Как научиться снимать рецепты

Введение в фуд-фотографию и съемка пошагового рецепта

Новый онлайн-урок «Современные гарниры» Встречаемся 17 апреля в 20:00 по Москве
Запишитесь сейчас, пока еще есть время!

—>

Фотосъемка еды, хотя и не имея прямого отношения к кулинарии, тесно с ней взаимосвязана. Еду сейчас снимают многие — для блога, для соцсетей или просто для себя, — и почти каждый хотел бы научиться делать это лучше. В интернете полно статей, посвященных азам фуд-фотографии, но все они, если честно, крутятся вокруг одних и тех же очевидных прописных истин (признаюсь, грешил этим и я, опубликовав в свое время статью 10 советов о том, как вкусно фотографировать еду).

Но эта статья — не такая. Ее автор Денис Карпенков, постоянно сотрудничающий с нашим сайтом, пишет о съемке еды на уровне профессионала и раскрывает такие нюансы фуд-фотографии, которые невозможно постичь, не занимаясь ей всерьез. Как выставлять свет и формировать композицию, как снять пошаговый рецепт с подробным техническим описанием каждого снимка — обо всем этом здесь, без лишней воды.

Что нужно для фуд-фотографии?

Нужно немного, особенно, если вы снимаете для себя и своего блога и не зависите от пожеланий заказчиков.

Первое и самое главное — это фотоаппарат, который может быть любым. Многие фуд-фотографы начинали с Айфона, а Дэвид Лофтус, который снимает для Джейми Оливера, иногда использует телефон для того, чтобы быстро оценить на его экране композицию кадра. Так что, выбирая, на что будем фотографировать: на телефон или на 80-мегапиксельный цифровой задник, прежде всего исходим из требований к качеству финальной картинки. Для большинства случаев подойдёт зеркальная камера среднего ценового сегмента. Она даёт вполне качественный результат, чтобы им можно было любоваться на любом экране, но главное, в отличие от телефона, она способна художественно размывать фон, о чем мы поговорим ниже.

Второе это — объектив, который формирует изображение на матрице. Для фуд-фотографии, как для относительно спокойного жанра, не требуется зум, лучше пользоваться объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Они, как правило, обладают большей светосилой, их оптическая схема рассчитана лучше и они дают картинку с минимальными искажениями, резкую и яркую. Возможность макро съёмки — это хорошо, но может никогда не понадобиться. Так что, этот показатель не должен быть определяющим при выборе объектива.

Третье, и самое важное, это свет. Без красивого света не будет красивой фотографии. Если у вас дома есть большое окно, выходящее на север, у вас есть самый лучший свет для фуд-фотографии. Он мягкий, рассеянный и не яркий. Такой свет красиво выявляет фактуру еды, рисует глубокие, но не чёрные тени, показывает объём и форму каждого ингредиента. Если северного окна у вас нет, можно пользоваться любым другим, но только рано утром и в сумерках либо днем, в пасмурную погоду, когда свет максимально мягкий и прохладный. Вы также можете использовать искусственный свет внешней вспышки или галогенной лампы, но необходимо будет рассеять его. Вам хватит одного источника света и самого большого просветного лайт-диска (зонта, софтбокса, листа кальки) какой только вы сможете найти. Идея в том, чтобы расположить рассеивающий материал между светом и объектом вашей съёмки, тогда вы сможете передать на фотографии ощущение натурального света от окна.

Четвёртое, что вам нужно — это фон. Проще всего фотографировать на своём кухонном столе. В идеале он должен быть деревянным, не покрытым лаком. Если такого красивого стола нет, придется что-то придумывать. Главное требование к фону — чтобы он обладал красивой фактурой. Это могут быть старые доски, ржавый противень, красивая скатерть, керамическая плитка. Красивый фон — половина красивой фуд-фотографии. Смотрите, какие фоны используют такие мастера как Дэвид Лофтус, Хелен Дюжарден, Мэтт Армендариз. У них отличный вкус. Вдохновляйтесь их работами.

Читайте также:  Торт с вишневым конфи рецепт

Съемка простого рецепта

Лучше всего информация усваивается, когда теорию сопровождают наглядные примеры.

Часто возникает необходимость поэтапно снять рецепт приготовления какого-либо блюда. Чтобы упростить задачу, нужно разбить весь процесс на несколько смысловых зон. Первым делом нужно снять ингредиенты. Потом сделать короткий репортаж о том, как ингредиенты нарезаются, варятся/жарятся и прочими способами готовятся. И в последнюю очередь сфотографировать готовое блюдо, обращая внимание в первую очередь на сочетания цветов, композицию и гармонию всех частей фотографии. Предлагаю посмотреть, как я на скорую руку фотографировал процесс приготовления омлета с шампиньонами и луком, используя при этом свет от окна и пару картонок, обтянутых фольгой для того, чтобы заполнять тени.

Ингредиенты лежат на темном деревянном фоне в ожидании своей участи. Источник света — большое окно на кухне, заклеенное широким листом кальки. Окно расположено прямо напротив камеры. Такой свет лучшим образом обрисовывает контуры всех объектов. Чтобы картинка не выглядела слишком мрачно, справа от доски с ингредиентами я расположил белый лист бумаги под таким углом, чтобы он отражал свет от окна и заполнял тени. Я сфотографировал ингредиенты под углом 25 и 90 градусов (два моих самых любимых углы для съемки) Угол в 25 позволяет хорошо рассмотреть продукты вблизи, в то время как угол в 90 — позволяет зрителю ощутить эффект присутствия и почувствовать себя на кухне, склоненным над столом и принимающим непосредственное участие в готовке.

f2.5, 1/200, iso 100 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f4.5, 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Моем шампиньоны. Мне всегда нравилось, как выглядит фотография, на которой присутствует движение. Контраст статики и динамики оживляет снимок. Окно расположено справа, слева — картонка с фольгой подсвечивает теневую сторону грибов и струю воды, заставляя ее слегка светиться.

f1.8 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Режем лук и шампиньоны. Съемка ведется на том же столе и в тех же условиях, что и в случае с ингредиентами. Я добавил в кадр диагональные линии, представленные ножом и разделочной доской. Диагонали — сильный композиционный прием. Они направляют взгляд и упрощают восприятие фотографии.

f2.0 1/250, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.0 1/250, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f3.2 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f3.2 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Разбиваем яйцо, добавляем специи, перемешиваем. Здесь свет от окна, расположенный прямо напротив камеры, проявляет себя с самой лучшей стороны. Он выделяет яркими бликами яйцо, которое вытекает в миску и обрисовывает каждую крупинку прованских трав. На последней фотографии свет красиво играет на вилке, выделяя ее на фоне миски. Также стоит обратить внимание на пары перекликающихся цветов на двух последних фотографиях: белая соль-белая миска и желтое масло на сковороде-желтое яйцо в миске. Такие ритмичные сочетания помогают фотографии смотреться гармоничнее.

f3.2 1/100, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.5 1/160, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.8 1/160, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Когда масло зашипит на сковороде, мы выливаем яйцо и начинаем готовить омлет. В данном случае свет идет сзади и чуть сбоку. Картонка с фольгой расположена слева. Хорошо прорисована фактура пузырящегося масла. Омлет выглядит объемно благодаря малой глубине резкости, которой мы обязаны широко открытой диафрагме.

f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Готовый омлет на тарелке. Свет сзади подчеркивает фактуру омлета, белая картонка справа подсвечивает тени и смягчает общий контраст снимка.

Синий в сочетании с желто-оранжевым образуют напряженную и взаимодополняющую цветовую гармонию. Зеленые вкрапления лука оживляют колорит и делают переход дополнительных цветов (синего и желто-оранжевого) мягким и последовательным.

Читайте также:  Консервация острого перца рецепты

Точка съемки под углом в 25 градусов позволяют увидеть начинку омлета.

f2.2 1/200, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.

Источник

Как снимать видео рецепты. 17 полезных советов

В этой статье мы разберем как снимать видео рецепты самостоятельно, у себя дома и с минимальными вложениями.

Я покажу, как необходимо устанавливать камеру, как располагать свет, как сделать красивую рабочую поверхность для стола, а так же дам другие полезные советы.

Снимайте сверху

Самые «вкусные» и популярные видео рецепты снимают сверху вниз, из-за головы (англ. Overhead). Такие видео быстро вовлекают и удерживают внимание зрителя. В эти моменты вы будто забываете обо всем вокруг и завороженно смотрите, как шоколад мягко обволакивает пирожное, даже без звука.

Этот ракурс создает впечатление, будто вы сами принимаете непосредственное участие в приготовлении блюда.

Что нужно сделать, чтобы снимать видео рецепты оверхед?

Для этого выделим четыре основных момента:

  • Расположение камеры
  • Освещение
  • Рабочая поверхность
  • Особенности съемки и монтажа

Расположение камеры

Конечно, первое, что приходит на ум, это взять обыкновенный штатив, поставить его на стол и направить камеру вниз. Однако, у такого метода есть недостатки. Во-первых, у вас не получится достичь полной параллельности относительно стола. Штатив придется ставить на некотором отдалении, а значит видео будет снято под углом. Во-вторых, штатив будет мешаться на столе.

Для того, чтобы установить камеру сверху стола, вам понадобятся две стойки, перекладина между ними, зажим и штативная головка.

  1. Ставим стойки с противоположных сторон стола
  2. Между стоек крепим перекладину.
  3. К зажиму прикручиваем головку (к которой потом крепится камера)
  4. Зажим с головкой крепим с перекладине.

Плюсы такого метода

  • Простота сборки
  • Нет помех на рабочем столе
  • Недорого. То, что вы видите на фото стоит ± 10 000 руб. (без камеры и света)

Минусы

  • Установка требует определенного пространства
  • Придется пользоваться внешним монитором или ноутбуком т.к. управлять камерой становится неудобно

Кстати, если вам интересно, какие камеры лучше всего подходят для съемки видео рецептов, то прочитайте эту статью.

Освещение

Грамотно выставленное освещение — ключевой момент. Существуют много различных схем освещения. В одном случае, можно имитировать дневной свет, в другом — ночной. Однако, есть универсальный способ. И для этого, как ни крути, придется использовать два источника света.

  • Первый устанавливается непосредственно за столом (напротив вас) и под небольшим углом к поверхности (т.е. низко)
  • Второй необходимо размещать как можно под большим углом к столу.

Что вы получите в итоге? Первый источник создает приятный глазу светотеневой рисунок направленные на вас. Второй, полностью заполняете сцену ярким, рассеянным светом, делая тени еще мягче.

Рабочая Поверхность

Поверхность, на которой вы работаете не менее важный элемент. Чаще всего, для съемки видео рецептов используют поверхности, стилизованные под состаренное дерево. К примеру можно заказать у плотника деревянный щит и положить его на ваш стол.

Более простой вариант — это купить в строительном магазине ламинированную панель для пола размером 1.2 х 0.9 метра и попросту положить на ваш обычный стол сверху. Стоит такая панель в пределах 700 — 1500 рублей. Они бывают с различными рисунками, так что можно экспериментировать. В общем и целом, можно проявить смекалку и придумать много вариантов, как сделать интересую поверхность.

Съемка и монтаж

Вся магия происходит во время монтажа видео, по-этому снимайте весь процесс готовки одним дублем. Один раз включите камеру в самом начале и не выключайте до конца. Если необходимо, то повторяйте по несколько раз различные этапы готовки.

Разрешение при съемке

Несколько слов о разрешении видео. Для съемки видео рецептов лучше снимать в максимально доступном вам разрешении. Если камера может писать 4K, то пишите. Нужно это для того, чтобы у вас появился больший простор для кадрирования. Итоговое же видео делайте в Full HD.

4K изображение по площади в четыре раза больше чем FullHD, а значит, из него можно врезать и увеличить отдельные участки, которые в Full HD будут выглядеть не размыто. Грубо говоря, вы сможете приближать объекты в кадре без ухудшения конечного качества.

Читайте также:  Соус для мяса рецепт шашлык

Конечно, финальный ролик можно записать и в 4К, но зачем? Сегодня, большая часть контента потребляется с экрана мобильного телефона. А большинство экранов у смартфонов только-только подбираются к Full HD.

А что делать с варочной поверхностью?

Вы наверняка задались вопросом, а как снимать блюда, которые требуют термообработки? Все просто. Кулинарные блогеры используют маленькие газовые или электрические плитки. Стоят они не дорого. Однако учтите, что во время варки или жарки образуется пар, который 100% попадет на объектив камеры и испортит кадр. Чтобы этого не произошло придется немного отойти от полного оверхеда и снимать под небольшим углом к столу.

Составьте сценарий

В этом случае, структурирует ваши идеи и вам не придется придумывать все в процессе съемки. В сценарии необходимо указать хронометраж, действие, которое происходит в кадре и ракурс камеры.

Вот как может выглядеть ваш сценарий.

Новичку может показаться лишним, однако я рекомендую составлять для каждого видео, поскольку в последствии он сэкономит вам огромное количество времени и усилий.

Снимайте не только с верху

Видео снятые «из-за головы» выглядят отлично, но не стоит забывать и про иные ракурсы. Добавляйте разнообразия в рецепты. Снимайте «клозапы» (англ. clouseup) т.е. очень крупно самые «вкусные» моменты готовки, чтобы зритель, буквально, поедал глазами происходящее в кадре.

Добавьте динамичности

Зритель не любит скучать, а значит надо дать ему «пищу для глаз». Добавляйте в ваш видео рецепт как можно больше движения. Например, небольшие, короткие эпизоды по 1-2 секунды, как вы добавляете один за другим ингредиенты. Например, как в этом видео.

Играйте с ускорением

В процессе монтажа видео находите отрезки, которые можно ускорить в несколько раз. Это позволяет сократить время просмотра длинных шагов рецепта и добавить простым шагам эффектности.

Например, если вы нарезаете лук, вы можете показать только первые две секунды нарезки луковицы в нормальном темпе, а оставшуюся нарезку ускорить в несколько раз.

Играйте с замедлением

Если ваша камера позволяет снимать с высокой частотой кадров, пользуйтесь этим. Видео, записанное с частотой 50-100 кадров в секунду (или выше) можно в несколько раз замедлить.

К примеру, если вы снимаете видео рецепт коктейля, то можно показать как в стакан падает кусочек льда, с медленно разлетающимися вокруг брызгами. Такие слоу-моушн кадры добавляют выразительности и зрелищности.

Снимите фото для обложки видео

Обложка — это первое, что увидит человек, листая ленту YouTube или Instagram. Именно смотря на нее, он принимает решение, кликнуть и посмотреть видео или пролистать дальше. Решение принимается буквально за 1-2 секунды. А значит, обложка должна мгновенно привлекать внимание пользователя.

После того как вы закончили съемку, не торопитесь съедать готовое блюдо. Снимите несколько разных фото того, что у вас получилось. Используйте самое удачное фото в качестве заставки к вашему видео рецепту.

Придумайте заголовок

Если видео рецепт снимается для YouTube сопроводите обложку кратким, цепляющим и интригующим заголовком. Помните, что заголовок должен полностью соответствовать содержанию ролика.

Придумайте сопровождающий текст

Закадровый голос не подходит для коротких видеорецептов. В место голоса за кадром, как правило, играет приятная музыка, поэтому сопроводите видео лаконичными текстовыми инструкциями и используемыми ингредиентами. Если ваше блюдо сложное, имеет большое количество шагов и ингредиентов, то в этом случае рецепт лучше написать в виде текста и размещать его в описании к видео. Люди найдут его там и прочитают, а вам не придется отвлекать зрителя сухой и сложной информацией.

Посуда должна выглядеть чисто и опрятно

Перед съемкой убедитесь, что ваша посуда, кухонные приборы и инвентарь «блестят» и выглядят чистыми. Удалите с них все ярлычки, ценники и все, что вы не хотите показывать в кадре. Для съемок видео рецептов лучше не использовать вашу повседневную посуду и сформировать отдельный комплект для работы.

Купите больше ингредиентов, чем необходимо

Заранее купите в магазине все необходимые ингредиенты и купите их с запасом, т.к. очень вероятно, что иногда вам придется по нескольку раз снимать заново неудачные дубли вашего видео рецепта.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector