- Рецепт здоровья.
- Научно-исследовательская работа «Хочу быть здоровым»
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
- 1.1. Окончить школу «больным стариком»?
- 1.2. Хочу быть здоровым!
- Глава II. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКА
- 2.1. По данным Минздрава…
- 2.2. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?
- Глава III. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
- 3.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьника
- 3.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?
- 3. 3. Что следует знать о вреде «вредных привычек»
- Глава IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
- 4.1. Программа практического исследования
- 4.2. Обоснование методики практического исследования
- 4.3. Проведение практических исследований рабочего места, освещённости, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП
- 4.4. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения
- 4.5. Разработка памятки «Умей сказать НЕТ!» (о «вредных привычках»)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рецепт здоровья.
Исследовательская работа на тему Ученицы 3 класса «Г» 2.Физкультура и спорт 3.Режим дня и гигиена 4.Закаливание и активный образ жизни 5. Добрые мысли и положительные эмоции Приложение (рисунки и картинки, фотографии из семейного архива на тему «Рецепт здоровья») Здравствуйте меня зовут Ариана, мне 9 лет, я учусь в 3-м классе. Хочу поделиться рецептами хорошего самочувствия и долголетия, которые я узнала. Я составила эти рецепты, изучая что полезно для здоровья человека, в книгах и на страницах интернета. Чтобы быть здоровым надо правильно питаться. Например, надо есть много овощей, фруктов, ягод, каш и супов. Но нельзя много есть фастфуда, его можно есть только очень редко, потому что в такой пище мало полезных веществ. Сладости тоже нужно есть в меру. Иначе могут испортиться зубы и появится лишний вес. Есть нужно не слишком и не всегда одно и тоже. Нашему организму нужны белки углеводы, жиры. Кроме этого, организму требуются витамины (С, А, Д, Р, В, Е, и др.)) микроэлементы (йод, железо, магний, цинк, фосфор, кремний, и др.) минеральные вещества (соль и кальций) 2.Физкультура и спорт. Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом для удовольствия или физкультурой. Например, поднимать гантели заниматься на тренажёрах, делать пробежку в парке или заниматься скандинавской ходьбой, плавать в бассейне, в речке, в море. Либо можно заниматься любым другим спортом, который тебе интересен. Например, большим теннисом, горными или беговыми лыжами. Либо гимнастикой и акробатикой. Но если тебе не нравится заниматься спортом, который ты выбрал, не порть себе настроенье и найди то активное и полезное занятие, которое тебе понравится. Но помни, что профессиональное занятия спортом не полезно для здоровья. Это требует больших нагрузок. Для такого спорта нужно иметь много терпения и сил. И у профессиональных спортсменов часто бывают травмы. И возможно, что у тебя не будет времени даже на прогулки. Так что при выборе подумай и отнесись к своему решению серьёзно. 3.Распорядок дня и гигиена. И еще важно соблюдать режим дня и вовремя ложиться спать. Детям школьного возраста желательно засыпать до 22 часов. Равномерно чередовать труд и отдых. Проводить за компьютером или другим электронным устройством не более 30-45 минут в день. Важно соблюдать чистоту и гигиену. Каждый день принимать душ, чистить утром и вечером зубы. В течении дня несколько раз мыть с мылом руки. Содержать в чистоте волосы и регулярно стричь ногти, — чтобы избежать заражения вредными бактериями. 4.Закаливание и активный образ жизни. Важно закаливаться и бывать на свежем воздухе. Закаливаться можно при помощи контрастных обливаний холодной и теплой водой. А также, если гулять в любую погоду. При этом одевается нужно в соответствие с сезоном: не слишком легко, но и не укутываясь. 5. Добрые мысли и положительные эмоции. Оказывается, добрые мысли и хорошие эмоции тоже положительно влияют на наше здоровье. Поэтому важно читать добрые книги, смотреть добрые фильмы с хорошим концом, ходить на выставки, в музеи и театры. Быть вежливым, в трудных ситуациях верить в хорошее, преодолевать страхи. Развивать и укреплять не только тело, но и наш мозг, разум. Многое, что сохраняет наше здоровье, доставляет нам удовольствие: движение, прогулки на свежем воздухе, достаточное количество сна, общение с друзьями и интересными людьми, здоровое питание, познание нового и развитие. Поэтому ЗОЖ не только полезен, но и интересен. Выбирайте ЗОЖ всей семьей и будьте здоровы. 1.Большая энциклопедия знаний (редактор Н.Малофеева, 2010г) 2. Новая энциклопедия школьника (редактор Е.Бубнова 2012г) 3.Приключение Тима в мире Бактерий (М. Косовская, Л.Тяхт, Д. Алексеев и др.) Источник Научно-исследовательская работа «Хочу быть здоровым»Работа выполнена учеником под руководством учителя. Разработка даст ответы на многие вопросы. связанные со здоровьем школьника. ВВЕДЕНИЕГлава I. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА1.1. Окончить школу «больным стариком»?В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов ЖКТ. К окончанию школы около 85% детей страдают хроническими заболеваниями, у более 40 % – сколиоз, у 20% ухудшается зрение. Актуальная проблема на данный момент является – сбережение подрастающего поколения. Иначе в жизнь вступит «больной старичок», у которого когда-то будут дети. Какую наследственность сможет передать он им? Итак, актуальность нашей работы – сберечь здоровье учеников нашего класса. 1.2. Хочу быть здоровым!Ученые доказали связь между появлением у детей «школьных» болезней, гигиенических условий в школе и образом жизни ученика. Значит, существуют такие проблемы: а) несоответствие рабочего места школьника санитарно-гигиеническим нормам; б) вес школьного портфеля, превышающий допустимые нормы; 3) отклонение школьника от ЗОЖ. Гипотеза: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о «ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким. Цель исследования: анализ влияния факторов окружающей среды, питания и образа жизни на здоровье школьника. Задачи исследования:
Объект исследования: здоровье ученика. Предмет исследования: факторы, влияющие на здоровье ученика. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, тестирование, наблюдение, опыт. Экспериментальная база исследования: рабочее место, освещённость, чистота воздуха, вес портфеля, продукты питания, условия нахождения у компьютера, телевизора, пользования мобильным телефоном, «плюсы» от занятий спортом и физкультурой, комплексы упражнений для глаз, режим дня. Обоснование теоретической и практической значимости исследований: наши исследования имеют важное практическое значение. Мы изучили гигиенические нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье, выработали правила, благодаря которым мы сможем оставаться здоровыми долго. Этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования, исследование, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Глава II. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКА2.1. По данным Минздрава…В периодическом издании «АиФ Здоровье» № 38 мы нашли статью «Три болезни школьников. Как уберечь ребёнка от перегрузки?». В этой статье мы увидели пугающие цифры: «Среди выпускников школ только 3% здоровых детей». [1, c. 3] Мы узнали, насколько вредны перегрузки, о трёх болезнях школьника: «Три самые распространенные болезни – близорукость, гастрит, искривление позвоночника».[1. c. 3] В статье даны практические рекомендации, как избежать плачевных последствий, сколько времени надо выполнять домашнее задание, как замерять нагрузку школьника. 2.2. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?Мы измерили свою учебную нагрузку, ответив на вопросы анкеты. Оказалось, мы относительно здоровы, у нас нет хронического переутомления. Но некоторые ответа нас насторожили. Может, это «первые звоночки» от нашего здоровья? Мы согласны с авторами статьи в том, что «..если вечером долго не можешь уснуть, стал плохим аппетит, сев за уроки, не можешь долго сосредоточиться, становишься чересчур возбуждённым, часто болит голова, повышается давление» [1, c. 3], то стоит серьёзно задуматься о своём здоровье. Мы согласны, что одной из причин заболеваний ЖКТ, становится неправильное питание, наше зрение становится хуже из-за неправильно оборудованного рабочего места, плохой освещённости, из-за превышения всевозможных норм нахождения за компьютером и у телевизора, что сколиоз возникает от неправильной посадки за партой, от несоответствия высоты стола и стула с нашим ростом. Мы согласны с тем, что «…плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, и человек быстрее устает во время работы» [1, c. 4] Мы внимательно изучили ответы на вопрос: «Что же делать?» и согласились автором статьи, что правильная посадка за партой, спорт и соблюдение различных санитарно-гигиенических норм, правильное питание, соблюдение режима дня – залог здоровья. Мы решили исследовать составляющие, влияющие на состояние нашего здоровья. Глава III. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ3.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьникаФизкультура, спорт, игры на свежем воздухе важны для нашего организма. Мы узнали, что «… делая по утрам зарядку, мы помогаем головному мозгу и внутренним органам перейти от сонного состояния к бодрствованию. Мы можем адекватно реагировать на физические и психические раздражители, меньше испытываем стрессов». [8] Физкультура и спорт тоже важны «…поскольку они способны в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний». [10] Виды спорта оказывают пользу нашему организму, но имеют противопоказания (приложение 1). Это надо учитывать при выборе вида спорта, которым занимаешься. Игры на свежем воздухе способствуют здоровому взрослению, снижают риск стресса, делают нас внимательными, укрепляют иммунную систему, насыщают витамином D, позволяют расслабиться и помочь найти решение проблем, учат сотрудничать друг с другом, сопереживать способствуют развитию нашего творчества. 3.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?Компьютер наносит вред здоровью, если не придерживаться санитарно-гигиенических норм. Продолжительность непрерывной работы на компьютере для нас – 20 минут. Если мы находимся дольше перед экраном, надо делать перерывы на 10 минут. «Если не придерживаться норм, возникают неврологические, офтальмологические проблемы, облучение. Увлечение компьютерными играми порождает синдром видеоигровой эпилепсии, подозрительность, враждебно-агрессивное отношение к людям, подавляет интерес к общению, приводит к замедлению развития. [5] Могут появиться фобии, отсутствие контактности, способности решать жизненные проблемы, нарушиться границы дозволенного. С появлением нового поколения телевизоров не стало вредного излучения, но вред для глаз возрос, учитывая яркость цвета на экране. Нам можно смотреть телевизор не более часа в день. «Работающий мобильник создает электромагнитное поле. Во время разговора под его влиянием головной мозг». [6] Это воздействие – дополнительный риск здоровью: ухудшается память, внимание, способность к обучению, понижается качества сна, развивается повышенная утомляемость, возникают более серьёзные последствия. Необходимо привить культуру обращения с мобильным телефоном: минимизировать время разговора, пользоваться гарнитурами, на ночь убирать мобильный телефон подальше от кровати. 3. 3. Что следует знать о вреде «вредных привычек»Употребление спиртных напитков разрушают психику. «Алкоголь заставляет радоваться, но радость эта выдуманная. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, и адекватность. Алкоголь разрушает организм человека, нарушает его умственную деятельность, физическое и эмоциональное состояние, приведет к быстрому старению организма …дым табака, человек загрязняет дыхательные пути, у организма появляется кислородное голодание, нарушается сердечная деятельность, ухудшается выносливость, появляется отдышка, страдают другие органы, появляются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может привести к страшным раковым заболеваниям …человек, имеющий тягу к наркотикам, неполноценен ни физически, ни психически. Наркотики изменяют человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным исходом». [7] Глава IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА4.1. Программа практического исследованияИсследование рабочего места. Гигиеническая оценка суммарного веса учебников, школьных принадлежностей. Отслеживание и регулировка температурного режима помещения. Контроль и профилактика загрязнения воздуха. Контроль питания, изучение и составление списка вредных продуктов. Регулирование времени нахождения у компьютера, телевизора, использования мобильного телефона. Пополнение своих знаний о вреде «вредных привычек». Изучение материалы о пользе физкультуры и спорта. Изучение комплексов для укрепления зрения. Анализ режима дня, его совершенствование. 4.2. Обоснование методики практического исследованияВ работе использовались различные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мы исследовали на соответствие санитарно-гигиеническим нормам: рабочие место, вес нашего портфеля, освещённость помещения, температурный режим, чистоту воздуха. Анкетирование, тестирование, наблюдение, различные опыты помогли получить информацию о нашем питании, об «отношении» со средствами НТП, о пользе занятий спортом, изучить и выбрать комплекс упражнений для глаз, зарядки, составить режим дня без перегрузок. 4.3. Проведение практических исследований рабочего места, освещённости, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП
Цель: определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места учащихся. Рабочее место должно соответствовать росту школьника, он должен иметь свободу движений, видеть под определенным углом доску. Всё должно быть хорошо освещено. Мы проанализировали освещённость кабинета, провели замеры высоты парт, стульев, расстояния между рядами, расстояния от первой и последней парты до доски, высоты доски над полом, проверили маркировку парт и стульев, воспользовались данными, полученными от медсестры, о росте учеников класса и рекомендации номера парты и сделали вывод: ученики в классе посажены согласно рекомендациям. Один раз в четверть дети пересаживаются на другой ряд, не меняя номера парты, чтобы сохранить зрение. Показатели рабочего места соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, освещенность превышает гигиенические нормы. Поэтому с марта по май регулируем сами количество включённых ламп (приложение 2).
Цель: определение соответствия веса «портфеля» гигиеническим нормам. Мы изучили таблицы санитарных правил по оформлению школьных учебников, проанализировали некоторые их параметры и оказалось, что наши «…учебники соответствует гигиеническим нормам по таким параметрам: белизна бумаги, непрозрачность, гладкость, величина и цвет шрифта, чёткость печати, длина строки, иллюстирование…». [11] Вес учебников из расчета на один день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км для ученика 4 класса до 2,5 кг. Проведя исследования, мы сделали вывод, что вес принадлежностей в портфеле в понедельник превышает допустимую норму (приложение 3) И это без сменной обуви. Она может иметь массу до 1000 г, вес портфеля составляет 900 – 1000г; мы несём около 5 кг. Допустимые нормы превышены. Опасность сколиоза. В остальные дни вес школьного портфеля ниже. Беспокоит среда, когда надо нести ещё и спортивную форму. Вес портфеля превышает даже его вес в понедельник. Ходить в школу в спортивной форме нельзя. Как облегчить вес портфеля – вопрос открытый.
Цель: проверка соответствия воздушно-теплового режима санитарным нормам. Воздушно-тепловой режим – фактор, влияющий на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздуха характеризуют показатели температуры, подвижности воздуха, влажности. Мы замеряли температуру в классе и дома, сверяли её с оптимальной и заносили в таблицу, если появлялись несоответствия, регулировали с помощью более частых проветриваний. Несмотря на изменения факторов внешней среды в помещении поддерживалась температура, не выходящая за рамки оптимальный (приложение 4)
Цель: проверка соответствия чистоты воздуха санитарным нормам Для поддержания оптимальных условий воздуха необходимо, чтобы: численность соответствовала норме вместимости, выполнялся режим проветривания, проводилась влажная уборка после уроков, на большой перемене. Норма на одного человека в кабинете – 1,7 – 2,2 м2. У нас 2,9 м2 Вывод: гигиенические нормы вместимости учебного кабинета соблюдаются полностью. В силу возраста детей нельзя проводить влажную уборку на большой перемене, режим проветривания соблюдается. Чистота воздуха поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Проводится двойное проветривание. Продолжительность проветривания определяется температурой воздуха. Когда на улице яркое солнце, окно в кабинете открыто в течение времени, нужного для комфортной температуры.
Цель:исследовать культуру питания, расширить знания о здоровом питании. «В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие». [2, с. 68] Основная задача формирования основ правильного питания в том, чтобы помочь усвоить эти принципы. Мы провели анкетирование и установили, что из всех гарниров ребята предпочитают картофельное пюре и макароны, каши не любят. Затем провели игру-тестирование «Скатерть-самобранка». Она помогла узнать приоритеты ребят в выборе блюд. Оказалось, что почти все ребята неправильно питаются, что может привести к возникновению заболеваний ЖКТ. Мы рассказали о полезности каш, о правильном питании, составили список «вредных продуктов» (приложение 5). Вывод: представление о правильном питании нарушено, все ученики употребляют в пищу «вредные продукты».
Цель: исследовать количество времени проведённого у компьютера, телевизора, за использованием мобильного телефона и на что тратится это время. Нами было проведено анкетирование о времени проведенном за компьютером и телевизором. Оказалось, что 100% ребят сидят за компьютером ежедневно. До часа в день – 20%, 1, 5 – 2 часа – 70 %, более 2 часов – 10 %. Играют в компьютерные игры – 100 % ребят. Общаются в социальных сетях – 100 %, ищут познавательный материал – 70 % и готовятся к урокам – 45 %. Оказалось, что 10% ребят не знают, какой вред наносит невыполнение санитарно-гигиенических норм пользования компьютером, 20% – знают приблизительно, а 70% – хорошо. Почему тогда нормы нарушаются? Мы подготовили презентацию «Компьютер-друг или враг?», показали ребятам. Еще провели опрос о времени, проводимом у телевизора, о том, что смотрят ребята. Результаты: до часа в день – 40 %, более – 60 %. Смотрят: познавательные передачи – 25 %, мультфильмы, фильмы – 50 %, развлекательные передачи – 25 %. Мы объяснили учащимся, что с просмотром телевизора тоже надо соблюдать определённые правила (приложение 6). Затем выяснили отношение к мобильным телефонам. Было проведено мини-тестирование. Оказалось, что и мобильные телефоны мы не умеем использовать по назначению (приложение 7). Так как все эти достижения НТП используются нами неправильно, необходимо изучить правила, применять их в жизни, чтобы не нанести вред своему здоровью. 4.4. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зренияЦель: Рассказать ребятам о пользе активного образа жизни Был проведён опрос: делаешь ли ты дома зарядку. 4 человека из 16 ответили утвердительно. Мы обсудили статью «Надо ли делать зарядку» и убедились, что она нужна. Делая упражнения, мы помогаем организму. Ребята подыскали комплексы зарядки, мы обсудили их, выбрали лучший и теперь делаем его дома и в школе (приложение 8). Спорт – это здоровье. 100 % наших ребят посещает секции, катаются на коньках, ходят на лыжах, а вот играют на свежем воздухе ежедневно – только 11 человек, 2 – 3 часа в день – 8 человек, знают о пользе игры на свежем воздухе – 5 человек, не полностью – 8 человек. Это всё неплохо, но настораживает, что на вопрос: Если вам разрешат родители посидеть за компьютером или поиграть на свежем воздухе, что вы выберете? – лишь 4 человека выбрали «поиграть». Проведя исследования, мы сделали вывод об образе жизни наших учеников, рассказали, какую пользу приносит активный образ жизни. Мы заинтересовались вопросом сохранения зрения и провели устный опрос учеников класс
Мы нашли комплекс массажных упражнений, который помогает сохранить зрение и регулярно используем его для укрепления глаз и снятия напряжения (приложение 9). 4.5. Разработка памятки «Умей сказать НЕТ!» (о «вредных привычках»)Создание памятки – результат тренингов и коллективной работы по ознакомлению с материалом о вреде вредных привычек. В памятку вошли предложения ребят, как сказать «нет», чтобы тебя не сочли несовременным (приложение 10) 4.6. Практические рекомендации по составлению режима дня школьника Правильно организованный режим дня способствует установлению равновесия организма со средой, где происходит обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей развития ребенка. Процессы в организме носят ритмический характер, регулярность элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию организма. Мы расширили знания о необходимости режима дня и провели конкурс на лучший режим дня. Надеемся, что ребят будут жить по составленным ими режимам
ЗАКЛЮЧЕНИЕМы исследовали факторы, влияющие на здоровье школьников. Для этого изучили «ближайшую среду обитания школьника; провели гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей и выявили способы сохранения здоровья. Мы пришли к таким выводам: если будут соблюдаться гигиенические нормы, если ребята будут вести ЗОЖ, то состояние здоровья не будет ухудшаться. Наша гипотеза подтвердилась полностью. Источник Adblockdetector |