- Борцоги на Цаган сар — подарок с особым символическим значением
- Без них не обходился ни один праздник в Калмыкии, но в Цаган сар их форма обретала особое значение. Каждый из 13 видов борцоков (в Бурятии и Монголии им подобны «бова») означал какое-либо пожелание. В праздник Белого месяца они были лучшим подарком — означающим что-то свое для каждого одаряемого. На АРД — два популярных рецепта и 13 форм для борцоков, плюс то, что они означают.
- Рецепт борцогов от Майи Каруевой
- 2-й рецепт калмыцких борцоков
- Символическое значение борцогов – достаток, счастье, весна
- Калмыцкие борцоки: рецепт приготовления
- Блюдо с историей
- Формы борцоков
- Приготовление борцоков на кефире
- Борцоки: рецепт на дрожжах
- Подача к столу
- Рецепт приготовления Калмыцких Борцоков.
- Борцоги — это калмыцкие пончики. Тестирую рецепт
- Приготовление:
- Ингредиенты:
- Кухарка.ру — Кулинарная энциклопедия
- Войти
- Борцоки (борсоки, боорцоги)
- Приготовление
Борцоги на Цаган сар — подарок с особым символическим значением
Борцоги (борцоки, борцики). Фото Kalmykia.eu
Без них не обходился ни один праздник в Калмыкии, но в Цаган сар их форма обретала особое значение. Каждый из 13 видов борцоков (в Бурятии и Монголии им подобны «бова») означал какое-либо пожелание. В праздник Белого месяца они были лучшим подарком — означающим что-то свое для каждого одаряемого. На АРД — два популярных рецепта и 13 форм для борцоков, плюс то, что они означают.
Для начала отметим, что рецепты, представленные на калмыцких интернет-ресурсах, которым можно доверять, немного различаются. Но практически идентичны бурятским и монгольским “бова” – также необходимому атрибуту праздника “Белого месяца”. Однако о сакральном значении каждой формы для этой популярной выпечки нам напомнили именно в Калмыкии.
К примеру, супруга известного джангарчи Владимира Каруева (”Окна Цаган Зам”), известная мастерица и знаток народных ремесел, рассказала о символическом значении борцогов “Парламентскому вестнику Калмыкии” в 2013 году, раскрыв и свой семейный рецепт.
Майя Каруева печет борцоги разной формы. Фото Александра Когданова.
— В дни празднования Цаган сар борцоги приобретают особое символическое значение. Целвг, хуц, кит, джола, мошкмр, шор белг, нохан келн, тоhш, hалуна баасн, шовун, темян, хорха боорцг, эркя боорцг – все эти тринадцать видов борцогов готовятся в дни празднования Цаган сар. Каждый из них несет в себе определенное символическое значение – приход весны, достаток, приплод скота, удачу.
Традиционно борцоги дарили гостям – связки из 12-ти борцогов (шор белг – “пику” – в подарок не включали). Делали также связку с борцогами меньшего размера для детей. Это считалось самым лучшим подарком, – рассказала Майя Каруева, признавшись, что их семья свято соблюдает народные традиции.
Рецепт борцогов от Майи Каруевой
1 литр свежего кефира, 100 г сметаны, 1 столовая ложка соли, 1 чайная ложка соды, мука.
Тесто готовится на ночь перед Цаганом саром. По мнению Майи Бадмаевны, тесто для борцогов нужно замешать круто. Затем тесто ставят на ночь в холодильник. Утром можно печь.
А вот рецепт борцогов из Элисты от “КалмыкияТур” немного отличается.
2-й рецепт калмыцких борцоков
На 1 килограмм борцоков:
700 г муки
1 яйцо
300 г молока или кефира
100 г маргарина
30 г сахара
1 ч.л. соды
2 ч.л. соли
Замешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1-1,5 часа для расстойки, затем производят разделку теста. Опытные кулинары Фонда развития туризма Калмыкии отмечают, что в зависимости от теста, борцики получатся или пышные (воздушные) или наоборот – будут плотные борцоки. При этом туристические эксперты Республики Калмыкия подчёркивают, что оба варианта являются обычными, потому что у разных мастеров получаются свои борцоки.
