Магические травы в славянской культуре
Н аши предки верили, что растения способны излечивать болезни и отпугивать нечистую силу. Поначалу тайным знанием о силе трав владели только ведуны-зелейники, но со временем и в семьях крестьян и горожан появились травники и лечебники. В них подробно описывались чародейские и лекарственные растения и их свойства. «Культура.РФ» рассказывает, как с помощью трав отыскать клад, стать храбрым и научиться понимать язык зверей.
Растения как живые существа
Историк Иван Забелин писал, что в древности язычники относились к растениям как к живым существам: по поверьям, травы могли переходить с места на место, менять свой вид и внезапно исчезать, разговаривать между собой, кричать и плакать. Предки также верили, что у каждого растения был свой характер и нрав.
Рвали травы в определенное время и в заповедных местах. Луга, опушки леса и болота с нужными растениями находили «знающие» люди. Растения собирали, соблюдая обряды: следовало «пасть ничком наземь и молить мать — сыру землю, чтоб она благоволила нарвать с себя всякого снадобья». Прежде чем сорвать цветок, его окружали с четырех сторон серебряными монетами, украшениями из драгоценных металлов или дорогой тканью. Не все растения показывались обычному человеку, чародейские травы давались в руки только знахарям, колдунам и ведунам.
Самыми ценными считались растения, собранные ранним утром, до восхода солнца, на праздник Ивана Купалы (7 июля). Верили, что именно в купальскую ночь распускались магические цветы и показывались чародейские травы. Деревенские лекари и знахари запасали растения на целый год, а смелые юноши шли в ночь на Ивана Купалу в лес за мифическим цветком папоротника. Считалось, что нашедший цветок обретет способность отыскивать клады, станет невидимым или сможет понимать язык животных. В купальскую ночь собирали адамову голову, разрыв-траву, чертополох и другие лекарственные травы.
Рукописные травники и лечебники
Изначально ведуны-зелейники хранили знания о чародейских травах в тайне и передавали из поколения в поколение лишь посвященным. Со временем появились рукописные травники, основанные на их опыте. Сборники использовали знахари, но затем они распространились в крестьянской среде, пользовались популярностью и у купцов и мещан. В лечебниках описывали, где растут магические травы и цветы, как они выглядят, когда их собирать и как применять. Не все рецепты использовались на практике, часть из них была просто занимательным чтением.
Несмотря на подробные описания цветов и трав в этих сборниках, фольклористам довольно сложно опознать в чародейских снадобьях реальные растения и как-то их классифицировать. Травы и цветы имели множество разновидностей, часто одно и то же растение называли по-разному в зависимости от региона, и, наоборот, одно имя могли носить до десятка трав.
Чародейские травы
Часто в травниках упоминалась адамова голова. Считалось, что растение служило атрибутом колдунов и знахарей, его собирали ранним утром на Ивана Купалу. По поверьям, корень адамовой головы помогал увидеть затаившуюся нечисть, а человек, употребивший настой, «увидит», на ком лежит порча. Траве приписывали много чудесных свойств: она облегчала тяжелые роды, внушала храбрость воинам и помогала заживлять раны. Плотники брали ее с собой на высотные стройки церквей и палат, чтобы преодолеть страх высоты. Адамову голову вшивали в одежду для защиты от болезней или носили на цепочке на шее. Корень травы освящали святой водой, клали в церкви на 40 дней, а после носили с собой как оберег.
Еще одна магическая трава — нечуй-ветер. Русский этнограф Иван Сахаров писал, что обладавший этой травой человек, по поверьям, мог остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления и ловить рыбу без невода. Она росла зимой на берегах рек и озер, искали растение 1 января в полночь: верили, что в это время нечистая сила прогуливается по озерам и рекам и бросает магическую траву для усмирения бури. Обнаружить траву могли только слепые от рождения люди. Иван Сахаров предполагал, что это суеверие придумали бродячие слепцы, пользовавшиеся доверием простодушных крестьян.
У разных славянских народов бытовали поверья о чудодейственной разрыв-траве, известной и под названием расковник. Ее описывали как невысокое растение с острыми листьями, в травниках ее сравнивали с саблей или иголкой. По преданиям, расковник отмыкал любые замки и разрушал преграды, помогал от дурного глаза и порчи. Верили, что трава растет по старым селищам, в темных местах леса и на тайных лугах. Найти ее могли лишь посвященные в таинство чернокнижия люди или же хтонические животные — змеи и черепахи, вороны и сороки. По другим поверьям, разрыв-трава не показывалась из земли, обнаружить ее можно было случайно в том месте, где внезапно сломается коса: считалось, что трава разрушала металлы. Еще один способ — бросить скошенные луговые травы в воду, и только магическая разрыв-трава поплывет против течения.
Славяне считали, что если носить при себе расковник, то будешь защищен от любых болезней. Этнограф и исследователь народной медицины Гавриил Попов писал о таком поверье: «Если человек, сделав разрез, вростит ее в руку, то будет непобедим в драке и приобретет такое обаяние, что ему даже поклонится начальник и не обидит…» Был связан расковник и с легендами о кладах: разбойники якобы зарывали награбленное богатство в землю и запирали на железный замок, а клад стерегла нечистая сила. Чтобы добраться до сокровищ, кладокопатели искали разрыв-траву: верили, что она разрывает любой металл.
Как заставить нечисть плакать
В травниках часто упоминали плакун-траву и описывали так: «высока в стрелу, цвет багров». Произрастал плакун, по поверьям, около озер. Его считали оберегом от нечисти, он помогал справиться с демонами и повелевать ими. Историк Михаил Чулков писал, что трава «заставляет плакать нечистых духов… Одна она в состоянии выгнать домовых, кикимор и прочих и открыть пристут к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи». Прочитав заговоры, обладатель корня плакун-травы мог заключить договор с домовым. Вырезанный из корня плакун-травы крест носили при себе от «черной немощи» — так в старину называли эпилепсию. Траву клали в изголовье кровати беспокойным детям, чтобы те хорошо спали ночью.
От нечисти оберегали и колючие сорные травы. Например, чертополох мог отпугивать чертей, успокаивал скорбящих о покойнике и уберегал людей от тревоги. Помогало растение интересным способом: скорбящего человека били не жалея колючей травой. Также чертополох варили с воском, чтобы получить «вощанку», которую вкладывали в ладанку и носили с собой как оберег. Траву клали в трещину над воротами или под крышу дома для защиты от нечисти, а чтобы сберечь скот от болезней, им окуривали хлев.
Крестьяне верили, что на Троицкой неделе в начале лета в лесах и около водоемов появлялись русалки. Они могли напугать, защекотать до смерти, завести вглубь леса или утопить. Оберегом от их проказ считали полынь — ее горький вкус и неприятный запах должен был отпугнуть мифических персонажей. Для защиты от них горькую траву добавляли в букеты цветов и венки.
Магические полевые травы
Наделяли магическими свойствами и полевые растения. И, прежде чем крестьяне путем проб и ошибок определили лечебные свойства трав, они суеверно приписывали им мистическую силу.
В травниках часто упоминали сон-траву: исследователи предполагают, что так называли прострел, сегодня в России этот цветок встречается все реже. В отличие от многих растений из лечебников прострел действительно обладает целебными свойствами: в народной медицине он применялся как успокаивающее и снотворное средство. Прострел расцветает весной одним из первых. В фольклоре бытовала легенда, что сон-трава — сирота, и мачеха-земля первой выгоняла его наружу в холодную погоду. Лиловый или светло-фиолетовый с желтой сердцевиной цветок начинали собирать уже в мае. Траву использовали как сильное снотворное средство, способное погрузить человека в глубокий сон, равносильный временной смерти. По одной из легенд медведь, лизнувший корень сон-травы, залег на всю зиму в берлогу, и человек, последовавший его примеру, проспал с начала зимы до весны. Сон-трава пробуждала пророческие способности, крестьяне использовали ее во время гаданий: девушки прятали траву под подушку, читали заветные слова и ждали предсказания во сне, а после толковали увиденное.
Крестьяне собирали и осот, в травниках его описывали так: «Растет красна и светла (трава), листочки кругленьки, что денежки, собой в пядь, а цвет розный». Осот рекомендовали держать торговым людям и купцам, верили, что он умножает деньги и приносит владельцу честь и славу. А растение петров крест называли царь-травой и считали, что он оберегает от порчи. Траву брали с собой в далекий путь для защиты от опасностей.
В особом, мифологическом отношении к растениям у славян сохранились отголоски языческого поклонения природе. Сложно устроенный и совершенный вид растений наводил язычников на мысль, что «премудрая форма должна заключать в себе премудрую силу».
Источник
Zdravtrava.ru
Лечебные травы и народная медицина
История лечения травами
История лечения травами
История лечения травами своими корнями уходит в самые глубины минувших веков.
Всё, что создано на земле, призвано играть свою роль в её жизненных процессах.
Как химические элементы расположены в таблице Менделеева , имея каждый свой статус и характеристики, так и всё разнообразие растений и трав имеет своё место и предназначение в нашей жизни.
История трав складывается из самой глубины ушедших веков и тысячелетий. Как лечились в старину, когда не было химии, а значит и современных научно-обоснованных лекарств? А лечились на Руси, и за её пределами, натуральными продуктами растительного и животного происхождения.
Познавая природу, человек изучал лекарственные травы, их полезные лечебные свойства. Эти знания передавались из поколения в поколение, накапливаясь и обогащаясь.
Большую роль в этом оказывало наблюдение за больными животными, которые выискивали свою лечебную травку, поедали её и после этого выздоравливали.
Какое растение лечит? Как определить по внешнему виду растения, отчего оно лечит?
Раньше люди считали, что если у растения листья разделены на доли, значит оно может помочь от болезней печени, если листья напоминают сердечки – значит от болезней сердца, орешки с “мозговыми извилинами” от головных болей.
Согласно этим наблюдениям и определялось лечебное предназначение растения.
Самыми важными лекарственными растениями , считались растения, похожие на человеческое тело. Из таких лекарственных растений, самой известной была европейская мандрагора.
Сегодня в этом плане очень популярен корень женьшеня, который применяется в лечении различных заболеваний. Взаимосвязь природных связей описана в учениях о сигнатурах.
В России полезные свойства лекарственных растений известны со времён Древней Руси, а занимались в то время траволечением: волхвы, знахари, ведуны, монахи.
Согласно древнему учению о сигнатурах, о лечебной силе растения, судили по его внешнему виду. Считалось к примеру, что растение печёночница излечивает заболевания печени .
Из истории лечения травами известно, что по населённым пунктам ходили странники и сборщики трав и делились своими рецептами. Сохранилась легенда о русской целительнице
Февронье (будущей княгине), — дочери лесника которая жила с селе Ласково под Рязанью. Февронья обладала природным даром исцелять раличные недуги.
Февронья вылечила своего будущего мужа — князя Петра Муромского от проказы. Его привезли в повозке. Вся кожа князя была покрыта струпьями и гнойниками, а вернулся князь Муромский к себе в Муром верхом в седле.
Известна врачевательница Киевской Руси Евпраксия-Зоя. Она была внучкой князя Владимира Мономаха, родилась в 1108 году, и прожила долгую жизнь. Еще в юности Евпраксия-Зоя получила прозвище Добродея, за свое любовь к людям и исключительные способности к врачеванию. В последствии она стала женой византийского императора и царицей.
В 30-е годы XII века Добродеей Евпраксией-Зоей был написан научный трактат «Алимма», что означает мази, где особое внимание уделено лечебным свойствам пчелиного меда.
Зарождалась российская медицина в монастырях, где монахи занимались сбором лекарственных растений и лечением больных. В летописях ХI века описаны рецепты монастырской медицины об успешном лечении кожных заболеваний травами, минералами, прижиганиями.
В XI веке был создан «Изборник Святослава», в котором приводится описание многих лекарственных растений того времени.
Люди на протяжении веков выявляли пользу лечебных трав. Сначала использовали местные лекарственные растения, а с развитием мировой торговли начался международный обмен лекарственными растениями, рецептами их применения и способами лечения.
Полынь — «божье дерево» Фото
Лечились в старину,
используя ароматные смолы, камфару, корицу, ладан, имбирь, полынь.
Полынь в те времена пользовалась особой популярностью и называли её «божье дерево» .
Её применяли в народной медицине при зубной боли, при простуде, при ревматизме и желудочно-кишечных заболеваниях.
Полынь, как лекарственное средство, популярна и сегодня.
Занимались древние люди и ароматерапией. В начале просто нюхали запахи ароматических трав или сжигали их, погружаясь в легкий дымок излучаемых ароматов.
Потом научились получать из ароматических трав эфирные масла.
При царе Иване Грозном создаётся первое лечебное заведение — “Аптекарская палата”, которая поначалу обслуживала только царскую семью и к ней приближённых.
В первые годы правления царей династии Романовых был издан “Травник тамошних и здешних зелий”, а аптекарскими услугами, помимо царской семьи, получило право пользоваться царское войско.
В это же время на огородах возникают гряды «зелийных трав». В травяных лавках в «зелийных» рядах продаются разные народные средства. «Аптекарская палата» реорганизуется в «Аптекарский приказ».
Для подготовки врачей была создана специальная школа, первый набор которой, составлял всего 30 человек.
И только при царе Алексее Михайловиче в 1672 году открылась первая русская аптека для обслуживания населения.
Одновременно появляется указ, запрещающий москательным, зелийным и другим лавкам продавать лечебное «снадобье»
Пётр I своими указами организует первые аптекарские огороды и организует аптеку для снабжения войск.
На Петербургском аптекарском огороде выращивали лечебные травы и там же проходили занятия и практику первые студенты-медики. В последствии на базе Петербургского аптекарского огорода был создан Ботанический институт.
Огромное значение на изучение лекарственных растений оказало создание Российской Академии наук. В это же время стали организовываться первые экспедиции по поиску и изучению лечебных трав по всей России.
Лекарственные растения
Изучался состав лекарственных растений. Общеизвестно, что многие природные лекарственные препараты , применяемые сегодня народной и традиционной медициной, проверены временем.
Результаты при лечении растительными лекарственными препаратами, как правило, благоприятны, это объясняется тем, что они прошли проверку временем.
Не менее важной особенностью лекарственных растений и препаратов из них является то, что диапазон действий их на различные заболевания широк. Это обусловлено тем, что в растении содержится целый комплекс действующих веществ.
В ряде случаев, чем глубже изучается состав лекарственного растения, тем шире круг заболеваний, при которых можно его принимать.
Примером может служить всем известная календула или ноготки. Препараты этого растения в недалёком прошлом применяли в гомеопатии, а сегодня календулу применяют при лечении различных воспалительных заболеваний, для лечения небольших ран, порезов, ушибов, при обморожении, при гангрене, фурункулёзе, ожоге, язве и во многих других случаях.
То же можно сказать о солодке . Это растение в прошлом применялось как слабительное, отхаркивающее, мягчительное и вкусоисправляющее средство. Сегодня препараты солодки с успехом применяются для лечения язвы желудка и гастрита. Препараты этого растения обладают спазмолитическим, антиалергическим и антигистаминным действием.
Рябина обыкновенная
Издавна на Руси большой популярностью пользовалась рябина, в народе об этой лесной красавице слагались задушевные песни. «Тонкая рябина» считалась одним из главных растений-целителей. Ведь в ягодах рябины содержится до 10% сахара, 3,5 % органических кислот (янтарной, яблочной, винной, сорбиновой). Влияние янтарной кислоты на организм человека, особенно пожилого возраста, всем известно.
Выпускаемые в настоящее время ампулы янтарного эликсира — дорогостоящее лекарство. Янтарная кислота оказывает огромное исцеляющее воздействие на сердечно-сосудистую систему, а также увеличивает продолжительность жизни человека.
То же можно рассказать о малине.
Первое письменное указание о малине составил древнегреческий ученый Катон, в III до н.э. В древней Руси малина была одной из самых любимых ягод. В ягодах малины содержатся: железо, калий, медь, клетчатка, дубильные вещества и многие витамины. Малину всегда традиционно употребляли при простудных заболеваниях, при радикулите, при атеросклерозе, лихорадке, малокровии, при желудочных заболеваниях и многих других недугах.
С развитием народной медицины открываются всё новые и новые лечебные растения, изучение которых двигает вперёд и научную медицину.
Известно, что состав лекарственных растений неоднороден, а потому каждое растение имеет свое предназначение и требует изучения.
Какое лекарственное растение может помочь в избавлении от разного недуга можно прочитать здесь .
История трав, история лечения травами, складывалась веками.
Обогащается она и сегодня: в результате миграции людей из одной местности в другую, происходит обмен знаниями и лечебными рецептами.
В настоящее время наметился резкий поворот в сторону использования лекарственных растений и среди населения и среди медицинских работников. Этому способствует возросший уровень знаний о лечебных травах, а также и то, что при не получении желаемых результатов от синтетических лекарств, люди вынуждены обращаться к лекарственным растениям.
Лекарственные растения, польза.
Полезны ли травы? На протяжении веков люди собирали, изучали и лечились растениями. Множество таких лекарственных растений, предлагаемых всевозможными целителями, были бесполезными, а нередко и вредными для здоровья.
Однако, к тем растениям, которые помогали справиться с бедой, обращались снова и снова, знания о них передавались следующему поколению. Рецепты лекарств записывались и совершенствовались.
Самые лучшие из лечебных трав используются не только в народной, но и в традиционной мировой медицине.
К примеру лекари индейских штатов Северной Америки, для лечения болезней суставов использовали кору ивы, в качестве обезболивающего средства. В последствии лечебные свойства этого растения были проверены и изучены научной медициной, в результате чего выведен элемент «салицил», который всемирно используется, как жаропонижающее и обезболивающее средство.
Наилучшие из лекарственных трав используются в современной традиционной медицине.
Аконит или борец. Фото (ядовитое растение)
Например входящий в состав лекарства от малярии — хинин, был выведен из коры хинного дерева. Отваром коры этого дерева лечились жители Южной Америки на протяжении веков.
И таких примеров множество. Однако всегда следует помнить, что среди лечебных трав присутствуют и ядовитые растения , которые также могут быть лечебными, но обращаться с ними нужно крайне осторожно .
Многовековая история траволечения дала свои результаты. Сегодня лекарственные растения в современной научной медицине во многих странах составляют почти половину всех применяемых лечебных средств и постоянно всё новые и новые их виды приходят на службу человеку.
Источник