- Секреты медицины Древнего Египта
- Древнейший медицинский справочник
- Сердце как жизненный центр
- Медобслуживание для строителей пирамид
- Виртуозная хирургия
- Обезболивание и протезирование
- Врачебные специальности при фараонах
- «Подготовка кадров» и женщины-медики
- Боги – покровители врачевания
- Утерянные секреты красоты
- Медицина Древнего Египта: Египет стал местом зарождения загробного культа, египет народная медицина.
Секреты медицины Древнего Египта
Древнейший медицинский справочник
В Калифорнии хранится удивительный документ XVI века до нашей эры – так называемый «папирус Херста». Свиток составлен медиком, явно имевшим огромный практический опыт, и содержит порядка 250 рекомендаций по лечению самых разнообразных болезней. Так, в нем рассказывается, как избавить человека от лихорадки и дизентерии, остановить кровотечение и срастить кости, справиться с отеками, непроходимостью кишечника и паразитарными инвазиями, помочь при заболеваниях сердца, желудка, печени, дыхательных органов, уха и носа, при диабете, цинге и роже, как лечить ожоги и гнойники, как спасти укушенного змеей человека. И даже говорится, какими методами устранить гонорею и восстановить мужскую потенцию!
Более того, в конце «папируса Херста» расположен, как сказали бы сейчас, косметологический раздел: советы по удалению родимых пятен, избавлению от морщин, изменению цвета кожи; есть указания по усилению роста волос, их окраске на голове и на бровях.
В каждый древний рецепт входят не только реальные медицинские указания, но и магические составляющие – магия в древнем Египте была неотъемлемым элементом медицины. Также врачу, который будет пользоваться приведенными советами, предлагается для начала определить прогноз болезни: «можно излечить», «можно бороться», «нельзя вылечить».
Сердце как жизненный центр
Врачи Египта уже несколько тысячелетий назад очень хорошо разбирались в том, как устроено и «работает» человеческое тело; вероятнее всего, эти знания связаны с повсеместно практиковавшейся мумификацией. Согласно документальным данным, именно египетским медикам принадлежит честь открытия той роли, которую играет сердце человека; они считали этот орган жизненным центром, заставляющим кровь циркулировать по 22-м главным сосудам и более мелкой периферийной кровеносной сети.
В «папирусе Эберса», хранящемся в Лейпциге – одном из знаменитых документов XV века до нашей эры – ясно говорится: «первая тайна врача – знание, как работает сердце, связанное сосудами со всеми членами…» Правда, наряду с кровеносными сосудами в физическом теле, врач описывал и аналогичную структуру у магического двойника человека – незримого тела «Ка».
Медобслуживание для строителей пирамид
Одной из самых развитых отраслей египетской медицины была травматологическая хирургия; это, опять же, напрямую связано с искусством мумифицировать умерших. Документ, названный «Хирургический папирус Э. Смита» и датированный временем за шестнадцать веков до начала нашей эры, описывает почти полсотни видов травматических повреждений и методов их лечения, причем способы устранения гематом и опухолей, репозиции костей совершенно правильны даже с современной точки зрения. Проанализировав характер наиболее часто описывающихся травм, ученые сделали предположение, что создатель папируса был практикующим медиком на каком-то крупномасштабном строительстве.
Кстати, о строительстве. Документы, касающиеся экономики древнего Египта, однозначно утверждают: рабочие, участвовавшие в возведении грандиозных пирамид Гизы, получали… медицинское обслуживание! Правда, на 1500 строителей приходился один медик, и вряд ли самой высокой квалификации, но сам исторический факт поразителен.
Виртуозная хирургия
В ходе изучения далекого прошлого Египта ученые неоднократно обнаруживали бесспорные следы успешно и виртуозно выполненных хирургических операций. Аккуратно сращенными после перелома костями конечностей дело не ограничивалось; так, имеются достоверные данные о весьма тонких операциях на черепе, или, к примеру, о лечении воспалившейся надкостницы через просверленное в челюсти маленькое отверстие.
