Кулинария с детьми по Монтессори
Немного о кулинарии…
Дорогие родители, а знаете ли вы, что кулинария – это очень важная деятельность для ребенка. Почему? Вот несколько важных пунктов:
1. Ощущение доверия со стороны взрослых у ребенка
Когда родители разрешают и дают детям участвовать в процессе приготовления еды, ребенок ощущает, что: “Мне тоже можно, мне доверяют такой важный вопрос, я могу, я большой!”
2. Поощрение инициативности
Практически каждый малыш, находясь дома рядом с мамой и видя, что она что-то делает на кухне, проявляет инициативу и хочет делать “также, как мама”. Но мамы редко, когда рады такой идее. Это и опасность, и дополнительные хлопоты, и уборка, и время… На самом деле, это лишь иллюзия – ребенку гораздо больше пойдут на пользу полчаса, проведенные на кухне, чем время, проведенное за очередной “развивающей” игрушкой. Поощряя инициативность и самостоятельность, вы помогаете сформировать у ребенка такое важное чувство, как “я сам”, которое формируется именно сейчас, в раннем возрасте, А это в будущем и уверенность в себе, и независимость.
3. Сенсорная стимуляция
Приготовление еды – это же воздействие на большое число рецепторов! Зрение, обоняние, осязание, даже слух! Кроме того, это возможность для ребенка, который еще не закончил изучать мир на вкус, сделать это в свое удовольствие. Если Вы видите, что ребенку необходимо что-то “попробовать” и он начинает лизать или кусать не предназначенные для этого предметы – просто предложите пойти порезать кусочек яблока: его и порезать можно, и попробовать.
4.Мелкая моторика
Как много у родителей внимания приковано к мелкой моторике ребенка! Конечно, это очень важно: отсюда и развитие головного мозга, и, как следствие, речи. Но сколько можно было бы сэкономить времени, сил и денег, если бы не вкладывать все это в поиск очередных игрушек, а пойти, к примеру, и почистить с ребенком картошку в мундире? Или банан порезать?
5.Проблема с едой
Часто родители жалуются на то, что дети плохо кушают. Ситуация меняется до неузнаваемости, если ребенок “приложит руку” к приготовлению еды. Когда даже самую малость ребенок сделал сам – порвал укроп в суп, добавил зеленого горошка, взбивал яйца для омлета – еда сразу становится ближе к ребенку, приобретает значимость: “это мое”, “это же я делал!” Для ребенка, который сам порезал вареную морковку, ничего вкуснее ее в этот момент не будет!
Дорогие родители, готовьте с детьми! Организуйте этот процесс весело и интересно. Пусть у ребенка будут свои приборы – маленькие и безопасные, своя доска для резки, мисочка для салата. Обязательно тряпочка для уборки – порядок очень важен в раннем возрасте. Показывайте, как держать вилку и нож, как резать, как мешать – дети очень быстро учатся! Комментируйте свои действия и получайте удовольствие от совместной деятельности с вашим малышом.
Екатерина Терентьева, Монтессори-педагог, АМИ Диплом 0-3
Источник
Готовим вместе с ребенком
Я надеюсь, у вас все получилось в прошлые выходные. И дети оценили ваши старания. Мы можем продолжить.
Предлагаю в ближайший выходной заняться кулинарией с ребенком. Для этого мы можем убрать игрушечную кухню, тряпочные овощи, фрукты и пластмассовую посуду. И перебраться на кухню. Долой притворство!
С чего начать
Дети обожают кухню. Ведь они так хотят быть похожими на своих родителей. А родители проводят много времени за приготовлением еды. И сейчас мы можем смело включить своего ребенка в этот процесс. Теперь главное — разобраться, с чего начать. Правильное, продуманное начало — это половина успеха. А сегодня успех — именно то, что нам нужно.
Предлагаю начать с понимания того, что может ваш ребенок. Если вашему ребенку около двух лет, он точно может намазывать крекеры/сухарики и готовить для всей семьи подобные снеки. И, в первую очередь, для себя, конечно. Намазывать можно все, что вы захотите дать своему ребенку или съесть сами. Это может быть мягкий творожный сыр, джем, паштеты и прочее, прочее. В зависимости от детской диеты и ваших вкусовые предпочтений.
Для намазывания крекеров и прочих бутербродов вам понадобится нож для намазывания. Это очень маленький стальной нож с короткой деревянной ручкой и скругленным, тупым режущим краем. Он так и называется — нож для намазывания. Такие ножи есть в продаже, а также часто идут в качестве подарка в комплекте с мягким творожным сыром или маслом. В общем, это не диковинка. Такой нож безопасен для ребенка, отлично служит своей цели. Вещь нужная.
Также нужно помнить, что намазывание чего бы то ни было — это очень сложная работа рук. Здесь и одновременная работа двух рук, и непривычное движение кисти руки. И преодоление внезапного желания съесть все ингредиенты сразу без намазывания. Поэтому очень важно вначале показать ребенку, как мы намазываем ножом сыр. Как нужно держать крекер, как держать нож. Иногда дети могут начать облизывать нож. Эти моменты нужно держать под взрослым контролем.
Пожелания к выбору продуктов? Нужно остановить выбор на достаточно пластичном, нетекучем продукте. Иначе все растечется и размажется по столу и ребенку. И в итоге не выйдет ничего. То есть консистенция продукта близка к паштету или густому джему. На что намазывать? Что-то достаточно твердое и не очень хрупкое. Иначе в детской ручке булочка может смяться и порваться, а тонкая печенька — сломаться. Важный совет, который можно применить ко всему: прежде чем дать ребенку, попробуйте справиться с задачей сами.
Чистим и нарезаем, измельчаем и выжимаем
Еще ваш ребенок может очищать яйца от скорлупы. Лучше, если вначале это будут перепелиные яйца. Также дети отлично чистят кожуру вареного картофеля. Эти занятия помогут родителям выполнять довольно рутинную, скучную работу. А для детей — это великолепное упражнение для развития мелкой моторики. А самое главное — дети испытывают огромное удовольствие от процесса.
Дети старше двух лет могут нарезать овощи, вареные или свежие. Огурец, вареный картофель, да те же вареные яйца. Один важный момент — нужна специальная кухонная утварь. Например, это может быть нож для фигурного нарезания овощей. Он представляет собой металлическую пластину, изогнутую мелкой волной. Ручка у таких ножей обычно находится сверху и для нарезания овощей нужно давить на нож сверху. Такие ножи обычно очень миниатюрные, металлическая пластина не имеет острых опасных краев. Таким ножом невозможно пораниться. При условии, конечно, если его использовать по назначению. Поэтому вам обязательно предварительно нужно показать ребенку, как держать нож и как резать овощи. Это техника безопасности. Помните об этом!
Кроме того, есть специальные механические измельчители вареных овощей. Овощи закладываются внутрь пластмассовой колбы, которая снабжена ручкой-прессом. Режущие части вообще в этом случае находятся внутри закрытой колбы.
Для нарезания яиц есть специальные яйцерезки, которые выглядят как металлическая сеточка. Но выбирая для ребенка такую яйцерезку, нужно внимательно осмотреть именно сетчатую часть. В магазинах иногда встречаются очень острые конструкции неизвестного происхождения. Будьте внимательны при выборе.
Также дети могут очищать и нарезать банан. Лучше предлагать детям половину банана. Резать очищенный от кожуры банан можно тем же самым ножом для нарезания овощей или ножом для сыра. Такой нож для сыра в качестве режущего края имеет струну.
Можно упомянуть также об отжимании сока цитрусовых. Нужны мандаринки и механическая соковыжималка.
Готовим самостоятельно
Ближе к трем годам и старше дети могут приготовить простое блюдо по рецепту самостоятельно.
Вы можете привлекать ребенка к приготовлению теста и его раскатыванию. Дети отлично справляются с нарезанием теста формочками для печенья. Поэтому ваш ребенок может действительно угостить папу вечером настоящей едой, приготовленной своими руками. Фруктовые, овощные салаты, выпечка, снеки, лимонады и многое-многое другое.
Техника безопасности на кухне
Но взрослые обязательно должны помнить о технике безопасности на кухне. Это касается, прежде всего, выбора кухонных принадлежностей. Они могут и обязаны быть самыми настоящими. Но при этом быть безопасными для детских рук. И в той же степени важности — взрослые должны показать, как пользоваться кухонными принадлежностями.
И третье, самое важное, не оставляйте ребенка одного без присмотра во время приготовления еды.
И тогда ваш ребенок научится готовить самостоятельно, безопасно и с удовольствием.
Источник
Готовим с ребенком по методике Монтессори
По мнению Марии Монтессори нет ничего более естественного для ребенка, чем стремление жить в мире настоящих, а не игрушечных вещей, и заниматься реальной конструктивной деятельностью. Одним из вариантов такой деятельности является приготовление пищи. В любом классе, работающем по методике Монтессори, вы встретите зону практической жизни, где обязательно найдутся упражнения связанные с готовкой. Да и многие мамы замечают у детей страстный интерес к «кухонной жизни». Так отчего бы не удовлетворить естественную потребность малыша в полезных занятиях и не приготовить дома с ним что-нибудь вкусненькое? К тому же любой маме по силам превратить простое приготовление еды в увлекательное и ненавязчивое развивающее занятие.
В чем же польза готовки с ребенком?
- Прежде всего, это общая деятельность, которая сближает, помогает установить контакт между мамой и ребенком.
- Подобные совместные дела способствуют формированию партнерских отношений с малышом. В данной ситуации не мама обслуживает нужды ребенка, а сам ребенок является полноправным участником настоящего дела.
- Приготовление еды позволяет развить мелкую и крупную моторику рук, координацию движений, память.
- В процессе готовки можно пополнять словарный запас ребенка, расширять кругозор, описывая ингредиенты, свои действия и т.п.
- Формирует самостоятельность, уверенность в собственных силах, знание своих возможностей и их границ.
- Учит малыша тому, что работа – это интересно!
- Дает маме возможность не метаться между ребенком и плитой, а спокойно приготовить что-то простое и провести время с крохой за приятным занятием.
—>
Для того, чтобы приготовление еды прошло гладко стоит придерживаться некоторых правил:
- Сохраняйте спокойствие и положительный настрой! Примите тот факт, что, скорее всего, готовка с ребенком займет больше времени, чем обычно. Плюс беспорядок, криво порезанный огурец, комки в тесте и прочие побочные эффекты. Решите, какова ваша цель – приготовить быстро, идеально или побыть с ребенком, научить его чему-то, порадоваться общим успехам? И еще – не начинайте готовить с ребенком, если вы устали, нервы на пределе. Вероятнее всего приятная затея перерастет в неприятный инцидент.
- Продумайте, что уже может делать ребенок, а что будете делать вы.
Например, малыш уже в полтора года может кинуть изюм в тесто, мешать что-то ложкой вместе с мамой. В три года многие дети могут порезать овощи (можно отварные ножом для масла), положить пару ложек сметаны в салат из банки, перемешать. Но если вы доверили малышу выполнять что-то, не одергивайте и не критикуйте. Если видите, что что-то он делает неправильно, возьмите на заметку и покажите, как делать это правильно при удобном случае. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, это может привести к отказу ребенка от деятельности.
- Безопасность. Начните готовку с ребенком, используя сначала глубокую небьющуюся посуду, тупые ножи. И позже, по мере освоения навыка, переходите к «опасным» предметам. Имейте под рукой влажные салфетки, полотенце, аптечку. Присматривайте за ребенком. Если Вы чувствуете страх за здоровье ребенка, то лучше вообще не давать острых, бьющихся предметов, чем бесконечно волноваться и одергивать малыша.
- Подготовьте все заранее. Удобно заранее приготовить всю посуду, рабочее место. Не выкладывайте все сразу перед ребенком. Пусть на столе перед ним будет только то, что нужно в данный момент, это позволит уменьшить возможный хаос. Если ребенок маленький, то все жидкости, сыпучие продукты давайте ему в уже нужном объеме. Помните – дети очень любят выливать, высыпать, использовать все, что есть в упаковке. Вылить весь пакет молока, высыпать всю банку муки и т.п. Просто отлейте стакан молока, и пусть он стакан выльет в миску.
- Продумайте, что и как вы расскажете ребенку. Здесь важно соблюсти меру и не говорить слишком много – ребенку часто тяжело и слушать и работать руками. Например, показывая, как резать, лучше сказать лишь несколько слов — беру, режу, отрезала. Вводя понятие, следите, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на той веще о, которой вы говорите, а лучше, что бы этот предмет был у него в руках. То есть, если мы учим фрукты, то название говорим, когда фрукт в руках у ребенка. Если вкусы – то говорим «сладкий», когда кусок яблока у него во рту. Чем старше ребенок, тем более сложные вещи вы можете рассказывать. Даже трехлетнему уже можно достать семя из груши и рассказать доступным языком о цикле роста растений.
Готовим с ребенком омлет в духовке
Опишу то, как мы с дочерью готовим, на примере омлета в духовке. Рецепт самый простой: 4 яйца, полстакана молока, щепотка соли.
Ставлю перед ней металлическую миску, проговаривала «миска». Даю венчик проговаривю «это венчик», когда предмет находился у нее в руках. Так я проговариваю названия всех предметов и действия (это и есть расширение словарного запаса), когда они оказываются в ее ручках. Сама достаю упаковку яиц и ее открываю. Дочь подает мне по одному яйцу, я разбиваю его ножом и передаю ей, и мы вместе (рука в руке) разламываем скорлупу и выливаем яйцо в миску.
Как только с яйцами покончено я убираю со стола все лишнее. Дочка в это время перемешивает яйца венчиком.
Затем я наливаю в пластиковый мерный стакан молоко, дочь переливает в миску и мешает. Подаю чашечку с солью, ребенок солит. Смазываю форму для выпечки, а дочка переливает смесь в форму. Все эти манипуляции с предметами развивают моторику. Отправляю омлет в духовку. Конечно, бывает и скорлупа в яйцах и мытье рук в миске. Просто вылавливаю скорлупу и вытираю ребенку руки со словами: «Мешаем венчиком». По окончании готовки убираем последствия вместе. Обязательная уборка после завершения интересного дела дисциплинирует ребенка, учит уважать порядок.
Все же самое главное при приготовлении еды вместе с малышом – это получать удовольствие! Чтобы вы ни готовили, как бы все не прошло лучшим результатом будет ваше общее хорошее настроение.
С уважением, Светлана Иванова
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Источник