Форма борцоков может быть различной, например, на праздники хорошие хозяйки лепят и готовят симпатичные фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т.д.
Жарить борцоки надо в большом количестве жира (во фритюре) — до появления красивого золотистого цвета.
Символическое значение борцогов – достаток, счастье, весна
А вот, к примеру, описание, формы и значение борцоков, которые были опубликованы в калмыцком детском журнале «Байр»:
Также есть упомянутые Майей Каруевой борцоги формы “Нохан келн” (язык собаки) – выпекались в знак увжения собаке, которая сопровождала своих хозяев, была верной и преданной. Эркя боорцг немного похожи на Хорха боорцг и означают пожелание, чтобы в роду было много родственников. И третий, фото которого здесь нет, Галуна баасн – “гусиный помет”, имеет форму небольшой закрученной спирали: в степи найти помет дикого гуся было добрым знаком – наступила весна!
Источник
Калмыцкие борцоки: рецепт приготовления
Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому – древние калмыцкие рецепты. Борцоки – удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей.
Приготовить это угощение сможет любой, кто интересуется культурой и кулинарией разных народов. Повода особого не нужно, подать борцоки можно даже к обычному чаепитию.
Блюдо с историей
Народы Калмыкии начали делать борцоки очень давно. Традиция уходит корнями в древние времена, когда в главные праздники люди делали жертвоприношения. Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости.
У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один – пожелание счастья.
Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине – пышные вергуны.
Формы борцоков
Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто – такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года.
«Хавтха» и «целвг» – это круглые лепешки, олицетворяющие солнце.
«Хорха» имеют шарообразную форму. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира.
Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей.
Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны.
Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться. Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни.
Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья. Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота – главные составляющие счастья, по мнению народов Востока.
Приготовление борцоков на кефире
Можно подумать, что блюдо невероятно сложное. Но наша простая инструкция вас разубедит. Давайте попробуем приготовить борцоки.
Для рецепта на кефире понадобится следующее:
- кефир – литр;
- сливочное масло – 200 г;
- соль и сода – по 1 ч. л.;
- одно яйцо;
- сахар – 2 ст. л.;
- мука – 2 кг;
- растительное масло для обжаривания.
Взбейте яйцо с сахаром и солью, добавьте растопленное сливочное масло. Влейте кефир и сразу введите соду. Муку следует вводить постепенно, просеивая. Вымесите тесто, дайте ему отдохнуть полчаса при комнатной температуре, а затем еще час в холодильнике. Сформируйте фигурки по своему усмотрению и обжарьте в кипящем масле.
Борцоки: рецепт на дрожжах
Подогрейте 250 мл молока, добавьте небольшой кусочек масла. Перемешайте щепотку соли и столовую ложку сахара со взбитым яйцом, добавьте в смесь. Введите дрожжи (25 г) и немного муки. Накройте тесто полотенцем и оставьте в тепле на час. Осталось вымесить тесто и слепить борцоки.
Рецепт, как и в предыдущем случае, предполагает обжаривание фигурок в большом количестве растительного масла.
Подача к столу
Калмыцкие борцоки, рецепт которых пришел из древности, на их исторической родине непременно готовят к главному празднику года. Цаган Сар (так он называется) – это очень светлый и радостный день, являющийся началом весны и первым днем нового года. Калмыки готовят сразу помногу борцоков, ведь в этот день принято ходить в гости и приглашать близких людей к себе, встречаться с друзьями и родными. Принято надевать несколько разных фигурок на веревочку и дарить друг другу с добрыми словами.
В Калмыкии к этому угощению принято готовить еще и особый чай с молоком и специями.
Если вы готовите борцоки в качестве сладости, просто разложите их на плоском блюде. При желании можно немного присыпать сахарной пудрой. В качестве напитка можно предложить чай, какао или подогретое молоко.
Источник
Рецепт приготовления Калмыцких Борцоков.
