Как писать по русски рецепт
Search, View and Navigation
Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42
- Вы здесь:
- Главная
- Публикации
- Методические разработки и пособия по труду
- Составление кулинарного рецепта
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.
Составление кулинарного рецепта
Составление кулинарного рецепта
Запорожец Ирина Викторовна,
учитель начальных классов,
Почётный работник общего образования РФ
1. Формировать умение различать деловой и художественный стили речи.
2. Формировать умение использовать языковые средства в соответствии с задачей высказывания и стилем речи.
3. Формировать умение последовательно излагать содержание,
4. Формировать умение использовать разные глагольные формы в речи.
5. Познакомить с текстом в жанре кулинарного рецепта, с его структурой, особенностями.
6. Формировать позитивную самооценку.
7. Закреплять умение осуществлять и называть действие.
До урока учащиеся под руководством учителя готовят бутерброды с сыром и яблоками.
I. Девиз урока: «Учиться – значит придумывать. Знать – значит творить»
II. Актуализация знаний. Работа с таблицей «Стили речи»
— Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
— Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе.
— Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Создание образа.
Для официально-делового стиля характерны отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.
III. Работа с тетрадью Щёголевой Г.С. Сравнение научного текста с художественным.
— Прочитайте тексты, сравните их между собой.
1) Как приятно найти в лесу белый гриб. Стоит такой красавец под елочкой и листочком от глаз прикрывается. Срежешь его и полюбуешься крепкой белой ножкой и коричневой бархатной шляпкой.
2) Белый гриб чаще встречается в дубовых и хвойных лесах. Узнать его можно по толстой белой ножке и темно-коричневой шляпке. Среди съедобных грибов он считается наиболее ценным.
— Определите, какой текст является художественным, какой – научным. ДОКАЖИТЕ
— О чем говорится в том и другом тексте? Можно ли сказать, что они одинаковые?
— Какую задачу ставил перед собой автор в первом тексте? Во втором?
Цель первого текста– вызвать сопереживание, разбудить воображение читателя, создать образы. В первом — показать красоту гриба.
Цель второго текста– сообщить информацию, изложить факты, поэтому используются слова в своем прямом значении, приводятся точные данные. Во втором — сообщить сведения о нем.
Вывод: Тексты об одном и том же могут быть различными в зависимости от задачи, которую ставит автор.
IV. Постановка учебной задачи.
1. Вспомните рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша»
— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?
— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!
— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.
— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:
— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.
— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!
— К какому стилю речи относится это отрывок?
— Почему мальчики не смогли сварить кашу? (Не знали, как это делается.)
— Где мы можем узнать, как приготовить кашу, яичницу…?
/Из кулинарных книги и телевизионных передач./
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
— Прочитайте тему урока: «Составление кулинарного рецепта». Какие цели нашего урока? (Научиться записывать рецепт)
— Какие бутерброды делали накануне?
— Кого вы хотели бы научить делать бутерброды? (Знакомых, младших товарищей.)
— Текст должен быть такой, чтобы по вашему описанию любой мог сделать такие бутерброды. Какую цель вы поставите в своей работе? (Научить делать бутерброды.)
Какой это будет текст, художественный или деловой? (- Речь четкая, деловая, ее задача – сообщить точные сведения о том, как что–то приготовить, какие продукты, какие действия и в какой последовательности выполнять. Рецепт – это инструкция, значит официально-деловой стиль)
— Чему вы будете учиться на уроке? (Составлять кулинарный рецепт.)
— Каким требованиям должен отвечать текст, который учит что-то делать? (Должны быть ясно, четко названы все действия в том порядке, в каком их нужно выполнять.)
— На какой вопрос должны будем ответить на уроке? (Как составить деловой текст?)
V. Обсуждение структуры текста.
Сообщение учителя:
— В кулинарном рецепте обычно две части: в первой перечисляются продукты, которые потребуются, и указывается их количество, во второй рассказывается, как приготовить блюдо.
Состав: 1 белый батон
50г сливочного масла
3 столовых ложки сметаны
— Какая часть рецепта написана на доске? (СОСТАВ)
— Что является основным компонентом для бутерброда? (хлеб)
— Как вы думаете, полезен ли хлеб? Кратко и точно на этот вопрос я могу ответить словами А.О. Пармантье (французский агроном и фармацевт)»Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления».
— На уроке будем писать часть, в которой рассказывается, как готовить бутерброды.
— Это часть – способ приготовления. В этом нам помогут карточки с рисунками.
VI. Работа с карточками.
— Какую помощь в составлении текста окажут карточки с рисунками? (Напомнят необходимые продукты и порядок приготовления бутербродов.)
— Разложите карточки в порядке приготовления бутербродов и напишите в тетрадях названия продуктов. Варианты выполнения: в паре или самостоятельно (по желанию учащихся).
— Проверьте, в каком порядке вы расположили карточки.
VII. Подбор глаголов.
— Напишите глаголы, которыми нужно назвать действия в рецепте.
Нарезать, очистить, натереть, положить, добавить, перемешать, намазать.
— В какой форме употреблены эти глаголы? (начальная)
— Какую форму глагола можно использовать вместо инфинитива?
Мы можем использовать глаголы 1 л., мн.ч. будущего времени: нарежем, очистим, натрём, положим, добавим, перемешаем, намажем.
Так же возможен глагол повелительного наклонения:нарежьте, очистите, натрите, положите, добавьте, перемешайте, намажьте.
VIII. Работа над планом.
— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)
— Что поможет представить будущий текст полностью, ничего не упустить? (План.)
— На какие вопросы нужно ответить, составляя текст рецепта? (Какие бутерброды, какие продукты, какие действия, к чему подавать)
— Почему в тетради предлагается обозначить порядок вопросов в плане? (Вопросы идут не по порядку.) Обозначьте правильный порядок частей в тексте по плану.
1. Какие бутерброды будем делать?
2. Какие продукты потребуются?
3. Как приготовить бутерброды?
4. К чему подавать бутерброды?
Рецепт- это инструкция. Характеристика способа действия, а значит, используются глаголы, строятся предложения с перечислением действий, в которых ставятся запятые.
IX. Части текста.
— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)
— Как можно начать текст? Придумайте интересное начало.
— Какие слова можно использовать для связи частей и предложений?
— (Сначала, затем, потом, теперь, после.)
X. Запись текста.
XI. Проверка.
— Как нужно прочитать текст, чтобы его проверить? (Глазами человека, который не знает этого рецепта.)
Дополнительное задание: измени свой рецепт, поменяв форму глагола.
Дети читают получившиеся рецепты.
XII. Итог урока.
— Чему учились на уроке?
— Почему на эту тему вы написали деловой текст? (Стояла задача научить делать бутерброды.)
— Расскажите, чем отличается деловой текст от художественного по вопросам:
1) Какая задача ставится в художественном, какая – в деловом тексте?
2) Какие слова используются в художественном, в деловом тексте?
3) Как описываются действия в художественном, в деловом тексте?
Задание по желанию: оформить текст рецепта на карточке.
Как приготовить бутерброды
Хочешь порадовать маму? Я научу тебя делать бутерброды с сыром и яблоками.
Для этого тебе понадобятся яблоки, белый батон, сыр, сметана и масло.
Сначала нужно нарезать батон ломтиками. Потом очистить яблоки и натереть их на крупной терке. Сыр натереть на мелкой терке. Яблоки и сыр положить в миску, добавить сметану и масло и все хорошо перемешать. Полученную массу аккуратно намазать на ломтики.
Бутерброды можно подать к чаю и кофе.
Источник
Значение слова «рецепт»
1. Письменное предписание врача в аптеку о составе и изготовлении лекарства с указанием для больного способа его применения. [Васильев] выходил от доктора —. В руках у него было два рецепта: на одном был бромистый калий, на другом морфий. Чехов, Припадок.
2. Указания о способе изготовления, приготовления чего-л. Рецепт варки стекла. □ Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке. И. Гончаров, Обломов. Он был великий кулинар и иногда стряпал какие-нибудь особенные кушанья собственноручно, выпроваживая всех из кухни вон: все его рецепты были всегда тайной. Конашевич, О себе и своем деле.
3. перен. Разг. Руководство, совет, как действовать, поступать в том или ином случае. Трудно дать на все случаи жизни готовый рецепт, как лучше вести в армейских условиях воспитательную работу комсомольской организации. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.
[От лат. receptum — взятое]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Рецепт (от лат. receptum — взятое, принятое, от лат. recipio — принимаю, получаю) — письменное обращение врача к фармацевту о приготовлении и отпуске лекарств, которое также содержит указания, как ими пользоваться. Рецепт составляют по определённой форме и правилам. Простой рецепт — рецепт, выписанный на одно лекарственное вещество, сложный — если лекарство состоит из двух и более ингредиентов. Рецепт является юридическим документом, так как позволяет проверить правильность изготовления лекарств.
В древности на латыни рецепты назывались Formula remediorum (remedium — лекарственное средство) или Formula medicinalis.
В настоящее время регулирование выписки рецептов осуществляется приказом МЗ РФ № 110 от 12.02.07 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Действовавший до этого приказ № 328 от 23.08.99 утратил свою силу.
РЕЦЕ’ПТ, а, м. [латин. receptum, букв. взятое]. Официальное письменное указание врача аптеке об изготовлении лекарства. || перен. Наставление о способе изготовления чего-н. Р. для приготовления кушаний. || перен. Способ, прием, образ действия (разг.). Поступил по своему излюбленному рецепту.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реце́пт
1. мед. письменное указание врача об изготовлении и употреблении лекарства ◆ Доктор с бородкой не горестно, а с досадой, привычно усмехнулся и присел к столу писать рецепт. Василий Шукшин, «Психопат», 1970-1974 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. наставление о способе изготовления чего-либо ◆ Плов оказался действительно замечательным, Митя умял его полторы тарелки, хотя еда уже стояла где-то под самым горлом, и даже попытался запомнить рецепт приготовления Андрей Житков, «Кафедра» (2000) // «Анна Берсенева», Полет над разлукой г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. наставление, рекомендация по решению каких-либо проблем ◆ В сложный рецепт нового сплава советские металлурги ввели несколько редких элементов в совершенно новых комбинациях и количествах. Григорий Адамов, «Тайна двух океанов», 1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это доказывается тем, что люди совершают непрерывно одни и те же глупости, рецепт избавления от которых давно изложен в книгах Владимир Крупин, «Как только, так сразу», 1992 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поскользнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник