- Оценка по шкале рецепт
- Учебное видео баллы по шкале Апгар что значат
- Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
- Дыхание, рефлексы, сердцебиение — когда нужна реанимация.
- Подсчет баллов по Шкале Апгар
- Показатели для оценки состояния новорожденного
- Объективная субъективность
- Шкалы оценки боли у взрослых
- Вербальные рейтинговые шкалы оценки боли
- Вербальная описательная шкала оценки боли
- Лицевая шкала боли
- Модифицированная лицевая шкала боли The Faces Pain Scale-Revised (FPS-R)
- Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)
- Числовая шкала боли (ЧСБ)
- Шкала боли Bloechle и соавт.
Оценка по шкале рецепт
Далеко не все молодые мамы знают, что состояние его ребенка в роддоме два раза оценивается по шкале Апгар. Первая оценка малышу ставится в конце первой минуты появления его на свет, а вторая — через 5 минут. В принципе знать об этих оценках роженицам не обязательно, но все же любопытно, какую оценку может получить долгожданный малыш сразу после рождения.
Американский врач-анестезиолог, первая женщина- профессор Колумбийского университета Вирджиния Апгар в 1952 году на основании изучения и анализа жизни новорожденных младенцев предложила оценить их состояние путем суммирования баллов следующих клинических показателей:
1. Частота сердечных сокращений. Если частота сердцебиения больше 100 сокращений в минуту, малыш получает 2 балла, меньше — 1 балл. При отсутствии сердцебиения ставиться 0 баллов.
2. Характер дыхания. Если малыш дышит самостоятельно и ровно, то его дыхание оценивается в 2 балла. Нерегулярное прерывистое дыхание — 1 балл. Не дышит — 0 баллов.
3. Тонус мышц. Этот показатель определяется на глаз. Если малыш после рождения лежит, сжавшись в комочек, согнув колени и локти, то это хороший показатель его состояния, ему врачи ставят 2 балла. Если же ручки и ножки новорожденного согнуты только наполовину, то его оценка будет 1 балл. Раскиданные в разные стороны прямые ножки и ручки — показатель слабости тонуса мышц, распластанному в таком виде младенцу ставится 0 баллов.
4. Рефлекторная возбудимость. Если новорожденный громко кричит, когда отсасывают из его рта слизь, то он получает 2 балла. Отсутствие крика, но появление недовольной гримасы при отсасывании слизи дает право получить 1 балл, если же малыш никак не реагирует на эту процедуру, то ему ставят 0 баллов. Но отсасывают слизь обычно не всем малышам, поэтому часто рефлекторную возбудимость определяют по реакции малыша на прикосновения и притирания его тела.
5. Окраска кожных покровов. Окраска кожного покрова — очень важный показатель оценки состояния новорожденного. Если у малыша имеются какие-то патологии в работе сердечно-сосудистой системы или организм в утробе матери испытывал кислородное голодание, то цвет его кожи при рождении синий или слишком бледный. Такого малыша оценивают в 0 баллов, новорожденному с розовым цветом кожи ставят 2 балла. 1 балл получает ребенок с розовым телом, но с синими ручками и ножками.
Максимальный балл, который может набрать ребенок, равно 10. Он получается после суммирования баллов всех 5-ти показателей. Все 5 показателей состояния малыша фиксируются один раз в первую минуту с момента рождения и второй раз через 5 минут. Если малыш получил в первую минуту оценку от 4 до 6 баллов, то это не говорит, что у него есть проблемы со здоровьем. Низкая оценка состояния малыша по шкале Апгара в первую минуту жизни указывает только на то, что малышу необходимо срочно оказать помощь и очистить дыхательные пути. Но такая оценка состояния новорожденного после истечения 5 минут с момента появления его на свет может быть признаком небольших проблем со здоровьем.
Раньше считалось, что оценка ниже 4 баллов через 5 минут после рождения говорит о серьезных отклонениях в развитии нервной системы. Однако как показывает опыт, большинство детей с низким показателем по шкале Апгара вырастают здоровыми и умными детьми. С помощью шкалы Апгар выявляют нарушения дыхания и кровообращения, а повреждения нервной системы она не отражает.
Почти что все малыши рождаются с синими ножками и ручками, поэтому оценку 10 баллов на первой минуте получают единицы. Нормальная оценка для новорожденного — 8 баллов, оценка 7 баллов указывает на то, что малыш начинает адаптироваться к самостоятельному дыханию. Если малыш родился в асфикции, то ему выше 7 баллов не должны ставить. Ему необходимо немедленно оказать помощь, затем фиксировать все 5 показателей через 5 минут. Если они будут выше первых, то это хороший показатель его здоровья.
Обычно низкие баллы по шкале Апгар получают недоношенные дети, что вызывает неоправданное беспокойство родителей за здоровье ребенка. Но на первой и пятой минуте жизни оценить состояние здоровья ребенка в целом и тем более его умственные способности невозможно. Для этого требуются дополнительные исследования и сдача анализов.
Основное предназначение шкалы Апгар — это выяснить, требуется ли новорожденному малышу экстренная медицинская помощь. Родителям не нужно впадать в панику, если ребенок нормально сосет грудь, спит и опорожняется. Ведь нормальное развитие малыша во многом зависит от психологического климата в семьи, от любви и заботы мамы и папы. Если у малыша все это есть, то самые высокие свои оценки он обязательно получит в школе.
Учебное видео баллы по шкале Апгар что значат
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
Дыхание, рефлексы, сердцебиение — когда нужна реанимация.
Юлия Рогозина врач-педиатр
В 1952 году американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар на конгрессе анестезиологов официально представила систему оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни. С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
Подсчет баллов по Шкале Апгар
Новорожденного младенца осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. При самом лучшем стечении обстоятельств общий счет баллов равен 10. Подсчет баллов проводят дважды: на первой и пятой минуте жизни. Поэтому оценки по Апгар всегда две, например, 8/9 баллов. Очень редко младенцы набирают 10 баллов в первую минуту жизни.
Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленная реанимация для спасения жизни необходима тем, чей результат ниже 4.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на и а при плохих показателях — и на минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду «шире шаг!». Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Объективная субъективность
В принципе, данная оценка, несмотря на то, что выставляется она по довольно объективным показателям, является весьма субъективной для прогноза будущего состояния организма ребенка. Однозначно сказать, что малыш, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов, нельзя. Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, младенец мог закричать не слишком громко или иметь признаки цианоза (синюшности кожи).
Результаты, полученные малышом при рождении по шкале Апгар, выглядят примерно следующим образом:
Баллы | Результат |
Оптимально, норма | |
Легкие отклонения в состоянии здоровья | |
Средние отклонения в состоянии здоровья | |
Сильные отклонения в состоянии здоровья |
—>
Низкая оценка по данной шкале может быть связана как с одномоментной ситуацией при рождении (острой гипоксией или асфиксией), так и с хроническим состоянием младенца (хронической гипоксией), а также его общей физиологической незрелостью (например, в случае недоношенности).
Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Реже при низкой оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости: вялость, пассивность, сниженный мышечный тонус, подозрительное спокойствие малыша, который не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит и редко требует есть.
При низкой оценке по шкале Апгар на минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика — прибавка 2 и более баллов к минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой требует особого внимания врачей не только в родильном доме: возможно, ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение у участкового педиатра.
Оценка по шкале Апгар — и низкая и высокая — это не диагноз, не приговор и не печать брака или знак качества на ребенке. Это — сигнал для акушера и неонатолога об объеме проводимых мероприятий в родовом зале и необходимости реанимации. После этого проводятся дополнительные обследования: клинические анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ-диагностика, нейросонография — и разрабатывается план последующего медицинского наблюдения, лечения и реабилитации.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Шкалы оценки боли у взрослых
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Шкалы оценки боли предназначены для определения интенсивности боли. Шкалы позволяют оценить субъективные болевые ощущения, которые испытывает пациент боли в момент исследования. Наиболее широкое распространение получили вербальные, визуальные и цифровые шкалы или шкалы, в которых сочетаются все три варианта оценки.
[1], [2], [3], [4], [5]
Вербальные рейтинговые шкалы оценки боли
Verbal Rating Scale
Вербальная рейтинговая шкала позволяет оценить интенсивность выраженности боли путем качественной словесной оценки. Интенсивность боли описывается определенными терминами в диапазоне от 0 (нет боли) до 4 (самая сильная боль). Из предложенных вербальных характеристик пациенты выбирают ту, которая лучше всего отражает испытываемые ими болевые ощущения.
Одной из особенностей вербальных рейтинговых шкал является то, что словесные характеристики описания боли могут быть представлены на рассмотрение пациентов в произвольном порядке. Это поощряет пациента к тому, чтобы выбрать именно ту градацию боли, которая основана на семантическом содержимом.
4-балльная вербальная шкала оценки боли (Ohnhaus E. E., Adler R., 1975)
5-балльная вербальная шкала оценки боли
(Frank A. J. М., Moll J. М. H., Hort J. F., 1982)
Боль средней интенсивности
Боль средней интенсивности
Очень сильная боль
Вербальная описательная шкала оценки боли
Verbal Descriptor Scale (Gaston-Johansson F., Albert М., Fagan E. et al., 1990)
При использовании вербальной описательной шкалы у пациента необходимо выяснить, испытывает ли он какую-либо боль прямо сейчас. Если боли нет, то его состояние оценивается в 0 баллов. Если наблюдаются болевые ощущения, необходимо спросить: «Вы могли бы сказать, что боль усилилась, иди боль невообразимая, или это самая сильная боль, которую вы когда-либо испытывали?» Если это так, то фиксируется самая высокая оценка в 10 баллов. Если же нет ни первого, ни второго варианта, то далее необходимо уточнить: «Можете ли вы сказать, что ваша боль слабая, средняя (умеренная, терпимая, несильная), сильная (резкая) или очень (особо, чрезмерно) сильная (острая)».
Таким образом, возможны шесть вариантов оценки боли:
- 0 — нет боли;
- 2 — слабая боль;
- 4 — умеренная боль;
- 6 — сильная боль;
- 8 — очень сильная боль;
- 10 — нестерпимая боль.
Если пациент испытывает боль, которую нельзя охарактеризовать предложенными характеристиками, например между умеренной (4 балла) и сильной болью (6 баллов), то боль оценивается нечетным числом, которое находится между этими значениями (5 баллов).
Вербальную описательную шкалу оценки боли можно применять и у детей старше семи лет, которые способны ее понять и использовать. Данная шкала может быть полезна для оценки как хронической, так и острой боли.
Шкала одинаково надежна как для детей младшего школьного возраста, так и более старших возрастных групп. Помимо этого, данная шкала эффективна и у различных этнических и культурологических групп, а также у взрослых с незначительными нарушениями познавательных способностей.
Лицевая шкала боли
Faces Pain Scale (Bien, D. et al., 1990)
Лицевая шкала боли была создана в 1990 г. Bieri D. и соавт. (1990).
Авторы разработали шкалу с целью оптимизации оценки интенсивности боли ребенком, используя изменение выражения лица в зависимости от степени испытываемой боли. Шкала представлена картинками семи лиц, при этом первое лицо имеет нейтральное выражение. Последующие шесть лиц, изображают нарастающую боль. Ребенок должен выбрать то лицо, которое, по его представлению, лучше всего демонстрирует тот уровень боли, которую он испытывает.
Лицевая шкала боли имеет несколько особенностей по сравнению с другими рейтинговыми лицевыми шкалами оценки боли. Во-первых, она в большей степени является пропорциональной шкалой, а не порядковой. Кроме того, преимуществом шкалы является и то, что детям легче соотнести собственную боль с рисунком лица, представленного на шкале, чем с фотографией лица. Простота и легкость использования шкалы делают возможным ее широкое клиническое применение. Шкала не валидизирована для работы с детьми дошкольного возраста.
[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]
Модифицированная лицевая шкала боли The Faces Pain Scale-Revised (FPS-R)
(Von BaeyerC. L. et al., 2001)
Carl von Baeyer со студентами из Университета Saskatch-ewan (Канада) в сотрудничестве с Pain Research Unit модифицировал лицевую шкалу боли, которая получила название модифицированной лицевой шкалы боли. Авторы вместо семи лиц в своей версии шкалы оставили шесть, сохранив при этом нейтральное выражение лица. Каждое из представленных в шкале изображений получило цифровую оценку в диапазоне от 0 до 10 баллов.
Инструкция по использованию шкалы:
«Посмотри внимательно на эту картинку, где нарисованы лица, которые показывают, какое количество боли можно иметь. Это лицо (покажите самое левое) показывает человека, которому совсем не больно. Эти лица (покажите каждое лицо слева направо) показывают людей, у которых боль увеличивается, нарастает. Лицо справа показывает человека, которому нестерпимо больно. Теперь укажи мне лицо, указывающее, насколько тебе больно в данный момент».
Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)
Visual Analogue Scale (VAS) (Huskisson E. С., 1974)
Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет», правая — «худшая боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см.
С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач (а в зарубежных клиниках это обязанность среднего медперсонала) отмечает полученное значение и заносит в лист наблюдения. К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство.
Также с целью оценки интенсивности боли можно использовать и модифицированную визуально-аналоговую шкалу, в которой интенсивность боли определяется также различными оттенками цветов.
Недостатком ВАШ является ее одномерность, т. е. по этой шкале больной отмечает лишь интенсивность боли. Эмоциональная составляющая болевого синдрома вносит существенные погрешности в показатель ВАШ.
При динамической оценке изменение интенсивности боли считается объективным и существенным, если настоящее значение ВАШ отличается от предыдущего более чем на 13 мм.
Числовая шкала боли (ЧСБ)
Numeric Pain Scale (NPS) (McCaffery М., Beebe A., 1993)
По изложенному выше принципу построена еще одна шкала — числовая шкала боли. Десятисантиметровый отрезок разбит метками, соответствующими сантиметрам. По ней пациенту легче, в отличие от ВАШ, оценить боль в цифровом выражении, он гораздо быстрее определяет ее интенсивность на шкале. Однако оказалось, что при повторных тестах пациент, помня числовое значение предыдущего измерения, подсознательно воспроизводит не реально существующую интенсивность
боли, а стремится остаться в области названных ранее величин. Даже при ощущении облегчения больной старается признать более высокую интенсивность, дабы не спровоцировать доктора на снижение дозы опиоидов и пр., — так называемый симптом страха повторной боли. Отсюда стремление клиницистов отойти от цифровых значений и заменить их словесными характеристиками интенсивности боли.
Шкала боли Bloechle и соавт.
Pain scale of Bloechle et al. (Bloechle C., Izbicki J. R. et al., 1995)
Шкала была разработана для оценки интенсивности боли у пациентов с хроническим панкреатитом. Она включает в себя четыре критерия:
- Частота приступов боли.
- Интенсивность боли (оценка боли по шкале ВАШ от 0 до 100).
- Потребность в анальгетиках для устранения боли (максимальная степень выраженности — потребность в морфине).
- Отсутствие работоспособности.
NB!: Шкала не включает в себя такой характеристики, как продолжительность приступа боли.
Источник