптеки или иное уполномоченное им лицо.
Роль отсроченного обслуживания в льготном обеспечении
Многие врачи сталкиваются с нехваткой льготных лекарств и других товаров аптечного ассортимента, и эта проблема обостряется. Таким образом, вполне вероятно, что количество рецептом, находящихся на отсроченном обслуживании, будет расти.
Опрос самих врачей в разных регионах РФ показал, что в 70% случаев пациенты не получили рецепты на льготный препарат только потому, что нужный препарат в аптеках отсутствовал.
Таким образом, большинство врачей сталкиваются с реальной нехваткой льготных лекарств. Другой опрос 3 тыс. специалистов показал следующие результаты:
- 37% врачей считают, что доступность льготных лекарств в их регионе «хорошая» или «высокая»;
- 38% врачей-специалистов считают доступность льготных медпрепаратов низкой.
Нарушения в сфере отсроченного обслуживания рецептов
Причинами нехватки льготных лекарств называют не только несовершенства законодательства Российской Федерации, но и нарушения аптек и медучреждений в обслуживании рецептом на отсроченном обслуживании.
Наиболее частыми нарушениями являются:
- Искажение реальных данных о количестве отсроченных рецептов.
- Врачи не выписывают пациентам рецепты на льготные препараты и не рассказывают, что такое отсроченное обслуживание рецептов приказ Минздрава 302н.
- Пациентам говорят о необходимости обновлять просроченные рецепты у врача, поэтому они перестают числиться, как отсроченные.
- Аптеки не ведут журнал учета рецептов находящихся на отсроченном обслуживании, т.е. не регистрируют их.
Для того, чтобы аптеке, как субъекту розничной торговли не был выписан штраф за нарушение правил работы с отсроченными рецептами, ознакомьтесь с актуальной версией правил, установленных Минздравом.
Ситуация с отсроченным обслуживанием в Москве
Расскажем о ситуации в цифрах:
- 1% рецептурных препаратов попадает на отсроченное обслуживание;
- более 15 миллионов льготных рецептов на 6 000 препаратов врачи выписывают пациентам ежегодно;
- в 99% случаев пациенты получают рецепты в день обращения в аптеку;
- остальные препараты попадают на отсроченное обслуживание, посетители получают их в течение 10-15 дней.
Ответственность за нарушения
В ч. 2 ст. 98 ФЗ «Об охране здоровья» установлена ответственность аптек за некачественное отсроченное обслуживание рецептов. Они могут быть привлечены к различным мерам ответственности в соответствии с отраслевыми актами РФ.
Источник