ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНТОРА «КУКША» www.cooksha.com / кукша.рф
ФОРУМ Вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, правовые вопросы, законодательство РФ, вопросы страхования.
- Список форумов‹Что мы едим и пьём?‹Кулинарные рецепты
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- FAQ
- Регистрация
- Вход
Тувинский чай
Тувинский чай
Умник » 12 дек 2012, 23:20
Тувинский чай. Это напиток с совершенно особенным вкусом. Насколько я понимаю, тувинцам он издавна служил и первым и вторым и третьим блюдом. По крайней мере, если на второе не было баранины. (А барашка тувинцы съедают целиком, приготовляя из него разнообразные блюда, – остаётся только шкура и копыта). Если баранина есть, тогда тувинцы пьют чай, едят баранину и снова пьют чай. И так с чувством толком и расстановкой пока не скушают всего барашка.
Только набор ингредиентов приводит человека не знакомого с этим замечательным напитком в замешательство:
-специальный плиточный (прессованный) чай (сегодня тувинцы используют грузинскою «заварку» и монгольскую; мне рекомендовали грузинский чай, считается, что он лучше);
-молоко;
-соль;
-курдючный бараний жир (можно заменить сливочным маслом; можно и вовсе без жира);
Вообще, насколько я понимаю, тувинцы клали и кладут в чай те из ингридиентов, которые есть под рукой. Ну не голодать же (отказывать себе в удовольствии испить с другом пиалу-другую чая), если чего-то сегодня нет на кухне (в юрте)?! Вообще в этом смысле – приготовить чай из того, что есть под рукой – аналогом тувинского чая для русских людей издавна служил супчик, который, как известно, может быть сварен и из топора.
— обжаренные зёрна дикого проса;
Вот что рассказал мне о приготовлении тувинского чая Орлан, мой одноклассник и сегодня живущий в Туве: «Рецепт чая у всех немного отличается. На мой взгляд самый «правильный» чай я пил как раз в Монголии. Тувинцы вначале кипятят воду, бросают туда чай, после того, как вскипит, добавляют туда молоко и соль по вкусу. После заправки молоком важно неоднократно с хорошими мыслями. перемешать что ли? По-тувински — саарар. Ну, выглядит это примерно так — большим ковшиком черпают чай и выливают его обратно в казан с небольшой высоты до тех пор, пока чаинки не осядут на дно. Чай от этого хорошо перемешивается, «взбивается» что ли. При этом чай немного пенится. Уже на столе после того, как чай налит в пиалу, любители добавляют туда или ааржы, или далган (прожаренная предварительно ячменная мука). В отличие от нас монголы в казан наливают молоко и совсем немного разводят его водой, добавляют туда чай и соль. Затем тщательно перемешивают (как примерно описано выше). После этого ставят на огонь и варят. После закипания они вновь перемешивают. Я заметил, что при окончательном помешивании хозяйка потихоньку высказывает благопожелания. Если чай варится в юрте, вначале хозяйка немого капает (брызгает) в очаг, затем выходит с пиалой и разбрызгивает немного духам земли в четыре стороны света. Уже на столе они по выбору предлагают добавить в чай либо далган, либо сушеные сливки, опять же ааржы (по своей сути это, наверное, сушеный творог). Интересно, что тибетцы варят чай так же, как и монголы. Тибетский чай я пил в Индии в тибетских кварталах.»
Вот такой вот замечательный напиток. Главное, на мой взгляд, готовить его не всуе и с хорошими мыслями, о чём пишет и Орлан! Пробуйте, экспериментируйте, делитесь опытом! Удачи всем вам!
Re: Тувинский чай
mora » 14 янв 2014, 01:14
Источник
«Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »
методическая разработка по краеведению по теме
Информация о традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовым продуктом тувинцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chay.docx | 666.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ак-Довуракский горный техникум»
Методическая разработка по теме :
« Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »
по профессии «Повар, кондитер»
Монгуш Чойгана Чизей-ооловна
г. Ак-Довурак — 2012
О традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовым продуктом тувинцев, способным вылечить и вернуть силы и без которого невозможно употребить обезвоженную пищу (сушеное мясо, далган, тараа).
Цель: Исследовать и обобщить различные архивные и исторические материалы о приготовлении и употреблении национального тувинского напитка – чая.
1. Актуальность исследовательской работы.
2. Технология приготовления.
3. Технология забытых ныне рецептов приготовления чая.
4. Компоненты и ингредиенты чая, энергетическая особенность.
5. Традиции употребления.
6. Воспитание, любовь и уважение к национальным традициям своего народа.
Виды местных растений для приготовления чая
и способы их приготовления
В далеком прошлом и в наше время тыловое обеспечение, обозы и отсутствие питания являлись одной из главных проблем в организации военных компаний. Эта проблема стоила жизни не одной армии мира. У тувинцев такая проблема решалась просто. Отсутствовали такие понятия, как тыл, обоз, кухня. Каждый воин возил с собой годовой! запас пищи, который изредка пополнялся в ходе военной компании. Помимо воинов такой же пищей пользовались охотники, а в повседневной жизни животноводы. Без запасов еды на охоту никогда не выходили.
