Прикорм грудных детей рецепты

Вводим прикорм для грудничка

Мно­гие мамоч­ки (как, впро­чем, и педи­ат­ры) нахо­дят­ся в пле­ну ста­рых реко­мен­да­ций — начи­нать при­корм с соков.
На сего­дняш­ний день мне­ния веду­щих спе­ци­а­ли­стов по вве­де­нию при­кор­ма про­ти­во­по­лож­но — с сока­ми нуж­но быть очень акку­рат­ны­ми и ста­рать­ся не вво­дить их в раци­он ребен­ка, пока он не начал упо­треб­лять взрос­лую пищу в доста­точ­ных объ­е­мах, вклю­чая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом слу­чае сок явля­ет­ся сти­му­ля­то­ром фер­мен­та­тив­ной дея­тель­но­сти малыша).

Како­вы же мину­сы ран­не­го вве­де­ния сока:

1. Соки — про­дукт аллер­ген­ный. В све­те уча­стив­ших­ся аллер­ги­че­ских реак­ций это нуж­но учитывать.
2. Соки — про­дукт тяже­лый и пло­хо усва­и­ва­ет­ся. Он раз­дра­жа­ет незре­лый ЖКТ ребен­ка. Даже взрос­лым сок реко­мен­ду­ют раз­бав­лять в про­пор­ции 1:1, а если у чело­ве­ка наблю­да­ют­ся про­бле­мы с ЖКТ — вовсе исклю­чить из рациона.
3. Веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния про­блем с под­же­лу­доч­ной желе­зой, почками.
4. Содер­жа­ние в соке саха­ра — уж он вооб­ще не нужен тако­му малень­ко­му ребенку
5. Сок дает силь­ную нагруз­ку на ЖКТ, в резуль­та­те чего через опре­де­лен­ный пери­од у ребен­ка появ­ля­ют­ся послед­ствия — гастрит, пан­кре­а­тит и др. заболевания.

Груд­ное моло­ко содер­жит все необ­хо­ди­мые вита­ми­ны для ребен­ка. Если гово­рить о желе­зо­де­фи­цит­ной ане­мии (что чаще все­го явля­ет­ся осно­ва­ни­ем к вве­де­нию соков) — био­ло­ги­че­ская доступ­ность желе­за в моло­ке мате­ри очень высо­ка (50–75% в срав­не­нии со сме­сью, где она дости­га­ет все­го лишь 20%).

Начи­нать вве­де­ние при­кор­ма луч­ше все­го с овощей.

Если ребе­нок пло­хо наби­ра­ет в весе — мож­но сде­лать отступ­ле­ние и начать с каш. Что имен­но выби­рать? Ово­щи.
Не сове­тую начи­нать при­корм с фруктов.

Они сами по себе име­ют слад­ко­ва­тый при­вкус и уже фор­ми­ру­ют у ребен­ка при­стра­стия к сладенькому.
Ово­щи намно­го боль­ше под­хо­дят для вве­де­ния ново­го продукта.

Пер­вые ово­щи в раци­оне — каба­чок, цвет­ная капу­ста, морковь.

Поз­же вво­дит­ся кар­тош­ка (вна­ча­ле ста­рай­тесь выма­чи­вать око­ло часа в воде).

Если у ребен­ка жид­кий стул — каба­чок луч­ше вве­сти позже.

Вве­де­ние при­кор­ма начи­на­ем с 1 чай­ной лож­ки, посте­пен­но уве­ли­чи­вая объ­ем (2,4 и так далее).

Не нуж­но дово­дить объ­ем до опре­де­лен­но­го количества.
Это ошиб­ка мно­гих мам, кото­рая ведет к пере­кор­му ребен­ка и после­ду­ю­ще­му отка­зу от еды. Как толь­ко ребе­нок отвер­нул­ся от лож­ки — уби­рай­те еду и пред­ло­жи­те грудь.

При­корм луч­ше все­го давать в пер­вой поло­вине дня и все­гда пред­ла­гать запить молочком.

Вна­ча­ле в раци­оне малы­ша будут моно­ком­по­нент­ные пюре.
1 раз в неде­лю Вы може­те добав­лять в пюре новый про­дукт. Не нуж­но солить при­го­тов­лен­ное блю­до. Жела­тель­но вести пище­вой днев­ник и запи­сы­вать туда, что и когда Вы вво­ди­ли, в каком коли­че­стве ребен­ку дава­ли, како­ва была реак­ция. Если малыш отре­а­ги­ро­вал высы­па­ни­ем, жид­ким сту­лом или запо­ром — исклю­чи­те про­дукт из раци­о­на как мини­мум на месяц. Но помни­те, что стул может изме­нить­ся, чаще все­го появ­ля­ют­ся малень­кие кусоч­ки съе­ден­ной пищи, это нормально.

Я сове­тую гото­вить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баноч­ку с дет­ским пита­ни­ем — посмот­ри­те на срок годности.
Меня все­гда сму­ща­ло, что не содер­жа­щее кон­сер­ван­тов и про­чих доба­вок пюре может хра­нить­ся 2 года.
В послед­нее вре­мя я наблю­даю, что баноч­ное пита­ние часто дает аллер­ги­че­скую реакцию.

Читайте также:  Подорожник рецепты от кашля

Если Вы поку­па­е­те ово­щи сами — будь­те осто­рож­ны в выбо­ре. Ово­щи, полу­ча­ю­щие уси­лен­ную под­корм­ку, чаще все­го выгля­дят очень кра­си­вы­ми, глян­це­вы­ми. Отдай­те пред­по­чте­ние ово­щам “с ого­ро­да бабушки”.
Так­же Вы може­те сде­лать запа­сы на зиму.

Отлич­но сохра­ня­ют­ся в моро­зиль­ной каме­ре — раз­но­вид­но­сти капу­сты, слад­кий перец, из фрук­тов — мали­на, виш­ня, смо­ро­ди­на. Кар­то­фель и мор­ковь отлич­но сохра­ня­ют­ся зимой на бал­коне. Экспериментируйте!

Луч­ше все­го для при­го­тов­ле­ния ово­щей исполь­зо­вать паро­вар­ку.
Ово­щи гото­вят­ся быст­ро и вита­ми­ны сохра­ня­ют­ся в боль­шем коли­че­стве. Давай­те ребен­ку все­гда све­же­при­го­тов­лен­ное блюдо.

Раз­ми­нать удоб­нее все­го руч­ным блен­де­ром. Бли­же к году (10–11 меся­цев) начи­най­те раз­ми­нать пюре вил­кой, что­бы ребе­нок учил­ся само­сто­я­тель­но жевать.

Через месяц после вве­де­ния ово­щей Вы може­те пора­до­вать малы­ша каш­кой.

Луч­ше все­го для пер­во­го блю­да под­хо­дит рисо­вая, куку­руз­ная или греч­не­вая каша. Для ребен­ка на груд­ном вскарм­ли­ва­нии боль­ше под­хо­дит без­мо­лоч­ная каша. Если Вы поку­па­е­те каши, не тре­бу­ю­щие вар­ки — убе­ди­тесь, что они не содер­жат глю­тен. Глю­те­но­со­дер­жа­щие каши (пше­ни­ца, овсян­ка, мно­го­зер­но­вые) не вво­ди­те в раци­он малы­ша ранее 8–9 месяцев.
Прин­цип вве­де­ния каши такой же — начи­нать с 1 чай­ной лож­ки, посте­пен­но уве­ли­чи­вая объем.

Каши мож­но так­же гото­вить само­сто­я­тель­но. Для это­го кру­па моет­ся, высу­ши­ва­ет­ся и пере­ма­лы­ва­ет­ся на кофемолке.

Соблю­дай­те интер­вал меж­ду вве­де­ни­ем после­ду­ю­щих при­кор­мов — мини­мум 1 месяц.

После каши Вы може­те начи­нать вво­дить фрук­ты (в нача­ле не ярко­окра­шен­ные), пече­нье (дет­ское не сдоб­ное), мясо (луч­ше начи­нать с индей­ки, затем вво­дить теля­ти­ну, кури­цу, говя­ди­ну, от сви­ни­ны луч­ше воз­дер­жать­ся) рыбу (мор­скую) и т.д., соблю­дая вре­мен­ной интервал.

При­корм жела­тель­но сдоб­рить мас­лом (не с пер­вых дней вве­де­ния при­кор­ма!) — пред­по­чти­тель­но сли­воч­ным (кашу) и олив­ко­вым (ово­щи). Олив­ко­вое мас­ло луч­ше все­го под­хо­дит для пер­во­го при­кор­ма. Начи­най­те вво­дить его с 2 капель. Если у малы­ша запо­ры — мож­но добав­лять олив­ко­вое мас­ло и в ово­щи, и в кашу (соблю­дая объ­ем, что­бы не добить­ся обрат­но­го эффек­та). В сред­нем, в блю­до добав­ля­ет­ся 1 чай­ная лож­ка олив­ко­во­го масла.

Пра­ви­ла вве­де­ния прикорма

Кон­суль­тан­ты по груд­но­му вскарм­ли­ва­нию реко­мен­ду­ют начи­нать зна­ком­ство малы­ша с новой пищей толь­ко после появ­ле­ния у малы­ша инте­ре­са к ней.

Такой при­корм назы­ва­ет­ся педа­го­ги­че­ским, пото­му что основ­ная цель при­кор­ма не накор­мить ребен­ка, а позна­ко­мить его с новой пищей, научить жевать, научить добы­вать еду не толь­ко из мами­ной груди.
При­мер­но в полу­го­до­ва­лом воз­расте малы­ши начи­на­ют про­яв­лять инте­рес к содер­жи­мо­му мами­ной тарел­ки, и пыта­ют­ся его попро­бо­вать, имен­но такое пове­де­ние и назы­ва­ет­ся актив­ным пище­вым инте­ре­сом и сви­де­тель­ству­ет о готов­но­сти малы­ша к зна­ком­ству с новой пищей.

Пище­вой инте­рес малы­ша свя­зан не с воз­ни­ка­ю­щим у него чув­ством голо­да, а с жела­ни­ем под­ра­жать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарел­ки какие-то кусоч­ки и класть себе в рот.

Како­вы же прин­ци­пы вве­де­ния при­кор­ма при есте­ствен­ном вскарм­ли­ва­нии, если мама хочет сле­до­вать био­ло­ги­че­ской линии пове­де­ния ребенка?

Начи­на­ют зна­ком­ство малы­ша с вве­де­ния мик­ро­доз (мик­ро­проб) про­дук­тов, имен­но зна­ком­ство, без цели накор­мить ребен­ка какой-то порцией.
Мик­ро­до­за для мяг­кой пищи это при­мер­но столь­ко, сколь­ко поме­ща­ет­ся у мамы меж­ду поду­шеч­ка­ми боль­шо­го и ука­за­тель­но­го паль­цев, если она их сожмет, или на кон­чи­ке чай­ной лож­ки. Для жид­ких про­дук­тов — один гло­ток, нали­ва­ет­ся в малень­кую чаш­ку на донышко.

Читайте также:  Макароны запеченные с яйцом рецепт

1. Ребе­нок может “за один при­сест” попро­бо­вать то, что ест мама и к чему он про­яв­ля­ет инте­рес в коли­че­стве до трех микродоз.

2. В руку малы­шу дают­ся толь­ко твер­дые кус­ки, от кото­рых он сам мно­го не отъ­ест (твер­дые ябло­ки, мор­ков­ки, коче­рыж­ка, суш­ки и т.п.)

3. Мик­ро­про­бы дают­ся в тече­ние 3–4 недель. За это вре­мя малыш уже может пере­зна­ко­мить­ся со мно­ги­ми про­дук­та­ми, упо­треб­ля­е­мы­ми в его семье, и научить­ся пить из чашки.

4. При­корм нико­гда не заме­ща­ет при­кла­ды­ва­ния к гру­ди! Ребе­нок может зна­ко­мить­ся с новой пищей до, после и во вре­мя груд­ных корм­ле­ний. Часто дети запи­ва­ют мик­ро­про­бы мами­ным молоком.

5. Посте­пен­но коли­че­ство пищи уве­ли­чи­ва­ют, поз­во­ляя ребен­ку съесть больше.

6. Маме необ­хо­ди­мо сохра­нить у ребен­ка инте­рес к еде, сохра­нить жела­ние про­бо­вать. От полу­го­да до полу­то­ра лет ребе­нок дол­жен позна­ко­мит­ся со все­ми про­дук­та­ми, кото­рые едят в его семье. Что­бы сохра­нить жела­ние про­бо­вать, мама долж­на до 8–11 меся­цев огра­ни­чи­вать пище­вой инте­рес ребен­ка: если ребе­нок съел 3–4 чай­ных лож­ки одно­го про­дук­та, и про­сит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со сто­ро­ны вве­де­ние при­кор­ма долж­но выгля­деть при­мер­но так: малыш выпра­ши­ва­ет кусоч­ки, и мама его оде­ля­ет, ино­гда. В такой ситу­а­ции ребе­нок все­гда с удо­воль­стви­ем зна­ко­мит­ся с новой пищей и не переедает.

8. Ребе­нок дол­жен учить­ся рабо­тать сто­ло­вы­ми при­бо­ра­ми. До 8–11 меся­цев это лож­ки (их долж­но быть мно­го, т.к. они все вре­мя пада­ют), своя тарел­ка появ­ля­ет­ся у ребен­ка тогда, когда он начи­на­ет есть отдель­но, обыч­но после 8–11 меся­цев. До это­го воз­рас­та малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребе­нок устал есть, поте­рял инте­рес, необ­хо­ди­мо уне­сти его из-за стола.

Как же быть с кусоч­ка­ми пищи, если пища малы­ша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малы­ша не надо измель­чать, но начи­нать надо с малень­ких кусоч­ков-мик­ро­доз. Если ребен­ку дает­ся что-то от чего он потен­ци­аль­но может отку­сить боль­шой кусок, ребе­нок сидит у мамы на коле­нях и мама сле­дит за ним и как толь­ко боль­шой кусок отку­сы­ва­ет­ся, мама дела­ет палец крюч­ком и его отби­ра­ет изо рта. Ребе­нок актив­но учит­ся и посте­пен­но обу­ча­ет­ся жевать сво­и­ми, пока еще, без­зу­бы­ми челю­стя­ми, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выпле­вы­ва­ет даже совсем малень­кие кусоч­ки, или пыта­ет­ся их отрыг­нуть, вме­сто того, что­бы глотать?

Мно­гие дети имен­но так себя и ведут: неде­лю-две выпле­вы­ва­ют все кусоч­ки и пери­о­ди­че­ски “давят­ся”, потом начи­на­ют выпле­вы­вать кусоч­ки “через один”, поло­ви­ну – гло­та­ют, потом, нако­нец, начи­на­ют гло­тать все кусоч­ки. Маме надо про­яв­лять тер­пе­ние и не наста­и­вать. В тоже вре­мя ребе­нок обя­за­тель­но дол­жен наблю­дать, как едят дру­гие люди, не выпле­вы­вая кусочки.

Нуж­на ли ребен­ку допол­ни­тель­ная жид­кость в свя­зи с нача­лом вве­де­ния прикорма?

Основ­ную жид­кость малыш про­дол­жа­ет полу­чать из груд­но­го моло­ка. Инте­ре­со­вать­ся соб­ствен­но водой и питьем ребе­нок начи­на­ет обыч­но после года.
Обыч­но малыш инте­ре­су­ет­ся содер­жи­мым мами­ной чаш­ки и про­бу­ет его, если налить ему в чашеч­ку немнож­ко питья, на донышко.

Если малы­шу почти 5 меся­цев, он очень инте­ре­су­ет­ся любой едой, смот­рит всем в рот и тре­бу­ет про­бо­вать, мож­но ли сей­час вво­дить ему педа­го­ги­че­ский прикорм?

Читайте также:  Рецепт баранины для ресторана

Малыш — раз­ви­той и любо­зна­тель­ный ребе­нок. Ему очень хочет­ся делать с едой то же, что и его мама.
Но надо пом­нить, что желу­доч­но-кишеч­ный тракт ребен­ка, в не пол­ные 5 меся­цев, еще не очень-то готов к зна­ком­ству с дру­гой пищей.

Фер­мент­ные систе­мы толь­ко-толь­ко начи­на­ют созре­вать. Ситу­а­ция в кишеч­ни­ке сей­час ста­биль­на, вме­ши­вать­ся в нее рань­ше вре­ме­ни доволь­но опасно.
Зада­ча мамы — защи­тить эту ста­биль­ность от преж­де­вре­мен­ных вмешательств.

Пище­вой инте­рес у малы­ша тако­го воз­рас­та сле­ду­ет огра­ни­чи­вать, про­ще гово­ря, уно­сить его из кух­ни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нра­вить­ся, мож­но что-то делать, но толь­ко на свой страх и риск. Мы уже встре­ча­лись с ситу­а­ци­ей, когда мама, даже зна­ю­щая, как пра­виль­но вво­дить при­корм, про­яв­ля­ет нетер­пе­ние и в резуль­та­те кото­ро­го ребе­нок полу­чал срыв в пище­ва­ри­тель­ной систе­ме, с кото­рым при­хо­ди­лось дол­го потом бороться.
Вво­дить при­корм рань­ше, чем малы­шу испол­нит­ся пол­го­да, не рекомендуется.

Поче­му малы­ши, пита­ю­щи­е­ся дет­ским пита­ни­ем, в 7–8 меся­цев могут съе­дать по 100–200 г пюре или каш, а дети, начи­нав­шие с педа­го­ги­че­ско­го при­кор­ма, так не делают?

Ребе­нок вто­ро­го полу­го­дия жиз­ни ест мало пото­му, что он пока не хочет наедаться.
Он толь­ко под­ра­жа­ет маме в ее дей­стви­ях. Нае­да­ет­ся он моло­ком. Воз­мож­но, в чело­ве­че­ском дете­ны­ше есть гене­ти­че­ски зало­жен­ный меха­низм, не поз­во­ля­ю­щий ему есть мно­го в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребе­нок, навер­ное, полу­чил бы боль­шие про­бле­мы в пище­ва­ри­тель­ной систе­ме, если бы ему скор­ми­ли 100г мяса дичи, при­не­сен­ной папой с охоты.
Дру­гое дело, что тогда нико­му бы в голо­ву не при­шло так посту­пить с ребен­ком. Даже нашим пра­ба­буш­кам, 100 лет назад, гото­вив­шим еду на семью из 5–10 чело­век на печ­ке или дро­вя­ной пли­те не при­хо­ди­ло в голо­ву (и не было воз­мож­но­сти), с одной сто­ро­ны, кор­мить ребен­ка чем-то спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ным отдель­но от всех, а с дру­гой сто­ро­ны, и в мыс­лях не было дать малы­шу поболь­ше общей каши или супа, что бы наелся…

Дет­ское пита­ние сде­ла­но так, что ребе­нок может съесть его мно­го. И любо­го малы­ша мож­но им накор­мить, вот толь­ко нуж­но ли?
Есть дети, кото­рые до поры до вре­ме­ни едят эту “дет­скую пищу” мно­го и с удо­воль­стви­ем, прав­да, боль­шин­ство из них при­хо­дит­ся в про­цесс кор­меж­ки раз­вле­кать, что­бы рты открывали.

Мно­гих раз­вле­кать в про­цес­се еды при­хо­дит­ся доволь­но дол­го, неко­то­рых — до под­рост­ко­во­го воз­рас­та. Часто встре­ча­ет­ся ситу­а­ция, когда ребе­нок, евший с удо­воль­стви­ем и мно­го, до года — года с неболь­шим, став стар­ше, начи­на­ет отка­зы­вать­ся от еды и пре­вра­ща­ет­ся в мало­еж­ку, кор­мить кото­ро­го для роди­те­лей про­сто пыт­ка. Еда таких детей совер­шен­но не инте­ре­су­ет. Есть, конеч­но, дети, кото­рые отно­си­тель­но “бла­го­по­луч­но” мину­ют этап дет­ско­го питания.

“Бла­го­по­луч­но” постав­ле­но в кавыч­ки, т.к. сей­час толь­ко начи­на­ют изу­чать­ся дол­го­вре­мен­ные послед­ствия вве­де­ния ребен­ку боль­ших коли­честв дет­ско­го пита­ния тогда, когда он био­ло­ги­че­ски к такой нагруз­ке не совсем готов, резуль­та­ты будут не скоро…

Автор: Кон­суль­тант по груд­но­му вскарм­ли­ва­нию Ека­те­ри­на Денисова

Источник

Оцените статью
Adblock
detector