- Лимонный десерт монастырская кухня
- Постный лимонный пирог
- Ингредиенты
- Фото готового блюда
- Оцените рецепт
- Пошаговый рецепт с фото
- Монастырская кухня: мифы и реальность
- Монастырская кухня: бюджетные блюда и напитки — вкусно, полезно и без мяса
- Пельмени с грибами
- Тыквенные оладьи
- Копытка с луком и грибами
- Медовый сбитень
- Судак по-монастырски в горшочке
- «Зеленый соус — бомба!» Какие секреты таит монастырская кухня
- Кисельные берега
- Чем накормить гостей
- Поварские секреты
Лимонный десерт монастырская кухня
Постный лимонный пирог
Ингредиенты
Сахар — 150-200 г
Растительное масло — 90 мл
Фото готового блюда
Оцените рецепт
Пошаговый рецепт с фото
Тем, кто постится, но любит сладкое, в пост приходится нелегко. Ведь в основном, рецепты любимых десертов — далеко не постные.
На самом деле в пост можно не отказываться от сладостей и приготовить десерты или выпечку, не нарушая при этом никаких правил. Предлагаю простой рецепт постного лимонного пирога.
В этом рецепте лимонная начинка сразу смешивается с тестом. Пирог получается с приятным вкусом и ароматом лимона.
Перед вами — ингредиенты, необходимые для приготовления постного пирога с лимоном.
Лимон хорошо промываем, обдаем кипятком и нарезаем кусочками. Удаляем косточки и измельчаем лимон при помощи мясорубки или блендера.
К лимонной массе добавляем сахар и растительное масло, хорошо перемешиваем.
Масса увеличится и побелеет.
Добавляем муку и быстро замешиваем тесто. Делим на 2 равных части.
Форму (24 см на 24 см) застилаем бумагой для выпечки. Выкладываем одну часть теста и руками равномерно распределяем ее по форме.
Вторую часть теста натираем на терке. Выпекаем в разогретой до 180 градусов духовке примерно 20-25 минут, до золотистого цвета.
Постный лимонный пирог готов.
Даем пирогу немного остыть и нарезаем на кусочки, присыпаем сахарной пудрой и подаем на стол к чаю или кофе.
Монастырская кухня: мифы и реальность
Монастырская кухня считается у нас апофеозом русской кулинарии, вобрав все лучшее, что сохранилось от исторической русской кухни. Красивая, вкусная, здоровая еда.
Но нет ли здесь противоречия? Все-таки христианство, православие – это в том числе проповедь скромности, отказа от мирских удовольствий, чревоугодия. А с другой стороны, мы видим прекрасные образцы монастырской кухни. Что же не так с этой дилеммой?
Нам самом деле, якобы, «неземной» вкус монастырской кухни сегодня – это распространенный миф. Во все времена в монастырях оказывалось люди, пришедшие из народа. Я имею в виду, не бедноту, а «из народа» в широком смысле – из крестьян, мещан, дворян. В общем, всех тех, кто всю жизнь питался этой нашей кухней. Ее они и принесли в обители. При этом, вряд ли среди них было такое уж большое число хороших поваров. По самой простой причине. По статистике 1890-х годов всех монастырей в России 684 (мужских — 484 и женских – 200). А самих монахов 6.813 лиц мужского пола и 5.769 женского пола. То есть грубо говоря, по 18 человек на монастырь в среднем. Где уж там искать специального повара? Кто из братии хоть кашу варить умел, тот на кухню и отправлялся.
Конечно, были и «парадные» монастыри, куда частенько наведывались цари с царицами. А некоторые невезучие царицы (как например, супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова или жена Петра I Евдокия Лопухина) и сами невольно оказывались в положении монахинь. Вот там с кухней было все хорошо. «Стерлядь вертловая, уха щучья, пирог со стерлядиной, белужина…», — читаем мы отрывок из описания трапезы в суздальском Покровском монастыре XVII века. Отчасти это происходило оттого, что царя с челядью надо было подобающим образом угощать. Отчасти, знатные монашки тоже не спешили отказываться от своих кулинарных привычек.
Во всех же остальных монастырях братия готовила сама. Это сейчас иногда в популярных обителях, случается, приглашают профессиональных поваров. Часто это происходит из-за огромного количества людей, которые посещают монастырь, паломников. Впрочем, не нужно заблуждаться. В этом случае даже в стенах монастыря общепит – он и есть общепит. И искать здесь кулинарные шедевры – заблуждение. Все будет просто, дешево – овощи, хлеб, молоко, рыба. Только что пельменей или сосисок из нашей привычной еды вы там не встретите. И то, скорее, по причине содержащегося (или по крайней мере, заявленного) в них мяса.
Так что исторически монахи всегда готовили сами. И готовили те блюда, которые знали и любили. Это были те же кушанья, к которым они привыкли и до того, как стать монахами. Монастырская кухня в этом смысле, скорее, не изящная, а простая, народная. Единственные исключения бывают, когда на торжественную праздничную службу приезжает архиерей. Тогда стол делают богаче.
И все-таки, есть ли объяснение сегодняшнему стереотипу о том, что монастырская кухня – это лучшее проявление русской кухни? На мой взгляд, здесь играют роль два фактора. С одной стороны, наше неизбывное ощущение того, что вот раньше-то и еда была вкуснее, и вода чище, и деревья выше. Причем это родилось не сегодня. «Давеча – не то, что нонеча», говаривали наши предки. «Да были люди в наше время», — вторил им поэт уже почти 200 лет назад. Вот эта тяга к благословенному прошлому и возникает у нас при упоминании монастырской кухни. Которая в сегодняшнем виде и сама эксплуатирует этот сюжет. В меру своих сил, конечно. Когда за «историческим» монашеским столом вдруг возникают, скажем, помидоры, почти не знакомые нашим предкам даже в середине XIX века.
Впрочем, конечно, есть и другая причина. Сегодня, после советского периода, она практически сошла на нет. Но в дореволюционной действительности монастыри действительно были одними из центров сохранения традиций, привычек. В том числе и кулинарных. И в этом смысле даже в начале XX века там можно было легко встретить старинные блюда – ботвинью, кулебяку, тельное, пироги-рыбники и т.п. То есть монастырская кухня всегда была несколько более консервативной, чем обычная, светская. Вот и сегодня для многих она будет иметь просто «музейный» характер.
А вкусной она окажется для наших современников или нет, — это каждый решает для себя. Ведь, понятия о вкусной и здоровой пище – в каждом веке свои.
Монастырская кухня: бюджетные блюда и напитки — вкусно, полезно и без мяса
Эта еда разнообразна, вкусна и особенно актуальна во время постов. Она наделена особой чистотой и на современном языке означает — качественная здоровая пища.
Вспомним незаслуженно забытую русскую монастырскую (постную) кухню.
Первые упоминания о монахах-поварах появились в записях Киево-Печерского монастыря, где была своя поварня. Было это в Х веке.
Только спустя столетие на Руси приготовление еды выделилось в отдельную специальность.
А позднее произошло разделение на царскую, сельскую и монастырскую кухни. О ней и поговорим.
Итак, постные рецепты из монастырского меню
Пельмени с грибами
1 стакан сухих грибов
2 головки лука
1 ч. л. муки
соль
приправы
постное масло
1. Сделать плотное тесто на воде. Вынести на 30 минут в холодное место, затем тонко раскатать и лепить пельмени.
2. Грибы залить кипятком, дать настояться 3 часа, затем отварить, не вынимая из воды. Остудить и перемолоть на мясорубке.
3. Репчатый лук нарезать кубиками.
4. Выложить грибы на сковороду и обжарить с луком. Всыпать муку. Посолить.
5. Лепить пельмени как обычно.
6. Варить так: по одному выкладывать пельмени в бурлящую воду, варить, пока не всплывут. Подавать с постным маслом или поджаркой из грибов с луком.
Тыквенные оладьи
400 гр. тыквы
3 ст. л. сахара
1 пакетик ванильного сахара
сода на кончике ножа гашеная лимонным соком или уксусом
мука
постное масло
1. Тыкву почистить и натереть на терке, добавить сахар. Оставить смесь в миске, пока тыква пустит сок.
2. Соединить массу с ванилином и содой.
3. В тыквенную массу постепенно подсыпать муку, пока тесто не приобретет консистенцию густой сметаны.
4. С помощью ложки выкладывать тесто в сковороду с разогретым маслом. Обжаривать оладья с двух сторон. Подавать с медом.
Копытка с луком и грибами
1 кг картофеля
60 гр. муки
1 ч. л. соли без верха
щепотка соды
300 гр. свежих грибов
репчатый лук
растительное масло
Приготовление:
1. Картошку вымыть, почистить и натереть на мелкой терке. Соединить с мукой, содой и солью.
2. Замесить тесто, раскатать длинным жгутом, который порезать на брусочки по 2-3 см.
3. Брусочки разместить на противне и запекать в духовке до румяной корочки.
4. Целые грибы отварить (воду не выливать), затем вынуть с помощью шумовки.
5. Порубить грибы и лук мелко, поджарить на постном масле.
6. В оставшийся горячий грибной отвар на 10 минут погрузить готовые «копытки». После выловить шумовкой, дать полностью стечь воде.
Подавать на тарелке с обжаренными грибочками в отдельной миске.
Медовый сбитень
Вскипятить 1,5 л воды с 1 стаканом меда, палочкой корицы (1 ч. л. молотой), кусочком свежего имбиря (1 см) и 3 бутонами гвоздички.
Довести до кипения, варить 15 минут, снимая пену. Настоять 30 минут, процедить. Подавать горячим.
Судак по-монастырски в горшочке
филе судака или другой белой рыбы (хек, минтай, щука и т.п.)
сушеные лесные грибы
репчатый лук
картофель
морковь
укроп
постное масло
помидоры
соль
перец
мука
1. Рыбу разделать на филе, нарезать кубиками или полосками. Слегка обжарить на постном масле. Посолить, приправить перцем.
2. Сухие грибы замочить в теплой воде на 2 часа, затем воду слить и отварить в чистой.
3. Откинуть грибы на дуршлаг и слегка отжать. Далее грибы нарезать и обжарить вместе с репчатым луком, немного посолить.
4. Картошку и морковку почистить и порезать кубиками.
5. В горшочки выложить овощи, грибы и рыбу.
6. Помидоры порубить и обжарить на растительном масле. Муку развести теплой водой и влить в овощи, перемешать, посолить, поперчить и добавить горячую воду, по консистенции соус должен получиться, как подлива.
7. Залить соусом рыбу в горшочках.
8. Запекать 45 минут при 180 градусах. При подаче посыпать укропчиком.
Пожалуйста ПОДПИШИТЕСЬ на канал и поставьте лайк!
Ваша активность очень важна для автора!
Спасибо, что дочитали до конца!
Удачи Вам!
«Зеленый соус — бомба!» Какие секреты таит монастырская кухня
МОСКВА, 22 июля — РИА Новости, Наталия Федотова. В России монастыри были хранителями не только духовной культуры, но и интересных рецептов национальной кухни. Как приготовить солянку и рассольник, что такое «кисельные берега» и на какие изысканные блюда из редьки способен повар храма Митрополита Илариона — в материале РИА Новости.
Кисельные берега
«Монастырская трапеза во все времена считалась эталоном вкусной, качественной и при этом простой пищи, — говорит шеф-повар Высоко-Петровского монастыря Татьяна Тышкевич. — Кулинарные, поваренные книги в России появились только в XVIII веке. О том, какой была русская кухня до этого, можно узнать лишь из монастырских источников — «обиходников» и келарских книг».
Правда, монахи не ели мяса. Но в те времена рыба была более доступным и распространенным источником белка для большинства населения России.
Иностранные путешественники в XV-XVI веках отмечали, что русские ели «больше рыбу, нежели мясо и огородную зелень, что соленое и копченое мясо предпочитали свежему, равно как почти полусырое искусно приготовленному, что более других уважали яства холодные и что все свои кушанья приправляли чрезмерно чесноком и луком или солью, перцем и уксусом».
В трапезной Высоко-Петровского монастыря Татьяна не только готовит для братии и паломников, но и занимается старинными русскими рецептами. «Мы восстановили рецепт московского калача и московского рогалика, печем заварной ржаной хлеб на закваске и многое другое», — рассказывает она.
Среди старинных блюд XV-XVI веков — «калья рыбная», прародительница всем известных сборной солянки и рассольника.
Для нее нужны рыба (палтус, кета или любая другая), соленые бочковые огурцы, репчатый лук, репа, соль, черный молотый перец и зелень укропа. «Огурцы, репу и лук потомить до готовности в духовке, рыбу отварить, в бульон рыбный положить томленые овощи, а куски готовой рыбы посыпать зеленью укропа. Можно подать в горшочке», — объясняет Татьяна.
А вот еще очень популярное когда-то на Руси блюдо — овсяный кисель с клюквенным соусом. «Это про него в русских сказках говорится «кисельные берега», — отмечает монастырский повар. Овсяную крупу заквашивают на ночь ржаной закваской, утром протирают через сито, добавляют мед или сахар, соль и уваривают до густоты. Едят такой кисель холодным с клюквенным соусом на меду.
Чем накормить гостей
Шеф-повару трапезной при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке Олегу Брижинюку приходится учитывать не только постное меню для настоятеля — митрополита Волоколамского Илариона, но и вкусы его зарубежных гостей. Поэтому на кухне готовят как национальные славянские, так и современные европейские блюда.
«Как-то Великим постом я решил сделать стейк из редьки. Купил белую редьку, нарезал колечками, минут сорок отварил, подержал немного в соевом соусе с перчиком, со специями и подрумянил на гриле, чтобы появились полосочки от жарки. Все подумали, что это морские гребешки. А это — редька!» — рассказывает Олег.
Он говорит, что, когда работал в ресторане, было проще — там было утвержденное на полгода меню. А здесь надо успевать ориентироваться и все время что-то сочинять. «Я буквально растворяюсь в работе. Мне нравится, как готовят Джейми Оливер, Дженнаро Контальдо, — просто и понятно. Некоторые вещи у них скопировал», — признается шеф-повар.
Мясо, рыбу и зелень он покупает на рынке, что-то по мелочи — в магазине.
«Недавно к нам приезжала европейская делегация, и меня попросили продемонстрировать русскую кухню. Сделал голубцы, оливье и борщ. Всем понравилось», — добавляет он.
Из последних открытий Олега — салат из фенхеля и итальянского сыра буррата: «Вкус необычный, и смотрится хорошо. Сочетание обалденное». А нужно-то всего тонко порезать фенхель, цедру лимона, полить лимонным соком и оливковым маслом, посолить, поперчить и оставить минут на десять. Потом выложить сверху сыр, половинки помидоров черри и посыпать листьями мяты. Можно еще немного сахара добавить.
Несколько лет назад Олег работал помощником повара в Донском монастыре. Одним из самых любимых блюд в обители были котлеты из двух-трех сортов рыбы. «Допустим, берем семгу и треску, или семгу и судака, или тунца и семгу — сочетание должно быть сухая-жирная. Рубим мелкими кубиками, мелко режем лук, солим, перчим, добавляем немного крахмала и муки, перемешиваем, лепим маленькие круглые котлетки и обжариваем. Остается «добить» минут десять в духовке», — делится рецептом мастер монастырской кухни.
Он подает это блюдо с зеленым соусом: базилик, петрушку, чеснок, оливковое масло, немножко лимонной кислоты, соль, перец перемолоть блендером. («Соус получается — просто бомба! Его можно и в салаты добавлять», — уточняет Олег.) А в качестве гарнира рекомендует брокколи (отварить, а потом «прижать» на гриле, «чтобы корочка была»). Или другие обжаренные овощи: помидоры, болгарский перец, кабачки («это и к мясу хорошо подходит»).
«Помню, в дни Великого поста в Донской монастырь приезжал патриарх Кирилл, и мы запекали свеклу: резали дольками, посыпали сухим базиликом и базиликом украшали, получилось вкусно», — вспоминает он.
«Или запечь в духовке баклажаны, болгарский перец, а потом сверху добавить сырой помидор, лук, зелень, посолить, поперчить, чеснок по вкусу. Можно готовить без масла. А помидор ошпарить, шкурку снять, меленько нарезать. Получается икра — на хлеб намазывать», — продолжает Олег.
«А брокколи со шпинатом на кокосовом молоке хорошо получается. Оно постное, поэтому хорошо выручает — наедаешься. Сладковатое, но в супе нормально звучит. Можно немного лимончика добавить», — переходит он к первым блюдам. И рекомендует на лето белорусский суп «холодник». «Варится свекла, отдельно кипятится вода, затем охлаждается, потом в нее добавляется тертая свекла, нарезанный кубиками огурец, много зелени — лука и укропа, тертые вареные яйца и кефир — если однопроцентный, в пропорции один к одному с водой. Ну, еще соль и немного сахара, немного лимона или пару капель столового уксуса. Суп должен быть кисло-сладким», — поясняет Олег.
И все-таки напоследок вспоминает о скоромном. Мясо, по его словам, например говяжью или телячью вырезку, долго жарить не стоит — по две минуты с каждой стороны и по бокам. «Нарезал толстенькими медальончиками, посолил, поперчил, обжариваешь — много кусков класть не нужно, мясо дает сок и начинает вариться, — затем в фольгу, и мясо еще доходит. Раскрыл — сок вышел. Телятина нежная, мягкая, быстро готовится», — рассказывает монастырский повар.
Поварские секреты
Еще один Олег — Ольхов, шеф-повар Данилова монастыря и бренд-шеф центра «Возрождение традиций», — ведет передачу «Монастырская кухня» на телеканале «Спас». Он уверен, что культура русской трапезы по сей день неразрывно связана с монастырями.
В 14 лет Олег пришел в ресторан учеником повара, сейчас ему 42. «Я не перестаю учиться у коллег, но не считаю зазорным воспользоваться и опытом непрофессионалов. Зачастую у чьей-нибудь бабушки можно узнать какой-то прием, интересное блюдо, которого больше ни у кого нет», — говорит повар.
«Профессия шеф-повара, с одной стороны, очень творческая, но с другой — полна ежедневной рутины. Творчество — это создание новых блюд, их разработка, тестирование и сборка. Рутина — ежедневный документооборот, связанный с кухней, контроль за производимой продукцией, работа с персоналом. Зачастую рутина забирает большую часть рабочего времени, и на творчество уже не хватает сил. К тому же профессия не из легких — у шеф-повара ненормированный рабочий день, иногда приходится и ночевать на работе», — рассказывает Олег.
Среди его фирменных блюд — чечевичные котлеты и тыква в медовой заливке.
Нужно сварить чечевицу, добавить рубленый чеснок, посолить, поперчить перемешать, дать остыть, потом добавить пассерованный на растительном масле репчатый лук. Сделать из этого фарша котлеты, обвалять в муке и обжарить с двух сторон на растительном масле. А тыкву, очищенную и нарезанную кубиками, заливают медом, разведенным водой и соком одного лимона, добавляют клюкву и убирают в холодильник — через 24 часа десерт из тыквы с медом и клюквой готов. Может храниться в холодильнике до двух недель.
«Монастырская кухня очень полезна, можно сказать, что это диетическое питание: рыба, морепродукты (легкоусвояемый белок, полиненасыщенные аминокислоты), злаки, зерно и крупы, бобовые, зелень, овощи, ягоды, грибы (витамины, растительный белок, клетчатка, минеральные вещества, углеводы). Продукты молочнокислого брожения — квас, моченые ягоды, яблоки, репа, квашеная капуста — благотворно влияют на пищеварение. Также очень полезен ржаной и ржано-пшеничный хлеб на закваске, который выпекают в монастырской пекарне. В целом это сбалансированная и вкусная еда», — подытоживает шеф-повар Даниловской обители.
Источник