Пища охотника и воина должна быть транспортабельной, обладать возможностью длительного хранения, незначительным весом и габаритами при достаточной калорийности. Жизнь и активная деятельность в 40-градусный мороз требует высококалорийного питания, фрукты и овощи в таких условиях малоэффективны. Эти объективные обстоятельства заставили народ, ведущий динамичный образ жизни в крайне агрессивной среде, создать особый пищевой набор дорожных продуктов. В противном случае носитель культуры был обречен на гибель.
Всю пищу для потребления в походных условиях обезвоживали. Для обезвоживания применяли несколько технологических приемов, главным из которых была сушка. Процесс сушки был не пассивным и в расчете на естественную температуру и вентиляцию среды, а активным – обезвоживание производилось при высоких температурах, т.е., когда пищу сушили на кострах, в котлах. Подобным образом сушке подвергали практически все продукты питания: мясо, зерно, ягоду и т.д.
Для потребления обезвоженных продуктов питания необходимо было вначале привести их в исходное состояние увлажнением. Требовался обязательный обратный процесс – размачивание, т.е. насыщение обезвоженных продуктов влагой. Поэтому в обязательный набор любого кочевника входили: чаша средних размеров, нож, ложка и огниво. Огниво требовалось каждый раз для того, чтобы получить горячую воду, без которой невозможно было быстро и качественно привести в необходимое состояние пищу, насытив ее влагой.
Традиционный завтрак кочевника состоял из горячего чая, к которому подавались блюда из так называемого «походного набора». Для приготовления походной пиши пользовались не просто кипяченой водой, а горячим чаем. В холодное время года пользовались талой водой, топили снег или лёд. Чай в этой связи использовали в качестве своеобразного терморегулятора. В холодное время с помощью горячего чая согревались, а в жару чай употребляли для «охлаждения», утоления жажды.
При болезнях заваривали лекарственные растения. Этот настой из трав так же называли чаем, и употребляли как обычный напиток.
Заваривали растения, способные вылечить, вернуть силы. Почти каждый носитель культуры знал, какие растения необходимо заваривать в качестве чая при появлении определенных симптомов болезни. Интересно, что при этом никто не считал чай лекарством, употребляли как обычный напиток.
Тувинцы только в случае крайней нужды пили сырую воду, всегда старались употреблять кипяченую, т.е. «обработанную огнём». Каждый компонент чая (вода, молоко, растения, соль, т.е. земля) в отдельности является культовым продуктом, как и огонь, при участии которого он готовился. В этой связи чай носители культуры воспринимали как «очищенную огнем воду с солью, растениями и молоком».
С давних времен тувинцы покупали чай у китайских купцов, поэтому в Туве распространено название кыдат шай «китайский чай». Этот же чай называли сарыг шай «желтый чай» и байгуу шай — наименование произошло от китайского названия сорта чая бай-хоа.
Помимо китайского чая у тувинцев был широко рапространен чай из местных видов сырья. Использовали несколько видов местных растений для приготовления чая:
В кипящую воду добавляют немного далган и молоко. Далган специально для приготовления чая готовили из зерен ячменя, которые слегка перекаливали до темного цвета, затем перемалывали на ручных мельницах. Если для приготовления каши в чашу кладут вначале далган,
который заливают горячей водой, то для приготовления чая в кипящую воду добавляют относительно небольшое количество далган. Напиток был специфичен тем, что человек вначале выпивает сам напиток – чай, на дне остается немного жидкой кащицы, которую употребляли тут же следом. По вкусу чудан-чай напоминает кофе.
Черлик шай – «дикий чай». Наименованием дикий чай обозначали, как целую группу растений, так и одно из них, которое чаще всего использовали для приготовления чая – кипрей узколистый. Хамерион узколистый – один из наиболее распространенных видов заварки. Тувинцы в качестве заварки собирали. Сушили в тени лист шайваза , хранили в кожаных мешочках. Готовили как обычный чай с молоком и солью.
Кызыл шай – «красный чай» из коры лиственницы. Выбирали лиственницу с неповрежденной корой, т.е. без смолы. С северной стороны ствола освобождали от слоя коры часть поверхности до появления светло-серого слоя под корой. Для приготовления чая использовали только эту часть коры дерева.
Заваривают как обычный чай с молоком. Считалось. Что этот чай обладает целебными свойствами, способен лечить болезни желудка.
Чай из коры караганы . В Туве произрастает 6 видов караганы. Для приготовления чая жители горной местности использовали теве кудуруу – верблюжий хвост, карагана гривастая. В степной местности – хола хараган, «караганник цвета латуни». Весной срезали кору с караганника, разбивали и заваривали волокна. Чай пили с молоком и солью.
Ветки караганы гривастой – теве кудуруу срезали и сушили под потолком юрт. Заваривали и пили как чай с молоком.
Чай понижает артериальное давление, по этой причине активно использовали гипертониками.
Помимо ветвей для приготовления чая использовали и корни растения. Выкопанные корни промалывали в воде. Сушили и толкли. Заваривали как обычный чай.
Щенне шай — чай из корня пиона уклоняющегося, русское название «марьин корень».Заготовку корней начинают осенью в момент покраснения листьев на растении. Корни очищали от кожуры, тщательно промывали в воде и сушили в тени, чаще всего под потолком юрт, нанизав на нитки. Для ускорения процесса собранные корни иногда прожаривали в котлах, на топленом масле. В начале разогревали топленое масло в котле, как только масло нагревалось, в котел клали очищенные и мелко нарубленные корни пиона, жарили до коричневого цвета. Высушенные корни толкли в ступах и применяли в качестве заварки.
Чай из корней пиона считался мочегонным и успокаивающим. Готовили и употребляли, как обычный чай, добавив молоко и соль. Корни пиона употребляли в качестве добавки при приготовлении пищи. Щепоть размолотого порошка корня клали в чаши с едой.
Чымза, кылбыш, боорга, оруглуг оъттан шай – чай из корней бадана. Все приведенные наименования используют для обозначения бадана в разных районах республики. Осенью в тайге собирали корни бадана, промывали в воде, сушили, толкли в ступе. Заваривали как чай и давали пить больным при поносе, иных расстройствах желудка, больным раком т.д.
Майырак шай – чай из растения горец змеиный. В качестве заварки использовали как корни, так и завязи, листья и мелкие стебли. Корни выкапывали осенью, промывали в воде, сушили. толкли и смешивали с порошком из корня пиона уклоняющегося. Этот состав клали в пищу или заваривали в качестве чая.
Был и иной способ применения этих корней. Корни копали, промывали в воде, корку с корней очищали, срезая ножом. Корни жарили в котлах на топленом масле. Затем сушили в корытах и толкли. Полученный порошок использовали в качестве чая. Добавив молоко и соль. Этот чай заваривали, когда болел желудок.
Сараспан шай – чай из стеблей ревеня. В Туве произрастает два вида ревеня: ревень компактный и ревень алтайский. Весной собирали стебли этого растения, нарезав кусками, варили в воде без молока и соли. Пили в жару. Предварительно остудив. Кисловатый вкус напоминал молочнокислые напитки.
Осенью выкапывали корни, мыли, сушили и толкли их в ступах до состояния порошка. Порошком лечили потертости на спинах лошадей, варили мазь, которую применяли в этих же целях. Пили как чай, с молоком и солью. Без молока чай из порошка не употребляли из-за горьковатого привкуса.
Ыт-кады шай – чай из плодов шиповника. Осенью собирали плоды шиповника, сушили и дробили в ручных мельницах. Полученный порошок использовали в качестве чая следующим образом. Когда в котле закипала вода, добавляли молоко и доводили до кипения, затем засыпали порошок из плодов шиповника.
Помимо плодов использовали и корни шиповника. Корни выкапывали поздней осенью, промывали, сушили и, нарубив, кипятили в воде, затем добавляли молоко. Чай из плодов и корней шиповника употребляли при простудных заболеваниях.
Сугмангыр шай – чай из герани ложносибирской. Жители Улуг-Хемского кожууна собирали растения летом на полянах. Сушили, смешивали с чаем из плодов шиповника. Заваривали и пили как обычный чай.
Жители Тоджи, на востоке Тувы, использовали для заваривания чая герань луговую. Считалось, что этот чай помогает людям, у которых болят глаза
Хадын бурулеринден шай – чай из березовых почек. В Туве произрастает 6 видов берез. Для приготовления чая собирали почки с березы бородавчатой – салбагар хадыннын бурулери в марте, сушили в тени. Для приготовления чая на 1 литр воды закладывают 2-3 столовые ложки почек.
Вначале кипятят воду, в кипяток закладывают почки, дают вскипеть, после чего в чай доливают молоко. У почек немного горьковатый привкус, поэтому в чай доливают молоко, который смягчает вкус. Из тех же соображений березовые почки смешивали с истолченным в порошок корнем солодки – чигир-сиген или плодами щиповника. Этот чай употребляли люди с больной печенью, почками, мочевым пузырем.
Помимо перечисленных тувинцы использовали и другие растения, и их сочетания в качестве заварки для приготовления чая. Например, листья облепихи, смородины, брусники и т.д.
Традиционный тувинский чай . Готовят традиционный тувинский чай следующим образом. На огонь ставят котёл, в который заливают холодную воду, и тут же кладут сухую заварку и соль. Смесь из воды, заварки и соли доводят до кипения, после чего добавляют молоко. Дают вскипеть и снимают с огня.
Выводы: В ходе изучения исторических материалов, литературных источников и опроса пожилых людей мною выявлены:
— исследуемые нами тувинский чай употребляют до наших дней, поэтому тема остается актуальной, технология приготовления некоторых видов чая в настоящее время забыты народом и подлежит широкому распространению вновь;
— энергетическое воздействие чая с различными компонентами на организм человека различно соответственно применяемых компонентов в обычных, бытовых и экстремальных ситуациях.
Источник