Еще четыре тысячи лет назад, если не раньше, древние врачи-египтяне стали применять обезболивание во время тяжелых оперативных вмешательств. В этих целях использовался экстракт опийного мака, который выращивался на острове Кипр и ввозился в Египет специально для медицинских нужд. Хранились экстракты в особых керамических коробочках, внешне похожих на перевернутую головку мака; в больницах при храмах велся строгий учет расходования этого сильнодействующего средства.
Обезболивание и протезирование
Инструменты, находящиеся в распоряжении древнеегипетских хирургов, изготавливались из бронзы, реже – из серебра, очень дорогого по тем временам металла. Мы знаем об этом благодаря нескольким археологическим находкам, а также сохранившимся детальным изображениям – например, на стене в храме Хорура в местечке Ком Обо, что неподалеку от Асуана. Хорур, бог с головой сокола, покровительствовал врачеванию и медицине; рисунок в его храме изображает хирургический стол во всех подробностях.
Больших успехов врачеватели Египта достигли в области протезирования. Зубные протезы выполнялись из слоновой кости и укреплялись на челюсти золотой проволокой; ампутированные конечности часто заменялись деревянными аналогами, очень искусно вырезанными и обработанными. Увидеть работы древнейших протезистов можно во многих археологических музеях.
Врачебные специальности при фараонах
Сильной стороной медицины Древнего Египта, без сомнения, была специализация. Хорошее развитие получили травматология, хирургия, гинекология, офтальмология и так далее. Созданный за 19 столетий до нашей эры папирус, именующийся «Кахунский гинекологический», включает описания наиболее известных заболеваний женской половой сферы, а также упоминания о самых древних противозачаточных средствах. Правда, использование контрацептивов вряд ли доставляло египетским женщинам удовольствие: они представляли собой кусочки пористой сердцевины папируса, пропитанные смесью кислого молока, крокодильих экскрементов и еще некоторых составляющих; получаемая кислая среда убивала сперматозоиды. Как легко понять, древнеегипетские средства от нежелательной беременности были исключительно вагинальными.
Встречается в древнеегипетских медицинских текстах и упоминание оригинального «теста беременных»: зерна пшеницы и ячменя особых сортов смачивали мочой женщины, готовящейся стать матерью, а затем с помощью специальных ритуалов определяли пол будущего ребенка.
До сегодняшних дней дошли созданные в Древнем Египте тексты, посвященные другим медицинским специализациям: проктологии («папирус Честер-Битти»), лечению укусов ядовитых насекомых и пресмыкающихся («Бруклинский змеиный папирус»), и так далее. А медики, состоявшие на службе у фараонов, носили вполне конкретные титулы, например: «офтальмолог (гастроэнтеролог) при Великом Доме», «проктолог Его Величества».
«Подготовка кадров» и женщины-медики
Вся древнеегипетская медицина была связана со жреческим служением: медики обучались в храмах, там же обычно устраивались и лечебницы. Часто врачеванием всерьез увлекались и властители Египта: как свидетельствует «папирус Эберса», первый царь династии Джер не только составлял грамотные лечебные рецепты, но и придумал для своей царицы-матери Шеш эффективное средство, укрепляющее волосы.
Служению медицине во времена фараонов обычно посвящали себя мужчины, но есть и несколько исключений. Как поведали найденные заупокойные стелы, более четырех с половиной тысяч лет тому назад в Египте жили и работали древнейшие в истории человечества женщины-медики – Песешет и Меритптах. Песешет, кстати, титуловалась как «великая начальница над всеми женщинами-медиками», а также занимала должность придворного старшего офтальмолога и руководила школой акушерок при храме богини-матери Нейт в городе Саисе.
Боги – покровители врачевания
«Авторство» многих рецептов и указаний, собранных в египетских папирусах, приписывается богам. Так, известен рецепт средства, якобы созданного великой богиней Исидой, помогающего от «головной болезни» и «всего дурного и нехорошего».
