Холодный фарфор рецепт с целлюлозой

Холодный фарфор – рецепт из обойного клея с метилцеллюлозой

Новый рецепт холодного фарфора.

Всем, кто увлечён лепкой реалистичных цветов из холодного фарфора будет интересен новый рецепт домашнего холодного фарфора, который отвечает всем требованиям к глине. Свежая масса податливая и пластичная, после высыхания лепестки гибкие, прочные, не бьются, прозрачные (без желтизны и намёка на серость). Более того я сложила свой пробный лепесток вчетверо – представляете?! Для меня это большой успех! Я просто ошарашена результатом!

Хочу сказать, что сама я рецепт не придумывала, я лишь подогнала под себя и свои возможности рецепт одного мастера и замечательного человека Ирины из Венгрии. И этот рецепт совсем не моя заслуга. Натолкнула меня на этот рецепт эта статья про использование КарбоксиМетилЦеллюлозы (КМЦ) в холодном фарфоре. Огромное ей спасибо за её личные эксперименты. Вот рецепт, точнее рецепты, от которых я отталкивалась. Я их немного переделала.

Эту розочку пробную я слепила из своей глинки.

Мне очень нравится, что цвета не искажаются.

Коротко о компонентах, используемых в рецепте

Если вы серьёзно задумались над рецептом, давайте я поясню некоторые вещи и механизмы, происходящие при приготовлении фарфора из обойного клея. Это просто необходимо прочитать, чтобы понять суть нового рецепта.

Обойный клей

Есть разные марки, разные виды: для бумажных обоев, для виниловых. Но и состав его разный. Один состоит лишь из модифицированного крахмала (не генномодифицированного, а прошедшего специальную обработку, чтобы его не нужно было нагревать) он растворяется в воде и (без нагревания) превращается в клейстер.

Сам по себе обычный необработанный крахмал только в нагретых растворах способен становиться клейким. Это знают все хозяюшки, и опыта приготовления киселей, соусов и прочего. Ранее я писала о видах крахмала и о самом важном для нас аспекте – температуре клейстеризации, которую необходимо соблюдать при варке холодного фарфора.

В состав клеев для тяжёлых виниловых обоев помимо модифицированного крахмала (МК) входят другие компоненты: метилцеллюлоза (МЦ) и антигрибковые добавки (скорее всего бура, белый порошок, он является антисептиком, чтобы не завёлся грибок).

Это тот клей с метилцеллюлозой, который я добавляю в холодный фарфор

Метилцеллюлоза – это один из эфиров целлюлозы. А эфиры целлюлозы – способны образовывать очень вязкие растворы. Это очень для нас – фарфороварщиков – очень важно!

Метилцеллюлоза гигроскопична – хорошо вбирает в себя влагу. При нагревании водных растворов метилцеллюлозы, происходит ухудшение растворимости, вплоть до выпадения осадка (“творожка”). А зачем он нам? Но, я уверена, моя мизерная доза (1 ч. л.) не испортит массу. Хотя, в то же время, я заметила, что немного полежав (неделю-две) масса становится “мокрее” – возможно не хватает антисептика (консерванта). Но я надеялась на тетраборат натрия, который через две недели как раз ко мне доставили. Читайте ниже в дополнении…

Такие растворы имеют хорошие плёнкообразующими качествами. И эти плёнки довольно крепки на разрыв.

КарбоксиМетилЦеллюлоза

Есть ещё клей для обоев “КМЦ” (аббр. КарбоксиМетилЦеллюлоза) – или лат. “СМС”. Карбоксиметилцеллюлоза также является эфиром целлюлозы. Её используют при аппретированиии ткани (отделке-пропитке), тем самым придавая материалу жёсткость, несминаемость и прочие свойства. Для нас важно, что КМЦ, как и МЦ образуют пластичные плёнки.

Запомните – КМЦ и МЦ – это по сути растворимый клей.

Когда я искала клей КМЦ в строительных магазинах нашла только КМЦ стружкой. При испытании в воде он дал жиденький, еле липкий раствор, в то время как клей с метилцеллюлозой растворился за 2-3 минуты и был очень густой и быстро высыхал в плёнку. Поэтому, КМЦ стружкой не покупайте. Он такой как на фото, специально показываю его вам.

Клей обойный КМЦ

Стружка довольно крупная. В магазинах есть КМЦ более мелкая, порошком или мелкими гранулами. Его-то и нужно выбирать. А эта стружка в клее ПВА очень плохо расходится.

Парафин. Некоторые мастерицы добавляют парафин или стеарин (тёртую свечку) в свой холодный фарфор. Вот и я решила добавить парафин.

Он придаёт гладкость и немного пластичность массе. После высыхания она немного лоснится, и это делает её визуально похожей на покупные глины. Стеарин (стеариновая кислота) лучше парафина по свойствам. Парафин более крохкий, стеарин более вязкий. Чтобы их сравнить на опыте нужно найти стеариновую свечку (она беленькая). Парафиновые есть в каждом магазине. Я их не сравнивала, так как стеариновые свечи не нашла, поэтому ничего добавить к сказанному пока не могу.

Кстати, стеариновую кислоту можно купить в магазинах, где всё для домашней косметики.

Рецепт превосходного холодного фарфора с добавлением обойного клея

  1. клей ПВА standart фирмы “Alina Paint” – 2 ст.л.
  2. клей СТОЛЯР SUPER PVA фирмы “Момент” (в Европе “Pattex”) – 1 ст.л.
  3. крахмал высшего сорта картофельный -3 ст.л.
  4. метилцеллюлоза/обойный клей фирмы “Момент” – 1 ч.л.
  5. глицерин – 1 ч.л.
  6. вазелин – 1 ч.л.
  7. детское масло Jonsons – 0,5 ч.л. (+ 1 ч.л. для вымешивания массы)
  8. парафин – 0,7 ч.л.
Читайте также:  Рецепт восточного супа с капустой

Приготовление холодного фарфора

  1. Крахмал и обойный клей смешиваем в одной ёмкости, эту сухую смесь, тщательно перемешиваем ложечкой.
  2. В чашке для варки холодного фарфора смешиваем два вида клея.Если вы затрудняетесь с первым указанным клеем, замените его любым строительным клеем ПВА “Универсальным” (это важно! универсальный клей – подходит для многих материалов, значит обладает хорошей сцепляющей способностью, а нам нужно нашу сухую смесь прочно склеить). У меня первый клей (отечественный) жидкий, а “Момент” густой. Получается я разбавляю густой клей, чтобы не допустить перевар массы. Так как с клеем D2 при варке нужно быть предельно осторожным. Я, чтоб не осторожничать, его разбавила в пропорции 1:2. Пропорцию 1:1 не пробовала, но предполагаю, что масса выйдет ещё лучше. Советую всегда разбавлять очень густой клей при варке более жидким!
  3. В клей добавляем глицерин, вазелин, детское масло и парафин. Перемешиваем.
  4. Высыпаем сухую смесь (п.1) в чашку с жидкими компонентами. Тщательно перемешиваем!
  5. Нагреваем в микроволновке, “варим”.Я грею на маленькой мощности 450 Вт – сначала 10 секунд. Достаю, перемешиваю и ставлю снова в микроволновку. На той же мощности прогреваю ещё 20 секунд. И… ого! Уже готово! Этого оказалось даже много, можно после первого прогрева по 10 секунд, ещё два раза прогреть. У меня образовалась резиновая корочка, похожая на перевар. Нет, нет, не пугайтесь – я всё размешала без особых усилий и комочек стал практически однородный. Получилась, что “резинка” согрела жидкие остатки, и образовался один цельный комок. Мягонький.
  6. На приготовленную поверхность (стол), застеленную одноразовым полиэтиленовым мешочком (не шуршащим, а гелевым, с ним удобнее и он прочный), смазанным детским маслом (1 ч.л. ) выкладываем массу (комок), немного обваливаем её в масле и вымешиваем. Я с недавних пор вымешиваю горячую массу прям пакетом, его углами-краями… Так всё чисто, и руки и стол, и не так горячо. Вымешивается холодный фарфор с метилцеллюлозой из обойного клея превосходно и легко. Я его мну пакетом, а через мои отпечатки-вмятины сквозь глину стол просвечивается. Такая глина податливая получилась. И ничегошеньки не липнет! Думаю, парафин тоже этому способствует. Значит мы угадали с пропорциями всех компонентов. Это здорово!
  7. В этот же пакетик, на котором вымешивали, заворачиваем массу и завязываем. Необходимо, чтобы глина “отлежалась” хотя бы сутки. Затем, через сутки, меняем мешочек, можно его немного смазать детским маслом. Теперь можно из неё лепить. У меня вышло около 90 грамм холодного фарфора, я взвешивала кухонными электронными весами. Почти полпачки покупной глины. Точнее не скажу, так как на экране светились цифры 0,09 (кг). Тысячные доли мои весы не показывают, к сожалению.

