Как приготовить просвирку рецепт

Рецепты теста для просфор

Старинный рецепт заварного теста для просфор

215 г пшеничной муки высшего сорта залить 320 мл кипятка.

Растереть венчиком (можно миксером). Постепенно подлить еще 670 мл кипятка при постоянном помешивании.

Получившееся заварное тесто разделить на две равные части. Пока они остывают, залить кипяченой водой (50 мл) комнатной температуры 10 г прессованных или 1 чайную ложку сухих дрожжей, хорошо перемешать и поставить в теплое (32-350) место.

Через час в «проснувшиеся» дрожжи добавить одну из половин теста и оставить эту смесь при той же температуре подходить еще 1,5 часа.

После этого «омолодить» ее: добавить 150 г муки и 170 мл воды комнатной температуры, тщательно размешать и оставить в теплом месте еще на 2 часа.

Затем приготовить водный раствор соли: 40 г соли на 170 мл воды комнатной температуры.

Соединить подошедшее тесто с неиспользованной половиной и водным раствором соли.

Современный рецепт для просфорни средней мощности

На 20 кг хлебопекарной пшеничной муки высшего сорта — 250 г соли, 9-10 л воды и 50-100 г дрожжей (в зависимости от температуры атмосферного воздуха: чем холоднее на улице, тем больше понадобится).

Непосредственно перед замешиванием просеять муку через мелкое сито для удаления инородных тел и насыщения воздухом.

Воду отфильтровать, всыпать в нее соль и дрожжи, тщательно перемешать.

Готовый раствор влить в муку и замесить тесто.

Затем его укутать и оставить на несколько часов для подхода.

Когда тесто вырастет вдвое, прокатать его через валики несколько десятков раз, затем пропустить получившийся лист через калибровочную тестораскатку с выставленным размером толщины.

Про помощи нарезки сформировать верхние и нижние части просфор, нанести печати и, накрыв клеенкой, поставить подходить.

Когда тесто поднимется, соединить верх и низ, проколоть просфоры по центру печати, заложить противни в печь при температуре 250° и печь четверть часа.

Готовые просфоры остывают 10-12 часов, после чего их можно сложить в тару для хранения и поместить в холодильник.

Рецепт монастырской просфорни Оптиной пустыни

Для изготовления 500 просфор понадобится 15 кг пшеничной муки высшего сорта, 6 л воды, 45 г прессованных дрожжей, 165 г соли.

Тесто поставить на подход на 1,5-2 часа. Раскатать до толщины пласта 18-20 мм для нижних частей и 11-12 мм для верхних частей, после чего выдержать под клеенкой 10 минут.

При помощи нарезки сформировать низы и уложить их на смазанный тонким слоем воска противень.

Нарезать верхи, нанести на них печати.

При помощи пульверизатора или распылителя слегка смочить низы и уложить на них верхи.

Проколоть все просфоры поставить их для расстаивания при температуре 32-390 на 40-60 минут.

После выпекать при температуре 280° около 10 минут, пока верх просфоры не приобретет золотистый цвет.

Готовые просфоры укрыть материей.

Рецепт приходской просфорни храма Рождества Пресвятой Богородицы (с. Черкасские Тишки, Харьковская и Богодуховская епархия)

На 6 кг пшеничной муки — 12 чайных ложек соли и 15 г дрожжей. После просеивания муки через сито приготовить водный раствор дрожжей и соли (объем воды —2 л).

В тестомес засыпать муку и залить раствор.

Перемешивать тесто 15-20 минут.

Вынуть его из тестомеса и укутать в пластмассовом тазу для подхода на 2-3 часа.

Читайте также:  Рецепт торт клубника вишня

Подошедшее тесто прокатать на тестораскатке до состояния однородной массы (для нижних частей просфор толщиной 10 мм, для верхних — 7 мм).

Нарезать круглыми ножами верхи и низы и оставить их подходить на 40 минут.

При помощи увлажненной кисточки соединить верхние и нижние части, проколоть просфоры иглой.

Выпекать в электродуховке.

Журнал Московской Патриархии, май, № 5, 2014 г.

Источник

Просвирка церковная как символ Христа. Рецепт приготовления и правила употребления

Каждому человеку в наше время очень хорошо знакома такая фраза: «хлеб наш насущный». Однако к большому разочарованию большинству людей неизвестно, о том, что эта фраза взята из молитвословия «Отче наш», она показывает уважительное обращение к хлебцу, хлеб обозначает в этой молитве не обычную пищу, а знак, который символизирует все что нужно человеку для гармонии развития души и тела. В нашей статье пойдет речь об одном из видов изделий хлеба, которым и является воплощений является церковная просвирка.

История возникновения

Церковная просвирка либо, в народе она имеет другое название — просфора, выпекается в виде маленького круглого хлебца, его применяют в проведении церковных обрядах и во время дароприношения и поминок. Просвира в переводе означает «поднесение». В начале первого века во времена раннего православия хлебцы и все что требовалось для проведения служб люди брали из дома и приносили в храм. Священник, берущий все эти продукты, и заносил их имена в специальный список, который зачитывался сразу после моления вовремя освящении гостинцев. Некоторые дары, в их число входили хлеб и вино, которые применялись во время обряда Причастия, а оставшиеся дары вкушались монахами на ужине либо ж раздавались прихожанам. Частично такая традиция дошла и до нашего времени. После проведения службы в дверях церкви священники отдают частицы просвиры верующим. Спустя некоторое время словом «просфора» стали называть лишь хлебец, который применяется в проведении богослужения. Такой хлеб выпекают только с этого случая.

Символичность просфоры

Церковная просвира являет собой хлебец, и этот хлеб повелению Всевышнего изменяет свою суть либо, как считают православные – преображается в Тело Иисуса. Совершается это когда проводят Господнее Богослужение, в тот час, когда служитель взятые из дароприношения хлебцы ложит в Чашу, где находится Тело и Кровь Господни, читая во время такого ритуала определенное молитвословие. Просвирка выпекается не спроста в виде круга, ее делают именно, чтобы она служила символом Божьей вечности. В христианстве существуют и иные, похожие трактования. Большинство верующих считают, что круглая форма является символом бессмертной души как определенного человека, так и всего человечества в Господе. Церковная Просфора имеет две части: Верхнюю и нижнею. Такое разделение тоже несет определенную суть. Соединенные в одно целое такие части означают уникальную сущность людей, которая изображается в соединении двух частей: Господней и людской. Верхушка просвирка несет в себе божественное начало людей. Нижняя часть просфоры являет собой телесное, мирское начало. На верхушку просвиры наносят печать, которая изображается в виде крестика и текста. Надпись переводится с греческого языка как победа Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для выпекания церковной просвиры необходимо взять муку вашего сорта полтора килограмма. Чтобы замесить тесто, необходимо треть муки насыпать в глубокую миску и налить агисму. Помешав совсем чуть-чуть, в тесто наливают кипяток. Такое действие придает крепость и сладость просвирки. Спустя немного времени, когда тесто остыло кладут чуть соли, разведённой в святой воде, и добавляют двадцать пять грамм дрожжей. Затем всю эту смесь перемешивают и оставляют примерно на полчаса. Когда тесто поднялось то в него добавляют оставшуюся часть муки и снова перемешивают. Потом вновь отставляют на тридцать минут, чтобы тесто смогло вновь подняться. Через полчаса, когда тесто уже готово и поднялось, его необходимо раскатать, усердно посыпая мукой. С помощью формочек раскатывают круги: Верхняя часть меньшим размером, нижняя — большим. Затем такие кружки покрывают смоченной тканью, сверху покрывают сухой тканью, и снова отставляют на тридцать минут. Затем на верхушку ставят печать, и верхнюю часть присоединяют к нижней, при этом части смачивают тёплой агисмой. Подготовленную просвирку необходимо проколоть иголкой по бокам, а затем ее помещают на противень, и ставят в духовку, где она печется примерно пятнадцать–двадцать минут. Выпеченные просфоры кладут на стол и накрывают, сперва ложится сухая, потом влажная и опять сухая ткань, и оставляют их час в покое отдохнуть. Потом их слаживают в особые коробы. И в рецепте приготовления просфоры также заложена определенная суть. Мука и вода обозначают тело человека, а дрожжи и агисма символизируют человеческую душу. Все эти ингредиенты между собой неразрывно связаны, однако в свою очередь отдельный элемент символизирует что-то свое. Агисма означает Господнюю милость, посланную людям. Дрожжи несут в себе знак Святого Духа, он же своей божественной способностью дарует жизнь.

Читайте также:  Фруктовый коктейль домашний рецепт

Как и когда можно употреблять просфору

Любому верующему, кто ходит в храм, известно, когда именно модно употреблять церковные просфоры. Есть просвиры необходимо после проведения первого богослужения, в случае, когда в это время человек проходит обряд причащения, то просвирки вкушают на день- два раньше сразу после Евхаристии. Есть церковную просфору необходимо с определенным тактом – покорно и трепетно. Вкушать просвирку необходимо на голодный желудок. Любому православному человеку благотворно начать свой день именно с употреблением агисмы и просвирки. Для вкушение этих яств надо постелить выстиранную скатерть либо салфетку. На скатерть поставить священный завтрак, который состоит из просвирки и агисмы. Однако перед употреблением такой трапезы необходимо прочитать мольбу, которую читают только в таких случаях. Священный хлебушек едят над блюдцем или листом бумаги. Так делают, что б крошки просвиры не попадали на землю и не стали нечистыми.

Хлеб в Христианстве символизирует самого Иисуса. Так о хлебе говорил Христос: «Я и есть Хлеб насущный» (Ин. 6:48). Это означает, что мирской хлеб наполняет людей жизненными силами, то Господь, святой хлеб, питает жизнь людей полнотой Небесной жизни в вечности.

Кроме того, хлеб – символизирует саму Церковь. Такое определение содержится в старинной евхаристической мольбе: «И как рассыпали этот хлеб по горам и, потом собрали воедино, так же соберут в единое целое Храм Твой Твоя от краев земли в Твое Небесное Царство» (Дидахе, гл.9).

Просвира свои истоки появления берет в начальном столетии православия, в те времена прихожане брали с собой в церковь хлеб, вино, масло, воск для изготовления свечек, то есть все то что необходимо для проведения службы. Просфора означает дары (га греческом языке это звучит как просвирка), либо дароприношение, эти продукты давали священникам; имена людей, которые принесли дары писали в специальный список, который вместе с молитвословом читали, когда освящали Дары. С этих пожертвований (просвирок) отделяли набольшую часть хлеба и вина для преобразование их в Тело и Кровь Иисуса, из принесенного воска делали свечи, а иные продукты, которые тоже освящали, отдавали прихожанам. Однако до нашего времени эта традиция дошла в укороченном виде, просвирка стала означать лишь хлебец, вкушают после проведения службы. Сегодня же в церквях пекут не обычный хлеб, а в специальных круглых формах просвирки, и стали в виде даров не только продукты, а и деньги.

Читайте также:  Рецепты для мультиварок delfa

Церковную просвирку ставят за коробком со свечками и раздают верующим после богослужения, которые перед началом службы подали записки «О здоровье» либо «О поминании». Имена, написанные в таких письмах, зачитывается в престоле, и за каждое произнесенное имя из просвирки вынимают часть, поэтому такую просвирку называют «изъятая».

После богослужение всем прихожанам дают антидо́р – малые частицы просвирки, из которой из дароприношений был изъят Небесный Ягненок. В греческом языке антидор берет начало от слов анти – взамен и ди орон – приношение, то такое слово буквально переводится – взаменприношение.

«Антидор, – согласно словам Симеона Солунского, – святой хлебец, который взяли из даров в превращение и из которого вынули середину для вкушения во время богослужения; священный хлебец как воссозданный копьем и впитавший Святые слова дается взамен Страшных Приношений, то есть Секретов, тем, верующим, которые не причащались».

Слово а́ртос (в переводе квасной хлебец) обозначает всеобщий священный хлеб, предназначенный всем священнослужителям Храма, или по-другому ее называют – просвирка целевая.

В память о том, что Всевышний перед Своем Воскрешении много раз представал перед учениками и проводил вместе с ними трапезу, ученики и после того как Иисус вознёсся на небеса, всегда оставляли за обедом свободное посредине место и клали пред ним кусок хлебца, то есть представлялось что Всевышний находится среди них. Сейчас такой хлебец и являет собой вкушаемый в Храме артос. В течении Пасхальной недели артос находится в церкви на столик, перед алтарем, а когда богослужения не проводятся он лежит подле открытых Царских врат, как напоминание о визитах ожившего Иисуса к ученикам и о существовании Господа с людьми. Все это сводится к значению Пасхи, которая представляет собой соединение гибели и Воскрешение Иисуса, на него наносят знак победы Господа над смертью, или крест, обрамленный терновником, или лик Воскрешения Господа.

Артос освещают молитвословием, смачиванием агисмой и хожденьем в день Светлого Господнего Воскресения на богослужении после конечной молитвы. Артос располагают на ткани напротив царских ворот на предназначенном столе. После хождения вокруг стола с артосом богослужитель произносит специальную мольбу, после которой три раза смачивает артос агисмой водой с такими словами «Благословляем и освящаем артос этот смачивая святой водой этой во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В течении всей Пасхальной недели после завершения службы проводится торжественный крестовый ход вокруг церкви с артосом. В обители артос каждый день ставят на обедню и располагается на специальном столе либо ж на ткани, для памятки инокам, что среди них, как когда-то среди учеников, незримо живет Иисус Христос, небесный Хлеб жития. Над артосом читаются тропари, в которых упоминается о Воскрешении Иисуса и о Его нахождении среди нас.

В субботу Пасхальной недели после богослужения служитель читает специальную мольбу, при прочтении которой артос разделяется, а вовремя лобзании креста отдаются прихожанам как реликвия.

Части а́ртоса, которые раздавали в церкви, бережно хранят верующие в качестве душевного исцеления от страданий и недугов. Артос традиционно употребляют при наступлении особых ситуациях, к примеру, во время недуга, и обязательно со словами «Иисус Воскрес!»

Артос по священности стоит ниже антидора, однако выше просвирки. То есть в случае, когда человек хочет вкусить и артос, антидор и просвирку, то сперва едят антидор, потом артос, а в конце просвира.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector