Сюаньчжи, или «рисовая бумага»
Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи — дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.
Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и китайской живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи -дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.
В действительности к процессу изготовления бумаги прямое отношение имеет не рис, а рисовая солома, то есть то, что в Китае после сбора урожая имеется в огромном количестве. В состав «рисовой» бумаги входят так же кора тутового и синего сандалового дерева, а также сердцевина китайского бумажного дерева Tetrapanax papyrifera, которое растет в южных провинциях.
Китайское бумажное дерево, или Tetrapanax papyrifera
Синий сандал, или Tara Wingceltis
Уникальное мягкий климат и большое количество источников воды в провинции Аньхой на востоке Китая являются двумя из ключевых ингредиентов в ремесле создания бумаги сюаньчжи. Эта бумага обладает уникальной впитываемостью туши, при сложении листа в несколько раз структура бумаги не нарушается. Традиционный процесс изготовления бумаги передается устно из поколения в поколение, и бумага по-прежнему делается исключительно вручную.
Весь процесс состоит из «ста шагов», среди которых есть замачивание, мытье, брожения, отбеливания, варки, сушки на солнце и резки — от начала до конца весь процесс длится более двух лет.
В производстве бумаги сюаньчжи в провинции Аньхой прямо или косвенно занят один из девяти местных жителей и ремесло преподается в местных школах. Эта бумага в буквальном смысле помогает держать корабль ремесленников на плаву.
Процесс изготовления «рисовой бумаги»:
Выдержанные в воде ингредиенты выкладываются на южном склоне холма и выбеливаются с обеих сторон
Выбеленные волокна разделяются вручную на узкие полосы
Волокна подвергаются молотьбе до образования плотной однородной массы
Готовые «блины» также режутся на тонкие полосы
Потом их разминают
Полученный жмых размачивают в воде и тщательно размешивают (пропорции жмыха и воды зависят от типа бумаги, которая получится в итоге). Далее раствор равномерно распределяется на бамбуковой сетке и переносится лист за листом на подставку, которую потом поместят в пресс на отжим.
После отжима бумажные листы пинцетом разъединяют и переносят для сушки на жестяные пластины, которые подогреваются с обратной стороны. Высушенные листы снимают и складывают в пачки, потом обрезают, соблюдая традиционные пропорции длины к ширине
Вся рисовая бумага по толщине делится на несколько типов:
Хлопковая
Чжахуа, супертонкая
Тонкая даньсюань
Цзясюань(плотная)
Чжундай тонкая
Цзясюань двухслойная
Существует также многослойная бумага.
По размеру (по длинной стороне) рисовую бумагу можно разделить на 3 чи (китайский фут, равный 0, 32 м),4 чи, 5 чи, 6 чи, 8 чи, 1 чжан (китайский сажень, равный 3, 33 м) + 2чи, 1 чжан +6чи, 1 чжан +8чи
Бумага в 2 чжана была занесена в 2000 году в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая бумага, сделанная вручную.
По техническим характеристикам бумагу можно разделить на:
- однослойную;
- двухслойную;
- бумагу с сетчатыми водяными знаками;
- бумагу с черепаховыми водяными знаками.
Последние два типа бумаги делятся на:
- «нефритовые страницы» (жёсткая, средней впитываемости)
- «крылья цикады» (супер-тонкая бумага, покрытая квасцами)
- бумага-слюда (средней плотности, покрытая квасцами)
- «лёд и снег» (плотная, белая, для создания эффектов льда)
- варёная бумага (на просвет виден рисунок как у белого мрамора)
- «золотые крапины» различных цветов
- С волокнами (с вкраплением различных волокон)
- Хлопковая
- и ещё как минимум 60 видов
Что изготавливают из рисовой бумаги?
Помимо того, что рисовая бумага служит основой для китайской живописи гохуа, её используют для изготовления альбомов цэ-е, бумагу для печатей (фото), в качестве бланков для писем (с водяными знаками) (ссылка), для вееров (ссылка), для вырезания цзяньчжи, для изготовления воздушных змеев и т.д.
Часто используемые художниками форматы бумаги
- Целый лист 3 чи — 100 см на 55 см;
- Целый лист 4 чи — 138 см на 69 см;
- Половина листа (по длинной стороне) 4 чи — 138 см на 34 см;
- Половина листа (по короткой стороне) 4 чи — 69 см на 68 см;
- Санькай, 1/3 листа 4 чи — 69 см на 46 см;
- Сыкай 4 чи — 69 см на 34 см;
- Целый лист 5 чи — 153 см на 84 см;
- Половина листа (по длинной стороне) 5 чи — 153 см на 42 см;
- Половина листа (по короткой стороне) 5 чи — 84 см на 77 см;
- Целый лист 6 чи — 180 см на 97 см;
- Санькай, 1/3 листа 6 чи — 97 см на 60 см;
- Половина листа 6 чи — 97 см на 90 см;
- Целый лист 8 чи — 248 см на 129 см;
- 1 чжан 2 чи — 367 см на 144 см;
- 1 чжан 6 чи — 503 см на 193 см;
- 1 чжан 8 чи — 600 см на 248 см;
Какую бумагу лучше всего использовать при изображении цветов и птиц?
При изображении цветов и птиц (хуаняо), то есть при работе в жанре хуаняо необходимо использовать бумагу шэнсюань, которая бывает однослойной и двухслойной — дансюань и цзясюань соответственно. Бумага шэнсюань не имеет квасцовой пропитки, соответственно, хорошо вбирает в себя воду. При проникновении туши в бумагу легко получить различные оттенки туши, а также, что очень важно, легко получить такой художественный эффект как водяной ореол вокруг пятен туши. Хорошая бумага шэнсюань изготавливается более тщательно, чем какая-либо другая, и отличается тем, что имеет структуру мягкой хлопковой ткани.
Статьи, готовящиеся к публикации Наумовой Ю.В.: «Кисти для пейзажа»
Источник
Бумага
Рецепт бумаги был изобретен в Китае еще в I веке нашей эры. Согласно легенде, Цай Лунь изготовил бумагу из тряпок, коры и остатков старых рыболовных сетей, однако основным компонентом бумаги в то время являлась, по-видимому, кора шелковицы. С VII века в бумажную массу стали добавлять кору птероцелтиса Татаринова, в зарубежной литературе называемого «голубым сандалом», и рисовую солому, что положило начало сорту бумаги «сюань» (от названия префектуры Xuan, на территории современной провинции Аньхой). Именно эта бумага благодаря своим высоким качествам стала основным материалом для живописи (в первую очередь в стиле се-и) и каллиграфии. Примерно в это время технология производства бумаги приходит в Японию, где она прочно закрепилась в самых разных областях – от изготовления перегородок и зонтиков до искусства оригами и живописи суми-э. Из-за наличия в составе рисовой соломы на западе бумагу сюань стали называть «рисовой бумагой», и это название со временем распространилось на все виды китайской бумаги.
Существует несколько видов классификации бумаги сюань.
В зависимости от соотношения двух основных ингредиентов (коры птероцелтиса или шелковицы и рисовой соломы) бумагу делят на:
— тецзинпи (特净皮, особо чистая кора) — профессиональная бумага высочайшего качества с содержанием не менее 80 % коры птероцелтиса и не более 20 % рисовой соломы;
— дзинпи (净皮, чистая кора) — профессиональная бумага с содержанием коры птероцелтиса от 40 до 60 %;
— миань ляо (棉料, хлопковая) — бумага с содержанием коры птероцелтиса до 40 %, подходящая для повседневного использования.
От содержания коры птероцелтиса напрямую зависит качество бумаги, её способность передавать оттенки туши. Бумага с большим содержанием коры лучше подходит для китайской и японской живописи, а бумага с меньшим содержанием коры — для каллиграфии.
Существуют и другие виды бумаги, различающиеся используемым сырьём — шелковичная, бамбуковая, пеньковая и др.
По способу обработки
По способу обработки бумагу сюань делят на 3 основных вида:
— шенсюань (生宣 — сырая, необработанная, непроклеенная) — наиболее гигроскопичная, хорошо впитывающая влагу. Тушь, растекаясь по ней, даёт выразительные эффекты градиента, высоко ценимые профессиональными художниками. Однако это же делает её неподходящей для начинающих: из-за сильного впитывания туши бумага как бы «запоминает» мазки кисти, и исправить ошибки становится практически невозможно. Этот вид бумаги чаще всего используется для китайской (се-и) и японской (суми-э) живописи;
— шусюань (熟宣 — готовая, обработанная, проклеенная) — бумага, обработанная квасцами, почти не впитывающая влагу. Тушь и краски по ней не растекаются. Бумага шусюань лучше всего подходит для живописи в стиле гунби, а также для каллиграфии;
— баньшусюань (半熟宣 — полусырая, полуобработанная, полупроклеенная) — бумага с промежуточными свойствами. Благодаря меньшей впитывающей способности растекание туши легче контролировать по сравнению с бумагой шенсюань, что делает баньшусюань подходящей для любого стиля живописи, а также идеальной бумагой для начинающих.
Основная единица измерения длины в Китае — китайский фут, чи (市尺), равный ⅓ м, или 33,33 см. Наиболее распространенным размером бумаги сюань является 4 чи (138×69 или 138×70 см). Также выпускается бумага размеров 3 чи (100×50 см), 5 чи (153×84 см), 6 чи (180×97 см) и др. Поскольку бумага сюань изготавливается вручную, размеры бумаги разных производителей могут немного отличаться.
Источник
Бумага — изобретение древнего Китая № 1
До 105 года н. э. люди использовали различные материалы для письма: в Древнем Египте был изобретён папирус, его производили из семейства осоковых. Использовали также и шёлковые ткани — их изготавливали из отбракованных коконов шелкопряда. Но, конечно, широкого распространения шёлк не имел ввиду своей дороговизны. Конопляные волокна неплохо подходили для изготовления письменного материала — пеньки. Но всё же именно изобретение бумаги в Китае в 105 году н. э. стало настоящим прорывом, разделившим историю мира на «до» и «после».
Китайский евнух Цай Лунь стал изобретателем бумаги, он служил при дворе династии Хань в учреждении, которое занималось перезарядкой оружия. Известно, что в те времена в Китае записи производили чаще всего на бамбуке или костях животных. Это было неудобно, т. к. бамбук был недолговечен, а кости животных очень тяжелы для транспортировки. Изобретение более удобного и долговечного материала для письма напрашивалось само собой.
Считается, что изобретателю впервые пришла в голову идея о создании бумаги во время наблюдения за бумажными осами. Осы пережевывали древесные волокна, смачивая их своей клейкой слюной, и в итоге получался материал, очень похожий на бумагу. Но также есть версия, гласящая, будто изобретение принадлежит кому-то из более низких слов общества, а Цай Лунь лишь присвоил его себе, за что получил наивысшую похвалу от императора.
Технология изготовления бумаги в соответствии с китайскими летописями была следующей: древесная зола, волокна тутового дерева, старые тряпки и пенька были тщательно измельчались и смешивались с водой. Цай Лунь также дополнительно изобрел приспособление в виде деревянной рамки, внутри которой находилось бамбуковое сито. На него выкладывалась подготовленная смесь, затем её просушивали на солнце. А после следовал этап разглаживания уже сухого материала камнями. На выходе получались плотные, тонкие листы. Делать на них записи было гораздо удобнее, чем на прежних материалах.
Позже процесс стал совершенствоваться, и был запущен в массовое производство. Бумага изготавливалась на водяных мельницах. Иногда смесь прессовали или сильно сжимали перед тем, как просушить под солнцем. Также добавлялся клей в чаны с сырьём — благодаря этому чернила не растекались по бумаге.
Однако качество древней бумаги всё равно оставляло желать лучшего, ведь в ней можно было обнаружить и древесные волокна, и куски тряпок. Но со временем все эти недоработки были устранены, и технология получила признание по всему миру.
Китайцы, однако, неохотно делились своим изобретением с остальным миром и долго держали его в секрете, но известно, что уже в 7 веке бумага появилась в Японии, затем в Корее, а позже и в Арабских странах. Европейцы же смогли воспользоваться настоящей бумагой только в 11-12 веках. В эпоху Ренессанса в моду вошли бумажные обои в домах знати, а с появлением книгопечатания по всей Европе были запущены многочисленные фабрики по производству бумаги.
Еще по теме:
Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.
Источник