Обзор получившейся гибкой глины.

Сама масса получилась светло-кремового оттенка. Гладкая, мягкая, податливая, пластичная (тянется, а не рвётся), не липкая. Гибкая – благодаря удачному клею “СТОЛЯР” и определённо благодаря метилцеллюлозе.

Сразу после варки я немного отщипнула от комочка глины и испытала её Раскатала на руке лепесток фломастером, т.к. инструментов под рукой не оказалось. масса послушно раскатывается, и совсем тонко. Без крема.

Нас следующий день, точнее вечер, я посмотрела лепесток – крутила его, вертела, гнула во все стороны и… сложила его вчетверо, как бумажку. Можете поверить?! Он не поломался, не треснул, остался только белёсый след, едва заметный.

Я безмерно рада, что получилась такая волшебная масса. После глины “Modern clay” на этой домашней глине можно спокойно выдохнуть. Работая с Модерн клэй я с трудом успевала сформировать листочек, как он высыхал. Хотя гибкость её меня устраивает.

Такие пробные полосочки я раскатала и высушила, сверху – с капелькой белил, снизу – без краски

Видно, что немного “волнится” полоска при сушке. Хотя подсушивала я их на ровной поверхности. Я думаю это из-за клея первого, он очень жидкий. Надо всё-таки попробовать смещать два клея в пропорции 1:1. Возможно, это решит проблему.

Те же полоски вблизи, 1 – без красок, 2 – с белилами

Полоски легко скручиваются в рулончик. Пусть подсохнут ещё 4-5 дней окончательно. Чтобы гнуть, складывать и делать выводы, подождём немного. Потом я допишу о гибкости и фото добавлю.

Пока моя масса отлёживалась, стала немного мягче. Я попробую увеличить дозировку крахмала в следующий раз. Пожалуй, единственный минус полученного холодного фарфора с метилцеллюлозой из обойного клея – это то, что он долго высыхает, и немного волнится при сушке. Поэтому я буду ещё экспериментировать с пропорциями.
Если у вас есть (продаётся в аптеках) тетраборат натрия (раствор в глицерине) добавьте 2-3 капли в отлежавшуюся (остывшую!) массу, просто разотрите капли на руках (это не опасно!) и очень интенсивно вымешивайте массу. Масса станет плотнее и суше. Я уже его опробовала на этой массе. Он устранил излишнюю мягкость и тягучесть, сделал массу плотнее. Короче, минусы почти исчезли. Я пока не много из неё лепила, выводов мало.Но! Если раньше (простите, что сразу этого не написала) я подклеивала лепестки розы без клея, прямо при лепке. такая я торопыг, не берите с меня пример; все мастера стараются подсушивать лепестки, а потом только клеить их к бутону клеем. То с тетраборатом натрия, можно клеить как мастер. Масса намного суше. и очень напоминает мне глину Модерн.

Примечание: можно пробовать и другой обойный клей, но, чтобы в нём содержалась метилцеллюлоза или карбоксиметилцеллюлоза. Именно она образует прочные плёнки, и глина, подсыхает корочкой, в то время как внутри детали ещё остаётся влага, что позволяет сформировать её, придавать форму.

Думается мне, что из-за этого она и сохнет долго. А вы как думаете?

Небольшое дополнение: я попробовала добавить подложки крахмала сверх того, что в рецепте, масса стала удобней в работе, не такая мягкая, но плотнее и немного суше. Но, всякому сухому компоненту должно хватать сцепки (клея), чтобы глина была прочной. А моя глина всё же стала более ломкой. Не хрупкой, нет. Но сгибая лист пополам, он может поломаться, как бывает при переваре и при бОльшем содержании крахмала, чем положено. Это без тетрабората натрия! А с ним пропадает необходимость ещё наполнять холодный фарфор, т.к. он отлично загущает его. Фото холодного фарфора с тетраборатом натрия покажу, чуть позже.

Пробуйте, готовьте свою полимерную глину! Может у вас ещё лучше получится. Пишите об успехах в комментариях.

Читайте также:  Рецепт препаратов хламидиоз у мужчин

Всем вдохновения и желания творить красоту!

Источник

Уникальные рецепты холодного фарфора от Риты Шледе

Тем, кто всерьёз увлекается керамической флористикой, наверняка знакомы МК по холодному фарфору от Риты Шледе – художницы русского происхождения из Германии. Она не только создаёт потрясающе реалистичные цветы, но и щедро делится со всеми желающими секретами своего мастерства. Благодаря эксклюзивным рецептам мастерицы, даже у новичков с первого раза получается идеальная масса для лепки, ничем не уступающая лучшим фабричным образцам.

Немного о художнице

Рита Шледе (Rita Schlede) в настоящее время проживает с семьёй в земле Северный Рейн – Вестфалия на западе Германии. С 2010 года она занимается керамической флористикой и, если судить по её работам, добилась потрясающих успехов. В своём блоге мастерица призналась, что больше всего любит лепить розы, поэтому возвращается к ним снова и снова, каждый раз совершенствуя технику.

По словам Риты, для создания шедевров из холодного фарфора не требуется быть гениальным художником, важна практика, усидчивость и внимание к деталям. Также необходимо найти «свой» рецепт материала, который бы максимально отвечал требованиям и пожеланиям конкретной мастерицы. Начинать знакомство с керамической флористикой лучше с простых элементов: ягод, а также цветочных бутонов, которые создаются методом разрезания «капли» на четыре части с последующим раскатыванием лепестков. И только затем переходить к более сложным изделиям: розам, ранункулюсам и так далее.

Не стоит сразу обзаводиться множеством рекомендуемых сегодня инструментов, в процессе работы постепенно выяснится, чего не хватает, его и стоит покупать в первую очередь. Особенно не советует Рита увлекаться молдами, считая, что можно обойтись минимальным их количеством без потери качества.

Секреты идеального материала для флористики

Качество холодного фарфора во многом зависит от выбора компонентов. Рита Шледе проживает в Германии, поэтому использует материалы, которые вряд ли купят рядовые российские мастерицы. Например, это касается клея – основы любой самоварной пластической массы. Рита предпочитает ПВА американских, французских и немецких производителей, поэтому, опираясь на её рекомендации, придётся подбирать другие, более доступные марки. Автор рецептов советует приобретать нужные позиции через интернет-площадки, например, Amazon.

Тем не менее, большинство рецептов отлично «работают» и позволяют добиться впечатляющих результатов. Главное, что после видео немецкой художницы появляется желание творить и экспериментировать. А некоторые её подсказки просто бесценны.

Рецепт без варки с альгинатом

Задачей Риты в данном случае было создание очень пластичного холодного фарфора и после высыхания не теряющего своей гибкости. Цветы из него имеют совершенно натуралистичные бутоны, которые изменяют форму при воздействии извне и вновь возвращаются в исходное состояние.

Главный секрет – смешивание клея с уксусом и содой, которые, взаимодействуя, придают фарфоровому тесту нежность и зефирную воздушность. Но здесь также нет готовых советов. Далеко не каждый клей позитивно реагирует на уксус и соду, он может «створаживаться», делая массу непригодной для лепки. Рита не рекомендует брать ПВА с маркировкой Д3, только Д2 и Д1, а ещё лучше канцелярский, для детского творчества или виниловый. Не подходит и дисперсия, на это следует обратить внимание, чтобы не разочароваться в результате.

Рецепт состоит из главных и второстепенных (не обязательных к использованию) ингредиентов. К первым относится:

  • клей ПВА из вариантов, описанных выше, 75 мл;
  • масло Johnson’s baby (или глицерин), 1/3 ч. л.;
  • уксусная эссенция 30% — ½ ч. л.;
  • пищевая сода ½ ч. л.;
  • альгинат натрия 1 ч.л. без горки;
  • целлюлоза 150 г.

Добавки необязательные, но улучшающие свойства холодного фарфора:

  • вазелин;
  • глицерил стеарат (тегольмус) – щепотка;
  • тетраборат натрия (боракс) на кончике пальца.

Альгинат натрия – пищевая добавка Е 401, используемая для увеличения пластичности фарфорового теста. Это один из важнейших компонентов, авторская находка Риты, как и смесь уксуса с содой. Тегольмус относится к эмульгаторам для ухаживающей косметики. Раствор тетрабората натрия в глицерине продаётся в аптеках и применяется для лечения дерматитов.

Пошаговая инструкция:

  1. В мерный стаканчик наливаем клей.
  2. Добавляем уксусную эссенцию и хорошо перемешиваем.
  3. Далее вводим в состав детское масло, а после этого соду. Мешаем массу очень быстро, пока она не начнёт заметно увеличиваться в размерах.
  4. На этой стадии нужно перелить смесь в широкую и глубокую ёмкость.
  5. Теперь потребуется целлюлоза. Её можно либо приобрести в упаковке от производителя, либо «добыть» самостоятельно из детского подгузника или одноразовой пелёнки. Целлюлозы потребуется в 2 раза больше, чем клея. Пока смешиваем материал с раствором, лучше надеть респиратор, чтобы мелкие ворсинки не забивали дыхательные пути.
  6. Получается воздушная масса, которой желательно дать настояться. Ещё раз тщательно вымешиваем состав деревянной палочкой или лопаткой. Он становится густым и вязким.
  7. Всыпаем чайную ложку альгината и вновь вымешиваем тесто, теперь уже руками, предварительно смазанными вазелином. Добавляем примерно столько же мальтодекстрина – это тоже известная пищевая добавка. Масса должна быть однородной и легко вымешиваться, лишь слегка прилипая к рукам.
  8. Следующим добавляем глицерил стеарат. Он придаёт фарфору гладкость. В конце подсыпаем боракс и щепотку обойного клея (по желанию).
Читайте также:  Фасоль нарезанная замороженная рецепт

Уже на этой стадии фарфоровое тесто получается качественным. Его можно оставить на ночь, а на следующий день лепить цветы. Однако Рита предлагает добавить в холодный фарфор масло-эликсир для волос от Garnier Fructis, в составе которого есть силикон. Средство нужно нанести на руки и вымесить ими тесто. После этого фарфор можно завернуть в пищевую плёнку и отправить на хранение. Приступать к лепке лучше через некоторое время, чтобы целлюлоза полностью растворилась.

Масса на выходе не «резиновая», полупрозрачная, с матовым (сатиновым) блеском, раскатывается очень тонко, отлично держит форму в изделиях. Если полежав она становится жёсткой, нужно добавить немного клея. Вырезать каттером формы из такого фарфорового теста не стоит – края будут рваться, но обработка стеками и молдами получается прекрасной. Рецепт подходит для клея, который не пригоден для варки. Как уверяет Рита, уксус и сода способствуют растворению ворсинок целлюлозы, отчего консистенция получается удивительно однородной.

Заварной холодный фарфор из тех же ингредиентов

Если клей можно варить, стоит изготовить на основе тех же ингредиентов немного другой вариант теста. Он проще и менее затратен, но не подходит аллергикам, поскольку горячий ПВА выделяет токсичные вещества. Помещение во время работы необходимо тщательно проветривать, нежелательно пускать в него маленьких детей.

  • клей ПВА 75 мл;
  • по ½ ч. л. 30%-й уксусной эссенции и соды;
  • глицерин 1 ч. л.;
  • крахмал 4 полных ч. л.;
  • альгинат натрия 1 ч. л. (либо обойный клей, целлюлоза, ещё немного крахмала);
  • борная кислота в глицерине (боракс).

Пошаговая инструкция:

  1. Клей кипятим в микроволновке.
  2. Не давая ему остыть, вливаем глицерин и уксусную эссенцию, перемешиваем. Если клей свернулся, массу придётся выбросить. Выступающие на поверхности пузырьки говорят о том, что процесс идёт нормально и можно добавлять следующий компонент – соду.
  3. Происходит реакция нейтрализации, масса поднимается пышной пеной. Наступает время крахмала. Его вносим по одной ложке, тщательно вмешивая в жидкое фарфоровое тесто. Можно добавить и другие загустители, например, целлюлозу или обойный клей в порошке. Если есть альгинат натрия, лучше остановиться на нём.
  4. Смазываем руки жирным кремом или вазелином, отщипываем по кусочку массы и разминаем до однородности. В процессе добавляем борную кислоту в глицерине. Убираем готовую массу в пищевую плёнку и даём отлежаться сутки.

Самый простой рецепт

Рита не всегда экспериментирует, иногда она адаптирует для себя уже существующие рецепты. А поскольку художница точно знает, какой результат хочет получить, ориентироваться на её выбор бывает очень полезно. По данному рецепту получается масса, которую невозможно переварить или недоварить, что порадует многих мастериц, особенно начинающих. Состав максимально прост, ингредиенты доступны, а качество материала способно приятно удивить.

Понадобится:

  • клей 100 мл;
  • кукурузный крахмал половина объёма – 50 мл (можно заменить загустителем для соусов);
  • масло Johnson’s baby;
  • глицерин 1 ч. л.

Проверить, насколько ПВА подходит для изготовления холодного фарфора, можно простым способом: вылить несколько капель на плоскую поверхность и оставить на ночь. Образуется плёнка, по качеству которой легко судить о пригодности клея. Образец должен быть эластичным, если же он крошится при изгибании, придётся искать другую марку ПВА.

Нагреваем клей в микроволновке несколько раз, в промежутке перемешивая его, чтобы не образовались комки. Масса должна подняться шапкой и загустеть.

Извлекаем клей из микроволновки, добавляем крахмал и вымешиваем до однородности. Прогреваем ещё несколько раз и вводим в состав глицерин. Его должно быть чуть меньше чайной ложки, иначе фарфор очень долго застывает. Вымешиваем тесто смазанными кремом руками, пока оно не перестанет прилипать. Помещаем в герметичный контейнер и оставляем на несколько часов.

Окрашивание холодного фарфора в массе

Художница советует использовать для придания цвета изделиям масляные краски. Берётся небольшой кусочек холодного фарфора и на него точечными движениями наносится пигмент нужного оттенка. Затем тесто тщательно вымешивается для равномерного распределения колера. Убрать прозрачность материала можно добавлением цинковых белил.

Не следует добиваться нужной насыщенности окрашиванием в массе – избыток масляной краски приведёт к высушиванию фарфора, отчего он станет хрупким. Также нет смысла делать на этом этапе градиентные растяжки. Тончайшие цветовые переходы получаются только при окончательном тонировании готовых изделий масляной пастелью или краской. При введении колера создаётся основной тон, «подложка», по которой затем прописываются детали лепестков и листьев.

Но можно добиться для цветов с пышными бутонами градиента от центру к периферии. Достаточно сделать самый тёмный кусочек теста, а затем постепенно добавлять в него неокрашенный фарфор. Затем из фрагментов разного тона лепят лепестки и размещают их слоями. Разрешается смешивать несколько оттенков краски, создавая сложные, близкие к природным цвета.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector