Мучной клей для реставрации рецепт

Реставрация книг

Мучной клей

Мука содержит в себе крахмал и клейковину, поэтому тоже может быть использована для приготовления клейстера. Лучше брать муку тонкого помола.

Отвешенную муку размешивают в необходимом объеме холодной воды, затем смесь переливают в металлическую посуду и при непрерывном помешивании доводят до температуры 80—85°С. В полученный клейстер вводят согласно рецептуре необходимые добавки.

Клей для реставрации листов старых книг готовят в следующей последовательности: берут 40 г муки, просушенной в духовом шкафу в течение 40—50 мин при 50°С и периодическом помешивании, 750 мл дистиллированной или кипяченой воды, 10 мл глицерина и.4 мл 40%-го формалина.

В небольшом количестве заранее отмеренной воды тщательно размешивают муку. Остальную воду нагревают до кипения, затем при постоянном помешивании постепенно вливают ее в водо-мучную смесь. После этого посуду помещают в водяную баню, и клеевую массу при постоянном помешивании (в одном направлении) нагревают до 80—85°С.

При этой температуре клей варят в течение 25-30 мин., продолжая помешивание. Остывший клей процеживают через марлю в стеклянную посуду, после чего в него вводят согласно рецептуре глицерин (для эластичности клеевой пленки) и формалин (для предохранения клея от плесневения и бактериального разложения). Клей годен к работе в течение двух дней.

Источник

Методичка по реставрации книг

Клеи используют для реставрации листовых материалов и переплетов, изготовления коробок, папок, футляров, для наращивания уголков картона, переплетных крышек, заделки мелких повреждений кожаных переплетов и других работ.

Из большого ассортимента выпускаемых промышленностью клеев только немногие удовлетворяют требованиям, предъявляемым к клеям для реставрации книг. Клей должен обладать хорошими клеящими свойствами, быть удобным в работе, образовывать долговечную, прочную, эластичную, неблестящую, обратимую пленку, не оказывать разрушающего действия на реставрируемые материалы. Желательно использовать для реставрации клеи, которые издавна применялись в производстве бумаги и книгопечатании. Некоторые из синтетических клеев, проверенных практикой, могут быть использованы в реставрации современных книг. Не следует применять клей, состав и свойства которого неизвестны.

Обычно в клеи вводят пластификатор, как правило, глицерин, в количестве до 10-15% от веса сухого клея, благодаря чему у склеенных бумаг увеличивается сопротивление излому, а корешок блока при раскрывании книги не раскалывается. В ряде случаев к одному клею можно добавлять другие клеи» изменяя его свойства, например, клеящую способность, блеск, обратимость в желаемом направлении.

Ниже приведены рецептуры, способы приготовления и краткая характеристика некоторых применяемых в реставрации клеев.

Мучной клей получил самое большое распространение в реставрации. В зависимости от вида работы, состояния и свойств бумаги применяют жидкий и густой клеи.

Состав мучных клеев.

Состав Вид клея
жидкий густой
Мука пшеничная высший сорт 70 г. 130 г.
Вода дистиллированная 1000 мл. 1000 мл.
Желатина 10 г. 12 г.
Глицерин 5 мл. 8 мл.
Антисептик: раствор нипогина в спирте 2 г. в 15 мл. 96-процентного этилового спирта 3 г. в 15 мл. 96-процентного этилового спирта

Желатину добавляют для улучшения клеящих свойств, глицерин — для повышения эластичности клеевой пленки, антисептик — для предохранения клея и клеевых швов от поражения плесневыми грибами.

Клей готовят следующим образом: необходимое количество желатины замачивают в 100-120 мл теплой воды на 4 часа (можно на ночь). Муку просушивают в сушильном шкафу в течение часа, после остывания просеивают через сито. Необходимое количество муки размешивают в небольшом объеме холодной воды и выливают в кипящую воду при энергичном перемешивании. Клей варят в эмалированном или стеклянном сосуде на водяной бане в течение 20 мин. постоянно помешивая, не допуская образования комочков. По окончании варки в теплый клей вводят при тщательном перемешивании раствор желатины, нагретый до 50-60°С, по охлаждении — глицерин и спиртовой раствор нипогина (свежеприготовленный раствор). Клей хранят в холодильнике, для работы отбирают количество, необходимое на день. Срок хранения в холодильнике 4-5 дней. Клей практически нейтральный, рН около 6.

Читайте также:  Рецепты лаваш с сырком

Густой мучной клей применяют для склеивания плотных бумаг, вставки блока в переплет, дублирования суперобложек тканью, наклейки этикеток, кармашков.

Жидкий мучной клей используют для реставрации книг (дублирование, укрепление сгибов и полей листа, дополнение утраченных частей, соединение разрывов и т.д.). Мучной клей можно смешивать с другими клеями (крахмал, МЦ, ПВА-дисперсия).

Крахмальный клей. Крахмальный клей по клеящей способности уступает мучному, но он менее окрашен и более прозрачен. Для приготовления клея используют кукурузный и картофельный крахмал высшего сорта. Концентрация клея 5-10%.

Крахмальный клей готовят так же, как и пшеничный, с той разницей, что температура варки крахмального клея несколько ниже — около 60°С. Барку клея продолжают до тех пор, пока он не станет прозрачным. Для повышения эластичности клеевой пленки добавляют глицерин в количестве 5% от веса крахмала. Клей хранят в холодильнике, срок хранения без антисептика — 2-4 дня, с антисептиком — до 10, однако лучше работать со свежеприготовленным клеем; в качестве антисептика крахмального клея можно вводить формалин так же, как и в мучной клей, добавлять спиртовой раствор нипогина.

Крахмальный клей применяют для реставрации белых бумаг и аппретирования ткани и кожи. Пленка при благоприятных условиях хранения долговечна. Для реставрации редких книг применение крахмального клея нежелательно, поскольку крахмал с течением времени (особенно при повышенной влажности) разлагается, повышая кислотность бумаги.

Животные клеи. (Желатиновый, мездровый, пергаментный). Клей животного происхождения, изготовленный из обрезков кожи, пергамента, сухожилий, костей и т.п., так же, как и мучной клей, издавна применяли в производстве бумаги. Клей, при выварке которого использовали наряду с обрезками кожи хрящи, сухожилия и жилы называли хондрином (желатина), а клей, получаемый только из обезволенных обрезков кож или мездры — глютином. Он имел большую клеящую способность, чем желатина. В продаже глютин известен под названием мездрового клея. Из обрезков пергамента изготавливают пергаментный клей (в лабораторных условиях).

Для приготовления клея используют желатину пищевую или фотографическую ГОСТ 1293-78 или мездровый клей ГОСТ 3252-80. Животные клеи готовят следующим образом: отвешенное количество животного клея замачивают в небольшом количестве теплой воды на 4 часа (можно оставить на ночь), разбавляют до требуемой концентрации, осторожно при помешивании нагревают на водяной бане при температуре не выше 50°С до полного растворения. В еще теплый раствор вводят глицерин из расчета 10-15 мл глицерина на 100 г желатины; хранят в холодильнике. Срок хранения — 3-4 дня. Животные клеи можно смешивать с мучным, крахмальным, дисперсией ПВА и другими клеями.

Мездровый клей набухает быстрее желатины и растворяется при более низкой температуре. Раствор желатины менее окрашен, чем раствор мездрового клея той же концентрации.

Животные клеи применяются для проклейки корешка блока (10-15%), укрепления ветхих тряпичных бумаг (0,5-1,0%), в реставрации бумаги методом расщепления листа, для приготовления моющих растворов, а также для усиления клеящей способности других клеев (МЦ, ВДКМЦ, мучной).

ВНИИР дает следующие рекомендации по приготовлению в лабораторных условиях пергаментного клея:

а) для приготовления клея лучше брать тонкий, эластичный пергамент;

б) для получения клея рабочей концентрации (3-4%) следует

делать загрузку пергамента не менее 7 г на 100 мл воды;

в) тонкий пергамент (70-90% мкм) надо варить на водяной бане при температуре 75-80°С 5 часов;

г) пергамент средней толщины и толстый, жесткий надо варить

при температуре 75-80°С в течение 8 часов (2 дня по 4 часа).

Сваренный на водяной бане клей фильтруют через несколько слоев марли, охлаждают и помещают в холодильник. Не рекомендуется закрывать емкость с клеем пробкой. Пергаментный клей применяют для реставрации пергаментных рукописей и переплетов.

Клей из метилцеллюлозы. Отечественная промышленность выпускает несколько марок метилцеллюлозы различной степени полимеризации: МЦ-8, МЦ-16, МЦ-35, МЦ-65, МЦ-ЮО. В зависимости от степени полимеризации растворы МЦ имеют различную вязкость. Метилцеллюлоза химически инертна, светостойка. Искусственное старение при 100°С в течение 50 суток не придает ее пленкам хрупкости, желтизны; пленки МЦ не окрашены, гибкие, светостойкие, гигроскопичнее бумаги. Водные растворы метилцеллюлозы обладают хорошими клеящими свойствами. Для реставрации наиболее подходит по своим технологическим свойствам метилцеллюлоза марки МЦ-35. Метилцеллюлоза (МЦ) хорошо растворима в холодной воде, нерастворима в горячей. Растворы МЦ прозрачны, стабильны, хранятся длительное время без консервантов.

Читайте также:  Вкусный завтрак за 5 минут рецепты

Растворы МЦ готовят следующим образом: отвешенное количество МЦ помещают в фарфоровую или эмалированную посуду, заливают горячей водой и перемешивают. По охлаждении МЦ растворяется, образуя прозрачный раствор. Готовый раствор клея проверяют на кислотность, так как некоторые препараты МЦ имеют повышенную кислотность (рН 3,5-5,0). В случае необходимости раствор МЦ нейтрализуют.

МЦ применяют при реставрации листовых материалов вместо мучного клея (концентрация МЦ 4-7%), для укрепления неклееных бумаг (концентрация МЦ 1-2%), в сочетании с раствором NaКМЦ — для укрепления бумаг методом расщепления.

В последнее время для реставрации листовых материалов рекомендованы также оксипропилцеллюлоза (ОПЦ), метилоксипропилцеллюлоза (МОПЦ), оксиэтилцеллюлоза (ОЭЦ), которые по свойствам близки к МЦ.

Клей из карбоксиметилцеллюлозы. Натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы (NaКМЦ) растворима в холодной, лучше в горячей воде. Растворы прозрачны, стабильны, не требуют консервантов.

Приготовление клея: отвешенное количество NaКМЦ помещают в эмалированную посуду, заливают требуемым количеством горячей вода, перемешивают и оставляют на сутки. Раствор фильтруют через марлю. Для реставрации используют только очищенные препараты NaКМЦ, так как клей, образующий щелочной раствор, может вызвать пожелтение бумаги.

NaКМЦ вводят в моющие составы для очистки бумаг и переплетов от загрязнений, используют для приготовления грунта в мраморном крашении бумаги, укреплении бумаг методом расщепления листа.

Пленки NaКМЦ более хрупкие, чем пленки МЦ. Долговечность клеевых пленок, образуемых на КМЦ так же, как и МЦ, изучена недостаточно, однако, судя по тому, что они являются продуктами переработки древесной целлюлозы, подвергшейся частичной деструкции, можно ожидать, что их долговечность ниже хлопковых или льняных волокон. Поэтому для реставрации редких книг следует отдать предпочтение мучному клею, долговечность которого подтверждена многовековой практикой.

Поливинилацетатная дисперсия. Для переплетных работ применяются следующие марки поливинилацетатной дисперсии (ПВА): ДБ 47/7С, ДБ 47/7В, ДБ 47/7СМ (ГОСТ 18992-80, содержание твердого вещества 47%), пластификатора-дибутилфталата — 7%. Если дисперсия не пластифицирована, требуемое количество дибутилфталата (30 мл на 1 литр дисперсии) вводят в клей небольшими порциями при тщательном перемешивании.

Клей ПВА обладает высокой клеящей способностью, удобен в работе, образует труднорастворимую в воде эластичную пленку, однако дибутилфталат постепенно диффундирует из пленки в бумагу и картон, эластичность пленки уменьшается, так как поливинилацетат образует ломкие пленки. Клей можно разбавлять водой, смешивать с другими клеями. Имеются сведения о том, что смесь ПВА с мучным клеем в соотношении 1:1 применяют для реставрации переплетов редких книг.

Дисперсию ПВА используют кроме переплетных работ, для склейки картона, изготовления коробок, футляров для книг.

Дисперсия ВА-2ЭГА, представляющая собой сополимер винилацетата с 2-этилгексилакрилатом, не требует пластификатора, эластичность клеевой пленки сохраняется длительное время, однако прочность ее на разрыв значительно уступает прочности клеевой пленки ПВА. В отличие от ПВА, она имеет низкую вязкость даже при исходной концентрации (55%), что создает технологические трудности при работе с этим материалом.

Клей из поливинилового спирта. Поливиниловый спирт (ПВС) растворим в горячей воде, обладает хорошими клеящими свойствами, хорошо совмещается с другими клеями, образуя прозрачные, прочные к истиранию пленки. Растворы ПВС хранятся длительное время.

Приготовление 10-процентного раствора клея из ПВС: в эмалированную или стеклянную посуду наливают I л холодной воды, при постоянном перемешивании всыпают в воду 100 г ПВС, помещают на водяную баню, нагревают до 80-90°С до полного растворения ПВС. В горячий раствор вводят 50 мл глицерина. После охлаждения с поверхности раствора удаляют пленку, образовавшуюся из нерастворимой в холодной воде фракции ПВС.

Для работы в реставрации применяют 3-10-процентные растворы.

Клей ПВС используют в качестве связующего при дополнении недостающих частей листа бумажной массой на реставрационно-отливном аппарате, для укрепления ветхих тряпичных бумаг путем пропитки, для наклейки этикеток, закрепления карандашных текстов.

Читайте также:  Рецепт самых вкусных кислых щей

Источник

рецепт мучного клея

Это рецептпт мучного клея ,который мне дали реставраторы.

дистилированная вода 500мл

масло чайного дерева10 капель.

1.желати залить водой (4-5 ложек),варить на водяной бане до полного растворения.

2.на водяной бане в сухой кастрюлепрожарить муку до желтоватого цвета,затем понемногу вливать воду (непрерывно помешивая),варить40 мин.,все время помешивая.

3.добавить растворенный желатин,перемешать.

4.когда остынет добавить все остальное,тщательно перемешать.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ого! Целая технология! Большущее спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ничего не могу сказать о его преимуществах(наверное он все же лучше простого клейстера,не помню),сварила только один раз ,потом опять вернулась к обычному мучному.Может быть кто нибудь рискнет сварить ,а потом всем нам расскажет ,чем он лучше то))))))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

как же мы в веках проверим- хорош ли рецепт?:))но смесь по ощущениям очень убедительная. Спасибо!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

если учесть ,что левкас на желатине делают,то вечность ему обеспечена.

несколько настораживает очень долгая варка муки ,большое кол-во воды .И ещё,глицерину не многовато ли?

Он ,конечно,пластификат,но ежели переборщить .

И ещё ,желатин ,куда б его не употребляли ,на 1-2 часа замачивается в холодной воде . И только потом ставят на водяную баню.Внимательно следят,чтобы он растворялся,но не кипел.Если закипит ,то его клеящие св-ва будут нарушены

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А масло чайного дерева применяют в медицине от грибка и бактерий. Значит, и здесь нелишним будет от всякой непрошенной живности

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

как же мы в веках проверим- хорош ли рецепт?:))но смесь по ощущениям очень убедительная. Спасибо!

Так далеко я и не думала заглядывать,а вот каков он в работе ,как потом готовое изделие выглядит?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Зинаида,может Ваши опасения и справедливы,вот я и говорю надо пробовать(рецепт точно из тетрадки переписала без ошибок).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вместо масла можно и нипагин добавить. От жучков.

Подобным клейстером дублировали вещи в наших музеях еще с довоенных времен. Первое время работает. Но годы-десятилетия проходят, влага постепенно испаряется, клей пересыхает, и сам начинает разрушать шелковые волокна, им пропитанные. Есть исследование на эту тему, опубликованное в одном из Грабаревских рест. сборников. С таблицами и прочими наглядными штуками, свидетельствующими о деструкции шелка, обработанного этим составом.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Елена Юрьна институт закончила(?) по реставрации. знает, что говорит:)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ну как же оклады-то шить тогда прорезные?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

У меня такая запись (из какого-то пособия по реставрации):

дистилированная вода 100 гр.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

У Любы клей Семеновича. Тамара Александровна Горошко рекомендует его использовать при изготовлении формы под митру.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ну как же оклады-то шить тогда прорезные?

Нижьнаю!

а оклады-то чего? это ж не шелковую вышивку клейстерком проклеить.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

видела вчера в ЦАКе древнюю (12 века) ткань из погребения, приклеенную на картоночку. Ткань рассыпается в пыль!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector