Медицинские рецепты от болезней

На какие препараты нужны медицинские рецепты, и как они работают?

Медицинский рецепт – это документ, в котором указываются наименование, доза лекарства, иногда – способ его приготовления. Его выписывает врач, в экстренных случаях – фельдшер или акушерка. В зависимости от типа препарата рецепты выписываются на разных бланках.

Рисунок 1 — Медицинский рецепт нужен, чтобы купить и правильно принимать лекарства

  • №107/у-НП – препараты с наркотическим и психотропным действием (список II).
  • №148-1/у-88 – препараты психотропного действия (список III), некоторые препараты из списка II, анаболики и лекарства, подлежащие предметно-количественному учету, лекарства, которые изготавливаются в аптеке и содержат психотропные или наркотические вещества, некоторые другие препараты.
  • №148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л) – препараты, которые предоставляются бесплатно или со скидкой.
  • №107-1/у – остальные рецептурные препараты. Эту форму часто приводят в качестве образца рецепта на антибиотики, но на самом деле она применима для самых разных лекарств.

Иногда в рецептах встречаются латинские сокращения. Они обозначают следующее:

Рисунок 2 — Список принятых медицинских сокращений

Как узнать, нужен ли для покупки «вашего» препарата рецепт? В 2018 году сделать это очень просто. Найдите в Сети аннотацию к выбранному лекарству и прочитайте пункт «Условия отпуска». Если – по рецепту, то посетить больницу или поликлинику прежде, чем идти в аптеку, все-таки придется.

Фармацевты не вправе скрывать от клиентов аптек информацию о наличии дешевых препаратов. Если это произошло, аптеку оштрафуют. Аптеки с самообслуживанием могут получить штраф также за то, что рецептурные препараты были выложены на полки в свободный доступ.

Рисунок 3 — Свободный доступ клиентов к рецептурным препаратам должен быть исключен

Как выглядит рецепт от врача?

Как выглядит рецепт, зависит от того, на какое лекарство он выписан. В любом случае в нем должны быть указаны:

  • должность, ФИО, личная подпись и печать лица, которое выписало рецепт;
  • штамп медицинской организации, в которой был выдан документ;
  • дата и срок действия рецепта;
  • международное непатентованное либо группировочное наименование препарата (только если их нет – его торговое название);
  • название, лекарственная форма, дозировка, состав лекарства на латинском языке;
  • схема и способ применения на русском языке;
  • пометка о времени исполнения рецепта;
  • в некоторых формах – данные полиса обязательного медстрахования, номер медкарты.

В рецептах, выписанных по форме №107/у-НП (на наркотики и психотропы), количество лекарства указывается только прописью. На каждое наименование препарата выписывается свой документ.

Рисунок 4 — Фармацевт обязан предоставить информацию о лекарстве и схеме его приема

Если дозировка препарата, который есть в наличии в аптеке, меньше, чем указано в рецепте, фармацевт может продать его с учетом перерасчета на нужную дозу. Если же в наличии только препарат, дозировка которого выше назначенной, продавать препарат по этому рецепту нельзя. Фармацевт должен отправить клиента за новым документом.

Сроки действия рецептов

Даже если вы хронический больной со стажем и «пухлой» медкарточкой, запастись документами на получение лекарств впрок не получится. Рецепты по форме:

  • №148-1/у-88 действительны в течение 10 дней с момента выписки;
  • №148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л) действительны в течение 1 месяца с момента выписки;
  • №107-1/у действительны в течение 2 месяцев с момента выписки. Но если врач делает пометку на бланке «Пациенту с хроническим заболеванием» и заверяет ее подписью и печатью, действие документа продлевается на срок до 1 года.

Нельзя делать в рецепте исправления, даже заверяя их печатью врача.

Рисунок 5 — Отоварить рецепт в аптеке можно, только если он не просрочен

После отоваривания медицинский рецепт:

  • остается в аптеке, если по нему были получены лекарства, подлежащие учету (психотропы, наркотики);
  • гасится штампом «Лекарство отпущено» и возвращается клиенту;
  • если документ выписан на длительное время (до года), и лекарства по нему получаются частями, фармацевт указывает, сколько лекарства было получено, ставит штамп и возвращает рецепт клиенту. Если рецепт нужен для отчетности, он может приложить к документам его копию. Выдачу годового запаса лекарства за один раз необходимо согласовывать с лицом, которое выписало рецепт. В случаях, когда срок действия документа закончился, а все порции лекарства не были получены, получить их уже нельзя – придется снова обращаться к врачу.

При получении лекарств бесплатно или со скидкой фармацевт возвращает клиенту заполненный корешок от рецепта.

Зачем вообще нужны рецепты на препараты?

Рисунок 6 — Рецепт на лекарство – это документ, а не просто бумажка

Нужно требовать у врача медицинский рецепт, а не бумажку с наименованиями лекарств, потому что:

  • врач может ошибиться. Все мы – живые люди, и врачи могут ошибаться точно так же, как инженеры, бухгалтеры и кассиры. Поэтому если от назначенного доктором лечения стало только хуже, пациент может требовать компенсации причиненного его здоровью вреда. Рецепт и запись в медкарте – это основные доказательства, которые он будет предъявлять вышестоящим инстанциям или в суде.
  • фармацевт может ошибиться. Почерк врачей трудно назвать каллиграфическим. В рецепте международное наименование препарата и дозировка указываются полностью, поэтому фармацевту будет легче разобраться, что именно нужно клиенту, и ничего не перепутать. Есть и психологический фактор – поскольку рецепт является отчетным документом, врачи заполняют его разборчивее и внимательнее, чем обычные бумажки из блокнотов.
  • пациент может ошибиться. Когда что-то болит, трудно быть собранным и правильно запоминать информацию. Именно поэтому одна из граф документа посвящена схеме применения препарата. Это поможет правильно выполнить назначение врача и ничего не перепутать. Если же пациент назначил себе препарат сам, отсутствие документа на покупку может уберечь его от опасных для здоровья ошибок.

Конечно, находить время для визита к врачу, выстаивать очередь, сдавать анализы и проходить осмотры существенно сложнее, чем заказать фармацевту таблетку «от головы, живота, кашля» и т. д. Но когда речь идет о здоровье, все решения, в том числе выписка рецепта, должны быть профессиональными и обоснованными, иначе неправильное лечение навредит не меньше, чем сама болезнь.

Рисунок 7 — Легендарный врачебный почерк

На самом деле продавать рецептурные препараты без рецепта аптеки не имели права задолго до выхода в свет приказа №403н. Просто в последнее время проверяющие органы стали активнее контролировать процесс продажи населению лекарств.

Рисунок 8 — Самолечение опасно для здоровья и жизни

Как получить рецепт на лекарство?

Единственный правильный с точки зрения законодательства ответ на вопрос: «Где взять рецепт на лекарство?» – у врача. Это может быть семейный врач, узкий специалист, врач стационара, фельдшер или другой уполномоченный медработник. Согласно положениям обновленных правил отпуска лекарственных препаратов из аптечных сетей, по рецептам теперь будут отпускаться около 80% препаратов. В перечень отпускаемых без рецепта лекарств входят и столь популярные среди россиян антибиотики. Теперь заниматься самолечением будет гораздо сложнее.

В общем случае все выглядит замечательно. Однако, что делать, если болезнь застала врасплох – в пятницу вечером или на выходных, или очередь к врачу заполнена на неделю вперед, а лечиться нужно уже сегодня? Есть несколько более или менее законных способов быстро добыть рецепт на нужные лекарства.

Рисунок 9 — Где взять рецепт на лекарство в сложной ситуации

  1. Обратиться в платную больницу. Это полностью легальный и правильный, но не самый дешевый и простой способ. Как правило, на платный прием очереди значительно меньше. Однако отпрашиваться с работы или искать, с кем оставить ребенка, чтобы взять у доктора заветный документ, придется все равно.
  2. Заказать рецепт онлайн. В Москве и других крупных городах существует ряд организаций, которые предлагают купить рецепты на лекарство онлайн, не выходя из дома. Пользователям предлагается заполнить поля форм или другим способом передать организаторам нужную для выписки документа информацию. Организаторы утверждают, что эта услуга предоставляется конфиденциально, и от этого никто не пострадает. Конечно, если сам заказчик точно уверен, что данное лекарство ему подходит, и будет применять его в правильной дозировке.

Время от времени журналисты и блогеры проверяют, можно ли купить рецептурные препараты без рецептов. В большинстве случаев им это удается без проблем. Фармацевты объясняют свои нарушения требований законодательства тем, что идут навстречу больным людям или тем, что их вынуждают «делать кассу». В то же время за продажу медикаментов без соответствующих документов заведение могут оштрафовать на 200 тыс. руб. или закрыть на 3 месяца.

Рисунок 10 — За продажу лекарств без рецепта аптеки штрафуют

Что делать, если доктор ошибся?

Как быть пациенту, если в аптеке выяснилось, что его рецепт на лекарства не соответствует образцу, проще говоря, заполнен неправильно? Мнения экспертов на этот счет разделяются:

  • одни считают, что фармацевт не вправе контролировать правильность заполнения рецептов, и если врач неправильно вписал какой-то код, сделал орфографическую или какую-то другую несущественную ошибку, лекарство все равно должно быть выдано;
  • другие утверждают, что аптека может не отпускать лекарства по выписанным с нарушениями документам, даже если это нарушение можно отнести к несущественным.

При этом большинство из них советуют вначале попробовать обратиться с «неправильным» рецептом в другую аптеку, а если уже откажут и там, только тогда возвращаться к врачу.

Рисунок 11 — Как быть, если рецепт на препарат выписан неверно?

Неправильно выписанный аптечный рецепт фармацевт гасит штампом «Рецепт недействителен» и выдается клиенту обратно на руки. Это же делается с документами, в подлинности которых возникают сомнения. Они регистрируются в специальном журнале, а информация о событии передается руководству медучреждения, сотрудник которого выписал неправильный рецепт.

Сроки выполнения рецептов

С первого взгляда это кажется неожиданным, но любая аптека рецепт может обслуживать не сразу же, а в определенные сроки. Так, если необходимого клиенту препарата не оказалось в наличии, на его поставку заведению дается:

  • 1 рабочий день со дня обращения – при наличии пометки «statim» — немедленно;
  • 2 рабочих дня со дня обращения – при наличии пометки «cito» — срочно;
  • 5 рабочих дней со дня обращения – если лекарство входит в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медприменения, которые нужны для оказания медпомощи;
  • 10 рабочих дней со дня обращения – если лекарство не входит в этот минимальный ассортимент или отпускается бесплатно, либо со скидкой;
  • 15 рабочих дней со дня обращения – если препарат назначен по решению врачебной комиссии.

Аптекам запрещено продавать или выдавать лекарства по рецептам с истекшим сроком действия. Исключение – если срок действия документа истек уже после того, как он был принят на отсроченное обслуживание.

Отправляясь к врачу, не забывайте и не ленитесь требовать заполненный по всем правилам рецепт. Тогда получить от фармацевта именно то, что доктор прописал, получится гораздо быстрее и проще.

Видео: Рецепт на лекарство: правило заполнения

Источник

Текст книги «Монастырские рецепты от любой хвори»

Автор книги: Любовь Поливалина

Жанр: Здоровье, Дом и Семья

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Любовь Поливалина
МОНАСТЫРСКИЕ РЕЦЕПТЫ ОТ ЛЮБОЙ ХВОРИ

Введение

Из глубины веков, от наших далеких предков доходят до нас монастырские рецепты излечения от любой хвори. Некрепок телесный покров человека: только малейшая червоточина появилась, вот и нет уже былой силы и здоровья. Как же избавиться от свалившего недуга, как сохранить былую мощь и духовную чистоту? Издавна в монастырях скапливались пришедшие с различных уголков земли способы борьбы с существующими заболеваниями. Любой страждущий мог прийти в монастырь и быть уверенным в том, что ему помогут, изготовят необходимое средство, да еще и описание приготовления в придачу дадут – чтобы в следующий раз сам, без помощи посторонних людей, мог справиться с обнаружившейся хворью.

Но наступили и суровые времена на Русской земле, когда разрушились монастыри, а хранившиеся в них сокровища мысли безжалостно уничтожались. Трудно сейчас понять и оценить величину ущерба, сложно представить, сколько бесценных рукописей с лечебными советами нашли свою гибель в это время. К счастью, сейчас эти потрясения вспоминаются лишь как ужасный сон: монастыри восстанавливаются, а с ними возвращаются и крупицы того знания, которое одухотворяло жизнь человека на протяжении целых столетий.

В данной книге собраны уцелевшие, чудом сохранившиеся рецепты излечения от самых различных заболеваний.

Из первой главы вы сможете узнать историю происхождения монастырских рецептов, а также правила сбора трав и секреты приготовления из них различных настоев, мазей и припарок, применяющихся при лечении хворей. Внимательнее отнеситесь к этой главе, поскольку неправильно приготовленный настой не только не способен излечить проявившуюся болезнь, но и может значительно ухудшить положение, добавив новые заболевания. В остальных главах даются уже непосредственно рецепты лекарственных настоев и других средств монастырской медицины, разбитые согласно их традиционному, устоявшемуся делению на средства от простудных болезней, средства от сердечных недугов, средства от болезней желудка, средства от дурной крови, средства от облысения и кожных болезней и средства для укрепления души и тела.

Хочется верить, что эта книга станет вашим надежным помощником в трудную минуту и останется интересной для всех людей вне зависимости от их возраста и образа жизни.

Глава 1. ДРЕВНИЕ МОНАСТЫРСКИЕ РЕЦЕПТЫ

Применение трав в монастырской медицине

Традиции лечения на Руси уходят своими корнями в глубокую древность. Представления о жизни в эпоху Древнерусского государства складывались из летописей и данных археологических раскопок. Более ранняя история Руси представлена в славянских былинах, сказаниях, в рукописях чужеземных путешественников, например Геродота, историка и философа, описывавшего места, «достойные внимания ученого».

Медицина языческой Руси воплощалась в магии волхвов, обладавших тайными знаниями, какими не могли владеть обыкновенные люди в Древнерусском государстве. Уединенно проживая в лесах, волхвы изучали целебные силы природы и применяли их на пользу человеку. Они были единственным сословием, обладавшим хоть какими-то приемами врачевания. В древней литературе под словом «волхвы» подразумевались приверженцы всего таинственного и непостижимого: служители дохристианских культов, знахари, ведуны, ведьмы, восточные мудрецы и звездочеты. Действия волхвов представляли собой магические способы врачевания, различные по степени «мудрости»: от простого невежественного знахарства до почти научных способов излечения. И вот уже воображение рисует нам глубокого старца с длинной седой бородой, склонившегося над больным, подобно вещему Финну из поэмы Л. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

…В той долине два ключа,
Один течет водой живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою…
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи дивный сон
И удалились, страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И засияли раны вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Встает Руслан…

Сказания о фантастических живой и мертвой водах, так часто упоминающиеся в русских сказаниях, основывались на знаниях о целебной силе вполне реальной минеральной воды. Столь привычный для современного человека «Нарзан» в древности называли «богатырь-питьем» или кислой водой. Знахари рекомендовали его для укрепления здоровья после тяжкого недуга или советовали пить людям слабого телосложения.

Согласно былинам волхвы исцелили легендарного Илью Муромца, просидевшего на печи 30 лет и 3 года, дав ему испить «чарочку питьеца медвяного», благодаря чему молодец смог вернуть себе богатырскую силу. Напитки на основе меда являлись основным лекарственным средством русских знахарей. Горячая смесь меда с кобыльим молоком излечивала простуду. Подобным свойством наделялись панты оленя и рыбья печень, как известно, обладающая большим количеством витамина А. Сырой печенью языческие знахари успешно излечивали куриную слепоту. Страдающие этим заболеванием нормально видят днем, теряя остроту зрения в сумерках. Ночью больные ничего не различают и совершенно беспомощны, а позднее возникает нагноение и навсегда повреждается роговица глаза. Болезнь была известна еще в Древнем Египте, упоминалась в Гиппократовом сборнике, где в качестве лекарства рекомендовалось съедать бычью печень с медом.

Волхвы оказывали помощь каждому, кто к ним обращался, не требуя платы за труд. Однако если простому человеку обычно требовалось избавление от хвори, то князья чаще интересовались гаданьем. Волхвы знали целебную силу медного купороса, серебра, скипидара, селитры, мышьяка, ртути, сурьмы, уксуса.

Государственность России начала складываться в конце IX в., когда князь Олег Рюрикович захватил Киев, сделав его столицей объединенных княжеств Черной и Белой Руси. Древняя, исконная Черная Русь с центром в Ладоге и Новгороде располагалась на северо-западных территориях, в бассейне Верхнего Немана. Проживавшие на этих землях племена приильменских словен, вятичей, древлян издавна поклонялись языческим богам.

Белой Русью условно назывались княжества Приднепровья во главе с Киевом. Здесь соблюдались византийские традиции с пышными обрядами, развитым богословием, с высокой грамотностью и книжной культурой. Древнерусские князья торговали с государствами Северной Европы, Кавказа, Средней Азией и Византией, направляя караваны «из варяг в греки» – так назывался путь у берегов Балтийского (Варяжского) моря, доходивших до Крыма.

В 988–989 гг. Древнерусское государство вступило в период расцвета и во многом благодаря утверждению христианства в качестве единой государственной религии. Крещение Руси произошло по воле великого князя Киевского Владимира I Святославовича, в крещении названого Василием. Канонизированный после смерти, до крещения он был ярым идолопоклонником и «женолюбцем».

Согласно летописям Владимир имел 5 жен и более 800 наложниц. После крещения он предстал перед народом в образе скромного, благонравного христианина. Идея принятия новой веры пришла к русскому князю после общения с послами – миссионерами различных вероисповеданий: болгарами-магометанами, хазарскими евреями, посланцами папы римского. Но только «грек-философ» сумел зажечь во Владимире «искру христианства». По совету бояр в Византию отправилось посольство с целью испытания выбранной религии. В следующем году Владимир окрестился вначале сам, а затем приказал разрушить в столице все языческие идолы и окрестил киевлян.

Первыми приняли новую веру жители Новгорода, Ростова Суздаля, Белоозера, Пскова, Полоцка, где быстрыми темпами развивались ремесла, торговля, создавались памятники письменности и архитектуры. Благодаря поддержке князей монастыри становятся не только сосредоточением религиозного культа и культуры, но и центрами накопления знаний.

По свидетельству летописцев, Ярослав Мyдpый свободно говорил на 5 языках, книги «читал часто и в ночи и дне». По воле князя на русский язык переводились греческие трактаты, составившие знаменитую библиотеку храма Софии Киевской. Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. учредила женскую школу при Андреевском монастыре.

Греческая культура проникала на Русь через давние связи с Болгарией, откуда присылались античные манускрипты. На славянский язык древние тексты переводили монастырские летописцы. Трудами монахов-переводчиков сохранились все известные знания в различных областях культуры того времени, в том числе книги по медицине.

До нашего времени сохранился древнейший вариант первой русской летописи «Повесть временных лет», над созданием которой трудились несколько поколений летописцев. Книгу начал писать игумен Киево-Печерской лавры Никон. Позже над ней работал игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр, в правление Владимира Мономаха назначенный епископом Переславля. Другой составитель «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, считается одним из крупнейших историков Средневековья.

Подобно всякой монотеистической религии, христианство не отличалось терпимостью к язычникам. Волховство считалось преступным деянием, а знахари жестоко преследовались, поэтому с развитием христианства лесных чародеев сменили народные врачеватели, именовавшиеся тогда лечцами. Передавая свои знания от отца к сыну, они строго берегли тайну врачевания внутри «семейных школ». Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты труда лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану.

С введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей, лечивших князей и бояр за солидную плату. Например, в летописи Кирилла Туровского рассказывалось о лечце-армянине, практиковавшем в конце XI в. Будучи «зело хитрым во врачевании, яко прежде не было таково», восточный медик ставил диагноз в соответствии с пульсом, обращал внимание на внешность пациента. Видимо, он успешно справлялся с недугами, если удостоился быть приглашенным к князьям Всеволоду Ярославовичу и Владимиру Мономаху. Придворный лекарь черниговского князя Николая Давыдова так же завоевал славу «зело искусного во врачевании». Судя по прозвищу, Петр Сириянин прибыл на Русь с Ближнего Востока. Несмотря на то что приемы частных врачевателей исходили из традиций народной медицины, придворные лекари держались независимо от знахарей, также не признавали монастырских лечцов.

На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народное сказание об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве личного врача богатыря. В Новгородской переписи 1583 г. можно найти упоминание о «Натальице Клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV в.) иносказательно описана реальная история, произошедшая с князем Давидом Муромским и его супругой Ефросиньей. «Зарубив мечом змея, Петр обрызгался змеиной кровью и занедужил тяжкой хворью. И пошел князь в Рязанскую землю, искать исцеления у девицы Февроньи, дочери древолаза…». Девушка вылечила занедужившего князя медом диких пчел, но по возвращении домой болезнь вновь стала преследовать его. Тогда Петр Муромский решил жениться на прекрасной целительнице, дабы стать счастливым и никогда не болеть.

В старинных русских травниках часто упоминались иноземные рецепты и методики лечения, в том числе и техника исполнения хирургических процедур.

Несмотря на территориальную отдаленность, Русь издавна поддерживала торговые отношения с Индией. Вместе с товаром купцы привозили на родину уникальные рукописи.

Рассказы знаменитых путешественников также отражены в монастырских лечебниках. Например, заметки медицинского характера содержатся в книге «Хождение за три моря» (1472 г.), написанной Афанасием Никитиным.

«Книга, глаголемая прохладный ветроград, избранная из многих мудрецов о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому предстоящих» (1534 г.) представляла собой переводной немецкий лечебник. Благодаря прекрасному изложению книга имела успех и пережила многократные переиздания, а русские лекари узнали о «садах здоровья», уже давно популярных в Европе. Первый ветроград появился под западной стеной Московского Кремля в качестве государевых аптекарских огородов, на месте, где в настоящее время располагается Александровский сад. В 1657 г. вследствие значительного расширения огород перенесли за Мясницкие ворота. После того лекарственные сады произрастали уже во всех концах Москвы. Один из них стал основой столичного Ботанического сада. При огородах устраивались аптекарские избы, где изготовлялись пластыри, мази, сиропы, поступавшие в продажу уже в готовом виде.

В монастырях занимались не только переводами медицинских трактатов, но и оказывали помощь страждущим, причем не только молитвами. Первый монастырский приют, устроенный при Киево-Печерской лавре, начал принимать больных только в XI столетии. Эти сведения – о больнице, монастыре и его обитателях – отражены в Киево-Печерской патерике XII в. Самый древний русский монастырь располагался за пределами Киева, недалеко от пещер (древнерус. – печеры), где первоначально жили монахи. Служители лавры считали заботу о больных своим долгом, исполняя его с большим усердием. Отдельные кельи предназначались для тяжелобольных, за которыми братья ухаживали круглосуточно. Люди, страдавшие заразными, кожными и психическими заболеваниями, приходили сюда со всей Руси, неизменно получая помощь и надежду на исцеление. В патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания. «Пречудный лечец» Антоний прибыл в Киево-Печерскую лавру с Айон-Орос (Афон). Гористый полуостров на северо-востоке Греции с X в. являлся центром православного монашества.

В обителях Афона находилось крупнейшее в христианском мире собрание рукописей и памятников церковного искусства. Лекарь Антоний получил хорошее врачебное образование в античном духе, а до прибытия в Киев долго работал в больницах греческих колоний. Он сам ухаживал за больными, лично приготовлял снадобья, и его пациенты умирали редко.

Преподобный Алимпий, судя по имени, также пришел на Русь из Палестины. Проклиная «волхвов и неверных людишек», монах успешно лечил проказу, пользуя больных мазью собственного изготовления. Один из воспитанников Антония, монастырский лечец по имени Агапит (ум. 1095 г.), завоевал расположение киевлян благодаря «безмездной», т. е. бесплатной, врачебной помощи горожанам. Однажды тяжелобольной Владимир Мономах пригласил к себе Агапита, но тот отказался покинуть обитель и прислал владыке свое «зелье». Снадобье быстро помогло, и вылечившийся князь отослал в монастырь богатые дары. Однако лекарь не принял подношений, посоветовав отдать княжеские подарки бедным мирянам. «И услышали в городе, – отмечено в патерике, – что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали».

Начиная с XII в. монастырским лекарям вменялось соблюдать врачебную мораль. Например, врачу предписывались добросердечие, гуманность, самопожертвование, внимательность ко всем обратившимся за помощью. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполняя самую грязную работу. Клятва Гиппократа требовала от медика терпимости к тяжелобольным, чуткости по отношению к «одержимым». Не подлежал обсуждению вопрос об оплате, тщеславии и заботе о своем благополучии. Вследствие отрешенности от всего, что касалось собственной личности, представители монастырской медицины пользовались уважением в народе. Многих лечцов после смерти канонизировали.

Древнейшим памятником русской медицинской литературы является «Изборник Святослава», в котором содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х в. с греческого языка для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной медицинской энциклопедии описываются наиболее распространенные лекарственные средства из растений. Книга включала в себя отдельные части библейских сказаний, труды богослова Василия Великого и сочинения известных византийских теологов. Кроме рассуждений о вере и христианской морали, книга содержала статьи самого составителя, монаха Иоанна, касавшиеся наиболее распространенных болезней, их лечения и профилактики. Рассуждая о здоровом питании, автор напутствовал: «силы в овоще велики», «питье безмерное – бешенство есть». В качестве гигиенических рекомендаций приводились рассуждения о пользе ежедневных омовений, о содержании в чистоте одежды и жилища.

Согласно «Изборнику» русские лекари неплохо знали хирургию, используя ножи, «точила», ножницы, топоры, щупы, пилки, долота. Искусные лечцы-резальники умели разрезать живот, ампутировать конечности, удалять омертвевшие части тела, производить трепанацию. Подобно европейским медикам, они прижигали раны каленым железом и использовали травяные мази, вино, золу, березовое вино. При операциях применялся даже наркоз. Оперируемый усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или чарой вина. Все инструменты обязательно прокалились в огне. Шов производился тонкими волокнами льна. Иногда нити делали из кишок животных. В полевых условиях хирурги вынимали осколки стрел с помощью магнитного железняка. В одной из рукописей описана оригинальная конструкция протеза для нижней конечности. Примерно в XV в. среди хирургов выделились узкие специалисты: костоправы, зубоволоки.

В 1130 г. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией был написан трактат «Мази» (слово «мази» использовано в значении «лекарственные средства»). В этом оригинальном произведении систематизированы разрозненные медицинские сведения того времени.

В 1236 г. на Русскую землю вступило огромное войско монгольского хана Батыя. Едва появившись, светская медицина вернулась в обители. Из самых известных в ту пору лечебниц выделялась больница Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 г. и никогда не подвергавшегося нападению врага. Больных и раненых здесь размещали в больших и малых палатах, возведенных специально для этой цели. Рациональные методы лечения монахов основывались на опыте античных врачей.

В начале XV в. летописец монастыря инок Кирилл Белозерский закончил перевод комментариев Галена к «Гиппократову сборнику». В древнерусском варианте сочинение великого римлянина называлось «Галиново на Иппократа».

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В1635 г. закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троицко-Сергиевой лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий монастырь.

Рецепты языческих врачевателей обобщены в многочисленных травниках и лечебниках, составленных после Крещения Руси монастырскими переписчиками. До нашего времени сохранилось не более 250 старинных рукописей. Из текстов можно представить разнообразие лекарств, изготовлявшихся из всего, что предоставляла людям природа.

Например, для лечения нарушений сна, страхов и тревог использовали розмарин лесной (багульник болотный), кошачий корень (валериану лекарственную), крестовник обыкновенный, тутовик лекарственный, страстоцвет мясокрасный, каменную валериану, марьин корень, чернобыльник, пустырник сердечный, руту пахучую, синюху лазурную, хмель, золотушную траву.

Напротив, для повышения умственной и физической работоспособности и улучшения самочувствия применяли шип-дерево (аралию маньчжурскую), дрок красильный, заманиху высокую, маралий корень, пихту, золотой корень, мышатник (пьян-траву), хвойник хвощовый. Для облегчения болей использовали ежовник безлистный, красавку (сонную одурь), бузину черную, веронику лекарственную (дубравку), ветреницу лютичную, горичник болотный, кровохлебку, холодную мяту, переступень белей, подорожник большой.

От судорог применяли белозор болотный, буквицу лекарственную, василистник малый, дягиль лекарственный, живокость высокую, лапчатку гусиную, латук дикий, марьянник дубравный, мелиссу лекарственную, очиток острый, паслен черный, сердечник луговой, синяк обыкновенный.

При острых воспалениях желудка и гастритах использовались следующие травы: алтей лекарственный, анис обыкновенный, бессмертник песчаный, бузину черную, валериану лекарственную, вереск обыкновенный, душицу обыкновенную, зверобой продырявленный, тмин обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, аир обыкновенный, алоэ древовидное, гравилат городской, девясил высокий, лен посевной, облепиху крушиновидную, ромашку аптечную, чернику обыкновенную, черемуху обыкновенную, шалфей лекарственный, щавель конский. Также применялась горечавка желтая, дягиль лекарственный, или дудник, золототысячник зонтичный, мать-и-мачеха обыкновенная, пижма обыкновенная, полынь обыкновенная, или чернобыльник, рябина обыкновенная, цикорий обыкновенный, шиповник коричный, горец птичий, или спорыш, календула лекарственная, или ноготки, кипрей узколистный, или иван-чай, крушина ломкая, мята перечная, пустырник обыкновенный, сушеница топяная, таволга вязолистная, или лабазник, чистотел большой.

Для лечения язвы желудка применяли одуванчик лекарственный, окопник лекарственный, ольху черную, или клейкую, осину, хвощ полевой.

От головных болей (вызванных повышенным артериальным давлением) – астрагал шерстистоцветковый, барвинок малый, каменную траву (гремячку, чернокудренник), василистник вонючий, зюзник европейский. морковь посевную, омелу белую, осоку парвскую, рябину обыкновенную, аронию, сушеницу топяную, укроп, хохлатку полую.

Для ускорения ранозаживления применялись борщевик сибирский, гравилат городской, жабник полевой, капуста, липа мелколистная, лопух большой, осина, пупавка светло-желтая, рябина белая, сирень, чеснок.

Для снятия воспалений – дуб обыкновенный, дивина (коровяк высокий), узник (лапчатка прямостоячая), лен-кудряш, лох узколистный, недорога обыкновенная, ольха серая, оскорь (тополь черный), очанка лекарственная, мальва лесная, репешок обыкновенный, кукушкины слезы.

Для лечения кашля назначались аирный корень, алтей аптечный, анис обыкновенный, копытень европейский, белокопытник, медуница лекарственная, мыльнянка лекарственная, первоцвет весенний, росянка круглолистная, солодка голая, сосна лестная, иван-да-марья (анютины глазки).

Для остановки кровотечений применяли горец перечный, почечуйную траву, ежевику, копорский чай (иван-чай), кошачью лапку, крапиву двудомную, зайцегуб опьяняющий, мытник болотный, подорожник большой. стальник полевой, тысячелистник обыкновенный, чернокорень лекарственный.

Для лечения сердечных хворей – горицвет весенний, боярышник кроваво-красный, гулявник струйчатый, желтушник рассеянный, кирказон ломоносовидный, ландыш майский, бородач (ласточник обыкновенный), обвойник греческий, пуховник, бирючина (заячьи глазки).

Источник

Читайте также:  Рецепты для вока для гриля
Оцените статью
Adblock
detector