Всем добрый день мои дорогие подписчики и гости моего канала. Сегодня поделюсь с Вами рецептом приготовления Калмыцких Борцоков. У всех народов они называются по разному: у калмыков — борцоки, у казахов — баурсаки, у русских — пышки, хворост, на Украине — пышные вергуны и т.д. Говоря простым языком, это жареное тесто. Борцоки калмыки начали делать очень давно, ещё в древние времена. И форм у борцоков много, не буду сейчас перечислять все. Но смысл их всегда один – пожелание счастья. Наверное многие думают, что это сложное блюдо, но спешу Вас разубедить и предлагаю свой рецепт приготовления. Давайте попробуем вместе приготовить борцоки.
Сахар — 150-200 г
Маргарин — 100 г (заранее растопить)
Мука — 1 кг , может чуть больше, все зависит от муки
Итак, нам понадобится глубокий тазик. Наливаем туда литр молока, всыпаем 2 чайные ложки дрожжей, 1 чайную ложки соли и 150 — 200 грамм сахара, все это тщательно перемешиваем. Добавляем сюда заранее растопленный маргарин 100 грамм и просеиваем муку, нам потребуется 1 кг, может чуть больше. Муку обязательно просеиваем, насыщаем её кислородом, от этого тесто будет воздушное, лёгкое и борцоки будут вкусные, пышные и красивые. Вмешиваем муку венчиком, постепенно добавляя. Затем его уже подмешиваем руками, тесто не должно быть густым. После того, как замесили тесто, оставляем его отдохнуть на 20-30 минут. Итак, тесто подошло, выкладываем его на стол, посыпанный мукой, раскатываем и нарезаем, делаем нужные фигурки. Теперь разогреваем сковороду и наливаем растительное масло. Обжариваем борцоки до золотистой корочки. Вот и все друзья, так просто и так быстро можно приготовить вкусные борцоки. Вам лишь нужно немного времени, хорошее настроение и желание готовить) Всем приятного аппетита!
Приятного просмотра! Подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!
Источник
Борцоги — это калмыцкие пончики. Тестирую рецепт
Недавно я готовила калмыцкий чай на молоке с маслом и солью. И к нему делала традиционные Борцоги — жареные в масле дрожжевые булочки, напоминающие наши пончики, только не сладкие.
В Калмыкии Борцоги традиционно готовят и едят вместо хлеба.
Приготовление:
- Замесите тесто из муки, кефира и дрожжей с добавлением растительного масла, соли и сахара.
- Сформируйте шар из теста и оставьте его подняться в тёплом месте на 1 час.
- Смажьте маслом разделочную доску и сформируйте из теста небольшие шарики.
- Разогрейте масло в удобной кастрюле. Не доводите его до кипения, иначе борцоги начнут быстро гореть снаружи, но останутся сырыми внутри.
- Седлайте в каждом шарике теста отверстие по центру и обжарьте в масле с двух сторон до готовности.
- Выложите готовые борцоги на бумажные салфетки, чтобы избавиться от излишков жира.
Ингредиенты:
— 500г муки;
— 0,5 стакана кефира;
— 0,5 пачки сухих дрожжей;
— 1 ст.л. сахара;
— щепотка соли;
— растительное масло.
Вот и вся премудрость! Стоит приготовить борцоги и калмыцкий чай, чтобы не выходя из дома попробовать экзотику на вкус!
А вы готовите какие-нибудь экзотические блюда? Расскажите в комментариях, а я буду рада попробовать что-то новое! И обязательно поделюсь опытом.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
Источник
Кухарка.ру — Кулинарная энциклопедия
Войти
Борцоки (борсоки, боорцоги)
Приготовление
кефир — 1 литр
сливочное масло — 200 гр.
яйцо — 1 шт.
соль — 1 ч.ложка
сахарный песок — 2 ст.ложки
сода — 1 ч.ложка
мука — 1,5-2 кг (у меня ушло 1,6 кг)
растительное масло
Взбить яйцо с солью, сахарным песком. Добавить кефир, затем соду.
Сливочное масло растопить, остудить. А потом влить в кефир. Хорошо перемешать.
Муку добавлять постепенно, чтобы тесто получилось некрутое.
Дать тесту полчаса отдохнуть при комнатной температуре, а потом на час в холодильник.
Потом можно лепить из них разные фигуры, я сделала обычные шарики.
Жарим тесто в разогретом растительном масле.
Такие фирурки в Калмыкии делают на праздник Цаhан сар.
Цаhан сар — «белый месяц» Один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по старинному монгольскому солнечно-лунному календарю.Одна из версий названия праздника — «творожный месяц», то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог. Эта версия относит нас к традиции осеннего Нового года, когда скотина уже не даёт много молока, и люди переходят на творог. Поэтому «цаhан сар» можно переводить как «творожный месяц». «Цаhан» по — калмыцки значит «белый». Цаhан в старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Один из потомков — держателей трона Чингис-хана, внук Чингисхана Хубилай, великий хан Юаньской династии, чья резиденция находилась в Пекине, перенёс время празднования Нового года с осени, на конец зимы и ввел эту традицию, под влиянием китайской астрологии, по всей своей империи. Кстати, в Китае этот праздник называют – Чуньцзе – праздник Весны. С тех пор, месяц мыши, который, как мы знаем из легенды, начинает год, так и остался в октябре.С XIX века, с усвоением григорианского календаря, Белый месяц в Калмыкии не праздновался именно, как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи, сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне (КНР), отмечают Белый месяц, как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется в то же само время. Но есть и другие версии происхождения названия. Конец зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища (цаhан идән). Именно ее, как символ очищения гостю предлагают отведать первой. Праздник Цаhан Сар восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое. Цаhан Cap — «белый месяц» у калмыков, является календарным праздником, приуроченным к окончанию зимнего и началу весеннего сезона. Белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Празднование Цаhан Cap ойрат-калмыками всегда имело отличительные особенности. Одна из которых — религиозно-мифологическое обоснование праздника, широко бытовавшее среди простого люда. Известны несколько вариантов легенды о Һал-Окон-Тенгри (Лхамо) — небесной деве огня. В ней повествуется о том, как прекрасная небесная дева против своего желания вынуждена была стать женой царя мангусов. Узнав, что её ребенок после появления на свет призван уничтожить весь людской род. Она решается на страшное злодеяние и убивает своего сына, после чего мгновенно превращается в свирепое божество — догшита. Её кожа приобретает темно-синий оттенок, лицо обезображивают свирепый оскал, дико вытаращенные глаза. Согласно буддийской иерархии божеств из спокойного, умиротворенного прекрасноликого персонажа Окон-Тенгри превратилась в гневного догшита, призванного защищать людей и бороться против врагов веры. И с этого момента она изображается в диадеме и с ожерельем из человеческих черепов, попирающей ногой кожу своего ребенка, перекинутого через её верхового животного — белого мула. Как гласит легенда, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Эрлик-номин ханом, она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается долгожданная весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные жестокой зимой, и радуются приближению теплого времени года с его пышным разнотравьем. К празднику готовились самым тщательным образом. Приобретали новые одежды, приводили в порядок старые. Убирали и украшали кибитку. Заготавливали продукты, пекли боорцоги, обладавшие большой смысловой значимостью.
Так, боорцоги «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву ее изображением. Аналогичную роль выполняли боорцоги «кит», форма которых напоминала часть конских внутренностей, и боорцоги «оврто тохш», символизировавшие крупный рогатый скот. Боорцоги «мошкмр» — крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» (буквальный перевод: насекомые). Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А, поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту от врагов. Среди донских калмыков особенно любим был вид боорцогов «бурхан зала», или „цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Дееджи боорцг». Боорцоги в виде солнца — «целвг» — цельная лепешка с защипами по краям, готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееджи. Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные боорцоги. Например, боорцг целвг округлой формы служил символом солнца, а солнцу отводилось значительное место в ходе этого праздника. Другим боорцогам придавали вид животных, птиц или их внутренних органов: хуц — баран, шовун — птица. Боорцоги, по форме напоминающие кишки разных животных, — джола, мошкмр, кит. В зависимости от смыслового содержания вкладываемого в боорцоги, менялся социально-возрастной адресат тех, кому они предназначались. Так, целвг и кит преподносили только пожилым, уважаемым людям, тоhш, хорха-боорцг отдавали детям и т. д. Самый главный и важный первый день праздника определялся по лунному календарю. Он приходился на первый день третьего месяца по калмыцкому летоисчислению. Накануне этого дня во всех ламаистских храмах начинались богослужения в честь догшитов. В центре хурула помещалась икона (дарцг) с изображением Окон-Тенгри. Служба велась в течение всей ночи, и как только наступал рассвет, с первыми лучами солнца, якобы освобожденного богиней, её икону выносили из храма и под звуки ламаистского оркестра её торжественным шествием обносили вокруг здания. Возвращение её на свое место в храм символизировало появление богини среди людей. Затем наступало время вкушения ритуальной пищи, предназначенной для Окон-Тенгри, и с этого момента начиналось всенародное празднование. Одним из очень интересных и важных ритуалов являлось традиционное приветствие, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя тем, что они уже поздоровались во время Цаhан Cap. У калмыков это приветствие было оформлено особым образом. При встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?». Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами. Монголы, буряты и тувинцы во время Цаhан Cap делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе. Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг, друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Свекор и сноха тоже должны были поздравить друг друга с праздником. А как это делалось? У калмыков есть такой прекрасный обычай: сноха не имела права показывать свекру открытые части тела, кроме рук и лица. А свекор, в свою очередь, не имел права прикасаться к снохе. Это происходило так: сноха подходила к свекру, протягивала ему обе руки, прикрытые рукавами, а свекор подавал правую руку. Сноха прикладывала к руке свекра свои руки, и на его руку делала поклон три раза. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. У калмыков сложился свой особый язык жестов — в них прекрасно читаются основные элементы национального этикета, выраженные в особом уважении и почтении к старшим, стремлении окружить их своей заботой, защитить на склоне лет от жизненных невзгод. Цаhан Cap — особый праздник для калмыцкого народа. Это единственный праздник в году, когда живущие далеко родственники стремились навестить свой родной хотон. Поэтому поездка в гости, хождение по гостям и прием гостей были непременными атрибутами праздника. Считалось, что чем большее число гостей посетит кибитку с пожеланиями благополучия, тем успешнее будут обстоять дела в этой семье. Порядок посещений строго регламентировался. С поздравлениями шли вначале к старейшинам рода и только потом, навещали молодых родственников, и однохотонцев, преподносили им подарки. Хождение по гостям сопровождалось праздничным весельем: звучала музыка, песни, исполнялись танцы. Все заранее готовились к встрече праздника: делали генеральную уборку в доме, шили или покупали новую одежду, выбирали жирного барана, варили мясо, все вещи стирали. В канун праздника женщины мыли голову, расчесывали волосы и одевали шиврлг (чехлы для волос). Надевали рубашки с белым воротником. Перед праздником Цаhан Сар хозяйка дома, сделав боорцоги, перебирала четки, потому что, этот день называется «Мацг одр» -день молитв, очищения, последний день зимы. Рано утром, в день Цаhан Сар, хозяйка дома варит калмыцкий чай. Пока чай закипит, она открывает сундук, достает новую одежду и вешает на заранее натянутую веревку. Таков был обычай — один раз в год выветривать одежду. Утром, когда просыпается вся семья, мать зовет к себе детей и целует их в правую щечку, произнося при этом: «Будь счастлив(а), живи долго, в следующем году я тебя поцелую в левую щечку». Приходит следующий год. Она опять произносит те же слова. В этих словах заключается мудрость народа: благополучно прожить год, и вновь поздравить друг друга. Желали друг другу здоровья и счастья. Потом садились пить чай. Старший в семье произносил йорол (благопожелание), поздравлял всех, желал здоровья, счастья, долгих лет жизни. В праздник Цаhан Сар калмыки зовут к себе всех на чай: родных, соседей, друзей. В этот день не надо ничего жалеть от других, нельзя экономить. В этот день принято друг другу дарить подарки. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником. Раньше сноха должна была калмыцкий чай сварить дома и понести старикам, угостить их своим ароматным чаем. Они в это время произносят йорол. Вот так проходит у калмыков праздник Цаhан Сар.
Источник