Единой покровительницей врачевателей и их деятельности в Древнем Египте считалась Сехмет: богиня с львиной головой, гневная и грозная, напускающая на мир болезни и эпидемии, и в то же время помогающая от них избавляться. Сами недуги, «духи болезней», представлялись египтянам в виде огненных змеиных стрел – шесеру, которые Сехмет выпускает из своего лука, либо как невидимые душители – ипутиу, несущие смерть. Жрецы богини Сехмет славились как наиболее знающие и искусные целители.
Некоторыми отдельными направлениями медицины «ведали» специальные боги: так сокологоловый Хорур покровительствовал хирургам, а божества, сопровождающие умершего в иной мир и позволяющие видеть потусторонние тайны, по совместительству присматривали за офтальмологией.
Порой при храмах создавались настоящие санаторные комплексы. Так, в знаменитом дендерском храме радостной богини Хатхор был обширный двор, с установленной в центре исцеляющей статуей и «палатами» для паломников по периметру, выстроенными из сырого кирпича.
Утерянные секреты красоты
Крупнейшие компании, выпускающие сегодня косметику ухода, средства омоложения, парфюмерию, очень интересуются секретами древнеегипетской косметологии. Средства тех времен были весьма оригинальны, но, судя по историческим свидетельствам, высокоэффективны. Сохранился рецепт под красноречивым названием «как сделать старуху юной красавицей»: чтобы избавиться от пигментации на коже, рекомендовалось смешать ячменную муку, ослиное молоко и множество целебных трав, приготовить непропеченную лепешку, поместить ее на водяную баню и ждать, пока на корочке не проступить особое масло. Им-то и следовало сводить пигментные пятна…
Закономерный вопрос: если древнеегипетские косметические средства столь действенны, почему на их основе еще не созданы современные препараты, способные творить такие же чудеса? Дело в том, что в состав большинства рецептов входят различные лекарственные растения и другие ингредиенты, названия которых пока не удается идентифицировать с современными вариантами – ведь прошли тысячелетия! Но ученые не теряют надежды: каждая новая археологическая находка, папирус, стела, рисунок или фреска могут приблизить нас к разгадке очередной тайны медицины времен египетских фараонов.
Источник
Медицина Древнего Египта: Египет стал местом зарождения загробного культа, египет народная медицина.
Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия гласила о том, что душа после погибели ворачивается в тело и остается неприкаянной, если тело не сохранить. Поначалу из тела погибшего удаляли внутренности и помещали их в различные сосуды, потом тело заворачивали в ткани, пропитанные особенными народная медицина в лечении мозга смолами. Так происходил процесс бальзамирования погибших. В первый раз тщательно описанный Геродотом, он представлялся грекам величавой загадкой. Докторское искусство египтян и ранее поражало их воображение. Гомер писал о Египте: «. каждый в народе там доктор, превосходящий знаньем глубочайшим иных людей».
Египтяне знали огромное количество фармацевтических растений. Высоко ценились ароматичные смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для мед целей. Искусство врачевания обозначалось 2-мя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя знаки народная медицина в старой греции хирургии и фармакологии. Как и во всех старых культурах, медицина в Египте была связана с религией.
Считали, что причина заболевания может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов либо души погибшего народная медицина в болях в спине.
В текущее время понятно около 10 папирусных свитков с мед текстами. Эти тексты, также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенках гробниц и надгробных стелах дают нам сок капустный в народной медицине представление о мед познаниях старых египтян. Побеседуем подробнее о 2-ух мед папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
Самую необъятную информацию дает большой мед папирус Эберса (XVI век до н.э), отысканный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он добивается в длину 20,5 м и именуется «Книга изготовления фармацевтических средств для всех частей тела». В тексте встречается огромное количество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других старых источниках мед познаний сок из сельдерея народная медицин.
Папирус Эберса содержит 900 прописей фармацевтических средств для исцеления болезней органов пищеварения, дыхательных путей, уха, гортани, носа, глаз, кожи. Название каждого рецепта выделено красноватой краской, форма его, обычно, лаконична. Сначала стоит заголовок, к примеру, «Средство для изгнания крови из раны», потом перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, к примеру: «варить, смешать». В папирусах упоминается огромное количество фармацевтических растений. Посреди их — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только лишь с его ценными фармацевтическими качествами, да и с необыкновенным строением: концентрические слои луковки символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только лишь для исцеления, да и для бальзамирования погибших. В древние времена этим соком вылечивали раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Тут алоэ сок подорожника народная медицина добивается 10 м высоты. Нижняя часть его стебля равномерно каменеет и освобождается от листьев. Этой особенностью разъясняется происхождение наименования «алоэ древовидный».
В состав фармацевтических средств входили растения (лук сок пастернака в народной медицине, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
В эру средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий нездоровых и в особенности для проведения хирургических операций.
Обширно применялись в мед целях части тела и жир животных. Так, к примеру, мазь для роста волос готовилась из последующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало гиппопотама. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, расцветки народная медицина в лечении астмы волос и бровей. Египетский доктор был качественным в косметике, он был должен знать, как можно поменять цвет лица и цвет волос, сделать тело прекрасным.
Египтянам принадлежит один из самых старых из дошедших до нас текстов о строении тела человека и хирургическом лечении (проведении операций), 1-ое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия старых египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клеточки и позвоночника и способы их исцеления. Исцеление неких заболеваний было очевидно безвыходно, сведения о их имели народная медицина в борьбе с раком для докторов только теоретическое значение. Посреди такового рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей народная медицина в лечении почек речи и слуха в итоге травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, приобретенных в схватках, вывихов и переломов. На кровоточивую свежайшую рану накладывали кусочек сырого мяса, потом края ее сшивали с помощью игл и нитей. Гноящиеся раны присыпали хлебной либо древесной плесенью.
Исторические параллели: Внедрение плесени для заживления гноящихся ран на 1-ый взор кажется феноминальным, но египетским докторам было понятно о ее целительном действии. Эмпирические познания старых докторов получили научное доказательство спустя тыщи лет. В 20-х гг. XX в. британский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного деяния. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не завлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Исключительно в 1940 г. применение пенициллина народная медицина в лечении волос вошло в целебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
В папирусе Смита встречаются такие советы для докторов, которые звучат умопомрачительно современно. «Когда перед тобой человек с покоробленной народная медицина в болях коленях ключицей и ты узреешь, что она короче и стоит не потому что другая. скажи для себя: вот болезнь, которую я стану вылечивать. Тогда и ты должен уложить его навзничь, подсунуть нечто меж лопатками и расправить ему плечи, чтоб сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».
Так же конкретно в старом Египте был сотворен и один из первых письменных источников по гинекологии, акушерству и ветеринарии. Все эти сведения содержались в папирусе Кахуна.
Геродот упоминает народная медицина в исламе реферат в собственных записках о разделении мед профессий в Египте: «Медицина у их разбита, — пишет он, — каждый доктор занимается особенным родом заболеваний: одни — глазные докторы, другие — докторы для головы, третьи — для зубов, и ещё другие — для невидимых болезней». Врачевание было льготой касты жрецов. Согласно одним источникам, каждый жрец сразу был и доктором, из других понятно, что каждый доктор принадлежал к касте жрецов. Соц положение докторов было, обычно, высочайшим.
Созданием фармацевтических средств сначала занимались народная медицина в исцеление пвч у сами докторы, но во II—III вв. до н.э. в Александрии возникает особенная профессия «изготовитель лекарств». Лекарства готовили как по особенным рецептам, так и «обычные» — для домашних аптек, история которых всходит в Египте к III тысячелетию до н.э. Сохранилась домашняя аптека египетской королевы, которую датируют 2000 г. до н.э.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник