Где снимали рецепт ее молодости

Рецепт её молодости (1983)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

По мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса».

Фантастическая история долголетия известной актрисы. На вид ей 30 — на самом деле около трехсот. Секрет её молодости в особом снадобье, изобретенном давным-давно…

последнее обновление информации: 08.05.21

критика

Можно ли 337 лет быть молодым?
Молодость — это весна жизни. Весной все цветет, цветет душа, волнуется кровь, ты хорошеешь, и мир вокруг великолепен. После весны наступает лето, затем — осень, а дальше вести счет нет смысла.
Так вот, можно ли больше трех веков чувствовать себя юным, больше трех веков не увядать, испытывать волнение в крови, больше трех веков не думать об осени и о том, что за нею следует?
Фантастика! — скажете вы, усмехаясь недоверчиво. Однако не спешите проявлять свой трезвый скептицизм. Есть рецепт — верный, безотказно действующий, опробованный. И написан он не на бланке из поликлиники, а на старинной бумаге — плотной и крепкой; написан не шариковой ручкой или фломастером, а добрыми старинными чернилами, которые не выцветают и не смываются; написан старинным красивым почерком с вензелями и завитушками. В прежние века знали толк в молодости и красоте, о ней заботились, ее лелеяли, ей поклонялись. Поэтому рецепту можно верить.
На старинной бумаге старинным почерком написано, как составить «средство Макропулоса». Оно обеспечивает если и не вечную молодость, то, во всяком случае, срок немалый — больше трехсот лет. А для молодости это почти вечность.
«Средство Макропулоса» — так называлась пьеса Карела Чапека, созданная в 20-е годы. А режиссер Евгений Гинзбург поставил фильм — как говорится, по ее мотивам. В пьесе Чапек стремился доказать, что вечная молодость — абсурд. Предложим — как бы говорил писатель — что найдено средство, позволяющее человеку сохраниться таким, каким он был, скажем, в двадцать или в двадцать пять лет. Тело не меняется, остается таким же молодым, но главное стареет душа — пресыщается, становится апатичной. Человек за многовековую жизнь все успевает познать, все изведать, всем насладиться и никакие радости жизни не способны будут его взволновать. Потому в финале пьесы обычная девушка — юная Кристина — сжигает рецепт: она не хочет пресыщения.
Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл.
Один из новых мотивов такой: Эмилия Марти — актриса, певица. В кадре время от времени появляется толпа статистов в ярких театральных и цирковых костюмах. Толпа окружает актрису, поет вместе с ней, танцует, веселится. Это как бы материализовавшийся на наших глазах мир эстрады и цирка, вечный мир искусства. Мир этот всегда, во все времена дарил людям наслаждение и радость.
Потому он вечен. А поскольку Эмилия Марти — его часть, его выражение, она тоже должна быть вечной — на том настаивает картина.

Читайте также:  Рецепт приготовления кабардинской халвы

До этой ленты Евгений Гинзбург работал на телевидении, создал множество передач; главным образом — музыкальных. Были среди них и «Новогодний аттракцион», и популярные «Бенефисы», в том числе — «Бенефис Людмилы Гурченко», настоящий фейерверк перевоплощений актрисы, сыгравшей более десятка самых разных ролей. Я знаю, вы догадались: кому, как не ей должен был режиссер поручить роль Элины Макропулос — той, которая меняла имена, костюмы, эпохи, но всегда оставалась неизменно прекрасной.

киновед Валентин Михалкович

Источник

«Рецепт ее молодости» не сработал

Недавно где-то у себя в заметках вспомнил «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга, и подсознательно по «волне моей памяти» меня понесло и принесло к «Рецепту ее молодости» 1583 года выпуска.

Следует сразу сказать, что данный проект Гинзбурга как раз сюжетно закончен, не все декорации сделаны из гофрированного картона (фильм и на сегодня смотрится «небедно»); а если еще и попалась хорошая копия (по картинке и по звуку – без царапин и шепелявостей) – то удовольствие гарантировано (при этом нелюбителям Гурченко уточню, что и здесь она по-прежнему жеманна и любит покривляться, извините – уже ничего не поменяется).

При этом я хочу не только вспомнить сам фильм, но актерские судьбы участников этого фильма – очень уж название фильма провоцирует на такой анализ, скорее ретроспективу.

Надо сразу напомнить, что, как это всегда водится у Гинзбурга, фильм – неприкрытый мюзикл (скорее кинематографическая версия бенефиса Гурченко) со всеми вытекающими… А литературная основа — пьеса Карела Чапека «Средство Макропулоса»…И так.

У адвоката Коленатого (Ромашин) в конторе запара – близится к концу длительный процесс между Альбертом Грегором (Абдулов) и бароном Прусом (Борисов).

И тут в город нагрянула с гастролями знаменитая певица Эмилия Марти (Гурченко).

Мало того, что она в курсе этой тяжбы, так она еще и знает, где у Пруса, в каком секретере и на какой полке лежат необходимые суду документы; да и к тому же имеет собственный диктуемый всем взгляд на процесс, что существенно изменяет течение самого процесса.

И случилось же неладное, соперники в суде и по жизни возжелали Эмилию. Причем Грегор со всей своей молодой страстью кипит и готов к взрыву:

«Я молод, я силен, я вас люблю
Я вас молю, я, наконец, велю
В глаза мои взгляните и зажгитесь
И мне ответьте на любовь мою!»

У Пруса же деловая хватка, совпадающая с кредо его жизни:

«Да, хищник не ругательное слово
Есть в хищниках высокая корысть.
Есть в хищниках здоровая основа,
Желанье и обязанность загрызть!»

Оно и дальше все не так просто — в театре на выступлении Эмилии появляется граф Гаук (Джигарханян), по возрасту достаточно маразматичен и уже одной ногой…

Он почему-то называет Эмилию Евгенией и поет ей темпераментные куплеты:

«Не ты ли огнем опалила
Мои молодые года?
В Мадриде, в Мадриде то было
В посольстве служил я тогда.»

Да, ещё – при этом Эмилия периодически «проваливается» в подпространство, назовем его, «артистического эстетизма», где поет свои эссеистические баллады.

Читайте также:  Рецепт пирожков с абрикосом

«Кого любить, кого любить,
Была б любовь, любимые найдутся,
Он ничего, ах прелесть
Сведу с ума потешусь за одно
Тряхни уж стариной, так и быть»

Ну и до кучи в городе появляется бродяга Бомбито (Шакуров) в поисках Эмили-Евгении-Эвелины…

Он не поет – он темпераментно танцует, что уж никогда не отмечалось за Шакуровым.

И вот накопилась критическая масса персонажей, приводящая к взрыву…

Чуть не силой из Эмилии весь этот клуб джентльменов вытягивает признание, что по молодости она приняла на пробу средство Макропулоса, составляемое им для какого-то монарха и случайно забракованное… И вот теперь без особых проблем прожила 300 лет вместе со случайным товарищем Бомбито. А теперь требуется повторный прием лекарства для продолжения безрадостного трехсотлетнего существования.

Кстати, во избежание ненужных слухов она периодически меняет паспортные данные, поэтому её граф Гаук именует Евгенией.

И что? Рецепт практического бессмертия найден у барона Пруса, при их возможностях великосветского общества особого труда не составляет собрать рецептуру, но они таки устроили борьбу нанайских мальчиков.

В итоге старичок граф Гаук по причине возрастного слабоумия воспринял бумажку с рецептом средства Макропулоса, как само средство… И съел бумажку, не запивая.

Эпилог – все предстали перед лицом банальной кончины по истечении среднестатистического возраста.

В итоге Эмили остается только спеть на львовских улицах:

«Когда пора уйти , уходим, как не горько
Но лишь, запомнив все до мелочей ,
Смотри, смотри на этот мир,
До опьяненья, до восторга!
До опьяненья, до восторга!»

Хотел бы отметить, что, наверное, этот мюзикл один из сильнейших в истории советско-российского кинематографа. Может быть – «Стиляги»?! Да – нет, уж очень легковесно.

И еще небольшой постскриптум по результатам просмотра уже по судьбам исполнителей ролей под девизом «Живите триста лет!» и эпиграфом:

«Всё выше лестница,
Но цель близка!
Пусть смерть повесится!
Идём в века!»

Гурченко почила… Светлая ей память! Хотя бы на 300 лет! Но лучшей, наверное, останется роль из «Двадцать дней без войны».

Ромашин ушел от нас, имея какой-то пик популярности… Запомнился в «Десять негритят» и «Агонии».

Блистательный юноша в этом фильме Абдулов, как-то быстро сгорел. А путем так ничего и не оставил. Самая главная роль так и осталась – начальная – Медведь в «Обыкновенном чуде». Хорошо и мощно показался в «Над темной водой». Интересно погримассничал в «Формуле любви». Покривлялся и попаясничал у Соловьева в «Черной розе…»…

Борисов был точен и гениален; «Слуга», «Луна-парк» и многое другое…

Джигарханян – «жив курилка», всё старичка изображал, а тут от молодой жены ушел. Запоминаем и многогранен.

А от Шакурова и сейчас впечатление, что сможет исполнить какую-нибудь хореографическую композицию. Ровен и талантлив!

«Да, старость неизбежна. Ну и что?

Осталась грусть, но страха больше нет!

Источник

«Рецепт ее молодости». Она вложила в этот фильм всю душу, а он провалился в прокате. Кто виноват

Хлопот полон рот, а перекусить нечего.

Эта пословица в точности описывает усилия, которые Людмила Гурченко вложила в фильм «Рецепт ее молодости».

Она была на спектакле по пьесе К. Чапека «Секрет Макропулоса» и влюбилась в этот сюжет. Не просто влюбилась, а загорелась идеей воплотить его на большом экране и сыграть главную роль. Кто бы спорил, лучшей претендентки на нее во всем Союзе было не сыскать.

Читайте также:  Рецепт пирога с картофельным пюре

Гурченко сразу же пришла с этим предложением к Михалкову. Но он был занят съемками ”Родни” и посоветовал обратиться к Н. Сизову, ген. директору мосфильма.

Людмила Марковна получила согласие на съемки, но при условии, что режиссера, сценариста и композитора она найдет сама. Гурченко согласилась. И первым делом позвонила А. Адабашьяну с просьбой написать сценарий. Он был написан именно под нее.

Сизов сам назначил директора картины и процесс пошел веселее. Сложнее всего было найти режиссера. Никто не хотел работать с Гурченко. Раз идея была ее, значит будет лезть в режиссуру. А кому это понравится?

В итоге режиссерское кресло получил Е.Гинзбург, не имеющий опыта в съемках широкоформатного кино, но прекрасному автору музыкальных программ на телевидении. Гурченко сама предложила ему эту работу.

Композитором стал музыкант и дирижер Г. Гаранян. Он был гениальным музыкантом, но не композитором. Для музыкального фильма была необходима не просто песня, а шлягер, который будут петь все.

Писать шлягеры Гаранян не умел.

И это стало первой ошибкой в съемках и причиной неуспеха кинокартины.

В процессе съемок урезали бюджет. Костюмеры шили практически из ничего. А Людмила Гурченко потратила кровные на половину своего съемочного гардероба. Кино было ее самой большой любовью, и ради него она была готова на любые жертвы.

Натура увлекающаяся, она в желании сделать все как можно лучше лезла в режиссуру и Гинзбург во избежании конфликтов делал вид, что соглашается с ней, а потом вырезал все ее изыски.

И терпение у него было на исходе.

На завершающей стадии, во время монтажа конфликт между актрисой и режиссером достиг своего апогея. Их ссора произошла за закрытыми дверями и подробности ее неизвестны.

Возможно этот конфликт нанес урон всей картине, и стал второй причиной ее провала.

На первом проф. просмотре картина имела оглушительный успех. Ей присвоили высшую прокатную категорию. Но потом фортуна отвернулась от создателей фильма.

В госкино он восторга не вызвал и первую категорию с него сняли. Это отразилось и на гонорарах, и на прокате.

Красивая, костюмная, музыкальная история с прекрасными вокальными номерами, потрясающей хореографией и звездным составом актеров (Абдулов, Шакуров, Борисов, Джигарханян) не пришлась по вкусу и зрителям.

Фильм прошел почти незамеченным. Особенно в сравнении с другими картинами Гурченко.

В провале она обвинила режиссера. Он не снимал ее крупным планом, Гурченко была лишь элементом общей мозаики мюзикла, а должна была быть его центром. “Рецепт ее молодости” стал самым большим разочарованием Людмилы Марковны.

До последних дней Людмила Гурченко была иконой стиля отечественного кинематографа, сохранила девичью фигуру и выглядела прекрасно. Она прибегала к пластике и не скрывала этого, но безусловно у нее были свои секреты красоты и молодости.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить и новые статьи этого проекта, и другие. Будет интересно!

С вами была Алина, канал КиноРакурс.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector