Учебно-исследовательская работа «Математика в кулинарии!»
Как использовать математику при кулинарии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_na_kuhne.docx | 592.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Итеево
муниципального района Илишевский район
«Математика в кулинарии!»
Автор : обучающаяся 5 класса
математики Габдрахманова Г.Н.
1..1. Математика на кухне …………………………………………………… 5
1.2. Математика и покупка продуктов ………………………………………. 5
II. Практическая часть ……………………………………………………. … 8
Введение
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский
Человек – биологическое существо. Мы вынуждены есть несколько раз в день, желательно сбалансировано, и конечно же вкусно. Действительно, какой русский не любит вкусно поесть!
Но вот что интересно: у двух хозяек, готовящих одно и то же блюдо из одинаковых продуктов, вкус получается разный. С подобным я столкнулась на Масленичной неделе
Каждый человек по традиции угощает своих родных и друзей домашними блинами. Так вот, блины у всех круглые, но разные не только по размеру и внешнему виду, но и по вкусу! А ведь состав практически один и тот же. Тогда может быть, дело в количестве ингредиентов, их пропорциональном соотношении? И тут на помощь приходит математика!
Эти размышления навели меня на мысль: а можно ли просчитать вкус? Какую роль играет математика в кулинарии?
Таким образом, я определила цель своего исследования:
расширить представления о практической направленности математики, повысить собственную мотивацию к изучению предмета, популяризировать предмет среди учащихся нашей школы.
- Исследовать место математики в такой области нашей жизни, как кулинария.
- Исследовать литературу о математике и кулинарии, тем самым
расширить собственные знания в области приготовления пищи и рациональном питании.
3.Собрать данные и обработать информацию о применении
математических знаний в кулинарии.
Поэтому объектом моего исследования является математика в кулинарии.
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики вне обойтись даже в обыденной жизни
- Какую роль играет математика в кулинарии?
- Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику глубже, заинтересовать их.
Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии.
Математика служит во благо человеку.
Теоретическая часть
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
1.1Математика на кухне.
Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить самые простые блины нужно взять 1 л молока, 4 яйца, 11 ложек муки с верхом, 0,5 ч.л. соли, 3ст.л., 50 г растительного масла. И тогда мы получим 30-35 поджаристых и вкусных блинчиков. А если в холодильнике одно-единственное яйцо, а блинчиков хочется по-прежнему? Значит, надо все ингредиенты уменьшить в 4 раза.
А если ждем гостей? Тогда все продукты в рецепте нужно удвоить, а то и утроить! И это только блины! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
Как ни странно, на кухне без математики никуда!
На самом деле, все этапы приготовления пищи, в том числе покупка продуктов, калькуляция продуктов, расчет калорийности требуют определенные математические знания.
1.2Математика и покупка продуктов.
Почти все мальчики и девочки помогают родителям делать покупки в магазине или на рынке. У некоторых ребят покупка хлеба, молока и т.д. — их постоянная обязанность. Не за горами время, когда мы станем взрослыми и нам придется делать все покупки в магазине так, как сейчас делают это родители. За купленные товары платят заработанными деньгами. Чтобы денег хватало на необходимые приобретения (и какую-то часть из них можно было бы откладывать на покупку крупных вещей, на отдых и т. д.), нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, во-первых, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание. Это — постоянная часть расхода каждой семьи
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же помогает математика. Для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчет продуктов по ним, порой требуется знать, что такое отношение, пропорциональность.
В математике связь между двумя величинами называется соотношением. Если в рецепте: 1 яйцо, 2 стакана муки, то отношение количества яиц к стаканам муки составляет один к двум. На математическом языке эта связь записывается двумя способами: 1 / 2 или 1:2
Скажем, у нас есть рецепт печенья: 1 стакан муки, 1 / 2 ч.л. соды, 1 / 2 ч.л. соли, 1 / 2 стакана масла, 1 / 3 стакана сахара, 1 яйцо1 / 2 ч.л. ванили. Этот рецепт даст 3 десятка печенья.
Если мы хотим получить 9 десятков печений, то нам придется увеличить количество каждого ингредиента из перечисленных в рецепте. Мы также должны убедиться, что отношения между компонентами остаются прежним. А для этого нам нужно знать понятие пропорции.
Навыки составления пропорции необходимы также в случае, например, если в рецепте маринада указан уксус, допустим, 6% — а в наличии у меня только 9%.
Если в рецепте даётся ½ чашки сливочного масла, а в нашем приборе измерение в мл, то здесь следует использовать преобразование. Применяем эту формулу перевода: 1 чашка = 237ml. Это означает, что ½ чашки = 118.5ml.
А как пересчитать количество продуктов для другого размера формы? Здесь главную роль играет ОБЪЕМ продукта, в нашем случае это тесто. Предположим, я пеку в форме 23см, и корж получается высотой 5 см. Но что делать, если форма не 23 см, а 28 см? Как пересчитать количество продуктов? Просто сравним объем двух форм. Даже объем сравнивать не обязательно, если мы хотим получить корж такой же высоты. Нам надо сравнить площади.
Таким образом, количество теста будет отличаться в полтора раза. Соответственно, и количество ингредиентов будет отличаться в полтора раза — вместо 6 яиц для торта, например, надо будет взять 9, а вместо 150г сахара — 225г.
Например, для пирога из 4-х яиц надо180г муки, 120г сахара и 80г масла. А сколько продуктов надо для пирога из трех яиц?
Сначала делается расчет на одно яйцо, а затем все ингредиенты умножаем на 3.
1 яйцо -45 г муки- 30 г сахара- 20 г масла;
3 яйца- 135 г муки -90 г сахара- 60 г масла.
Практическая часть
Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его немного занимательным.
Выполняя данную работу, я побеседовала со своей мамой ,мастерицей в приготовлении вкусных блюд, и выяснила, что для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчёт продуктов по ним, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Она мне предложила взять самое простое блюдо и решить вот такую задачу:
Задача№1 Для приготовления омлета берем 2 яйца,20 г молока,20г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.
5:2=2,5 т.е количество продуктов увеличивается в 2,5 раза. 20*2,5=50г молока, 50г сливочного масла. Мама сказала, что такие задачи она решает почти каждый день.
Для исследования мне было предложено ряд рецептов, часто используемых блюд:
Источник
Исследовательская работа «Математика на кухне»
Данная исследовательская работа проведена ученицей 3 класса. В ходе своей работы ученица рассказала какие бывают единицы измерения и как математические знания применяются на кухне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа «Математика на кухне» | 817.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1рабочега поселка Хор
Муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Математика на кухне
Автор работы: Гизатулина Яна,
ученица 3а класса
Жученкова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
I.Введение …………………………………………………………………..с.3
II. Основная часть
1. Из истории математики ……. …………………………….…….….с.5-6
2. Математика в повседневной жизни…….. ………….…….…. с.7-8
3. Кухонные предметы и математика. ………………………..….……….с.9
4. Единицы измерения на кухне…………………………………………с.10
III.Заключение ………………………………………………..………. с.14
IV.Список использованных источников ………………………. ….с.15
Мы с раннего детства дружим с математикой. Начиная с кормления, мы слышим фразу: «Ложечку за маму, ложечку за папу». Так ребёнок понимает, что он не один в семье, всегда рядом два родных человека. Учёные доказали, что половину своей жизни женщина проводит на кухне. А значит и я вместе с мамой. Мне всегда было интересно, хватит ли той или другой кастрюли для приготовления борща или плова. А если в плов положить больше мяса как любит папа. Будет ли он вкуснее? Где это золотая середина? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили установить зависимость продуктов в питании.
Тема исследования: Математика на кухне.
Выбрала я эту тему потому, что во-первых, я очень люблю математику, а во-вторых, я часто помогаю маме готовить на кухне. Мне стало любопытно, чем может быть связана математика и кухня.
Предмет исследования : наука математика.
Объект исследования: применение математических знаний в жизни.
Гипотеза : использование математических знаний, полученных в школе может помочь нам в повседневной жизни.
Цель работы : Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в жизненных ситуациях.
- Познакомиться с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты.
- Развить вычислительные навыки через количественный счет предметов (фруктов, овощей, посуды), их сравнение.
- Придумать задачи в стихах, используя продукты питания или кухонные принадлежности.
- Узнать, как математика помогает при приготовлении различных блюд.
- Познакомиться с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи.
- Попробовать самостоятельно приготовить несколько блюд, используя рецепты из «Кулинарной книги».
1.Из истории математики
Откуда же берет свое начало наука математика? Еще в самые далекие времена счет считался математической деятельностью. Он был просто необходим, к примеру, чтобы заниматься торговлей или даже скотоводством, ведь даже выгуливая скот на пастбище, необходимо было следить за их количеством. Чтобы было легче справляться с данной задачей, использовались части тела, например, пальцы на руках и ногах. Тому подтверждением являются наскальные рисунки, изображающие числа, в виде изображенных в ряд нескольких пальцев. Иные факты подтверждают появление математики и счета.
Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются самые простые понятия, такие как прямая и окружность.
Дальнейшее же возникновение математики и развитие проходило благодаря египтянам и вавилонянам, примерно, 3000 лет до нашей эры. Сохранившиеся до наших дней глиняные таблички с текстами дают нам представления о проводимых вычислениях. Простейшая арифметика была необходима при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления процентов, налогов и прочего. Различные виды строительства вынуждали проводить многочисленные геометрические, а также арифметические задачи. Еще одной достаточно важной задачей был календарь, который нужно было рассчитать, чтобы определять сроки работ, а также праздников.
Таким образом, с математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Как, например, определить, кто богаче и тот, у кого больше скота. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить у кого больше земли, пришлось учиться ее измерять, чтобы торговать продуктами своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. Так, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственные формы окружающего нас мира.
В современном мире существуют несколько единиц измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Самыми маленькими единицами измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман во Франции 7 апреля 1795 года английским философом Джоном Уипкинсом. Позже данной единицей массы стали пользоваться во всех странах.
- Математика в повседневной жизни
В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и технике в повседневной деятельности жизни, роль математики очень важна. Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику.
Список применения математики бесконечен — чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.
Я считаю, что занятия математикой развивают человека как личность, делают целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым. С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома.
Когда я собираюсь в школу, я слежу за временем, чтобы не опоздать. Урок длиться 45 минут, перемены 10 и 20 минут и это тоже математика.
Так же в школе я посещаю внеурочную деятельность «Экономика и я», на которой мы ведем расчет продуктов на неделю, учимся понимать из чего складывается бюджет семьи, применяем свои знания основ экономики в повседневной жизни (собирали сведения о стоимости продуктов в разных магазинах, и выбирали самый дешевый).
С математикой я могу столкнуться даже на кухне. Например, когда мне надо следить за временем приготовления пищи!
Математика, она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни! Я обожаю математику! Это то, что мне очень нравится! Когда я решаю задачу, и она у меня, получается, от этого у меня может подняться настроение на целый день. Когда мне вдруг кажется, что я не способна, мне достаточно решить пару сложных примеров, чтобы доказать себе, что это не так. Конечно, есть люди, которым она плохо дается, но у меня с ней полное взаимопонимание.
Почти все мальчики и девочки помогают родителям делать покупки в магазине. У некоторых ребят покупка некоторых предметов их постоянная обязанность. За приобретённые товары платят заработанные деньги. Чтобы денег хватило не только на продукты питания нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, во-первых, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание. Это- постоянная часть расходов каждой семьи(есть ещё обязательные ежемесячные расходы: плата за газ, квартиру, воду и т.д.) . (См. приложение 1)
С помощью такой таблицы мы получаем расход денег на питание на неделю. Данная таблица содержит много полезной информации.
1.Узнать, сколько крупы, сахара тратится семьёй за месяц, и закупить их сразу на месяц, чтобы не ходить лишний раз в магазин.
2.Узнать разницу между тратами и оставшиеся деньги можно на что-то потратить.
Мы все хотим оставить больше времени на любимое занятие.
Где же взять время на занятие ими?
Придя из школы, нужно сделать следующие дела.
1.Выучить уроки -1ч.30 мин.
2.Навести порядок в комнате-20 мин.
3.Выполнить поручения родителей-30 мин.
Сложив отрезки, которые нам потребуются для выполнения каждого дела, мы сможем узнать оставшееся время.
- Кухонные предметы и математика
Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.
Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорцию. (приложение 2)
4 .Единицы измерения на кухне
Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт, и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространенными являются граненый стакан, чайная и столовая ложка.
(приложение3)
Есть также таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.
(приложение4)
Если длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для вас, воспользуйтесь своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы — это кусок размером с женскую ладонь. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь .
Перед тем, как начать исследовательскую работу, я провела небольшой опрос среди учеников 3 – 4 классов нашей школы. В опросе участвовало 43 человека.
На первый вопрос «Нравится ли тебе математика?»
Таким образом, мы видим, что большинству участников опроса математика нравится.
На второй вопрос «Как ты считаешь, пригодятся ли знания математики в жизни?»
По данным ответам мы видим, многие знают, что знания математики им необходимы в жизни.
На третий вопрос «Где ты используешь знания математики?»
По данным ответам мы видим, что в основном ребята используют свои математические знания в школе и в магазинах при покупке товаров.
На четвёртый вопрос «Нужна ли математика домохозяйкам?»
При ответе на данный вопрос возникли разногласия: часть детей считала, что домохозяйкам нужна математика ( в основном это были девочки), а часть считала, что совершенно не нужна.
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на то. Что большая часть опрошенных любит математику. не все ученики понимают, где они могут применить свои знания вне школы.
Наука «математика» заинтересовала меня еще в детском саду. На занятиях воспитатели учили нас считать, решать задачи, знакомили с цифрами. После детского сада я всегда помогала маме на кухне готовить ужин. Но мне, как непоседливой любопытной девчонке просто следить за действиями мамы было скучно! И я придумала себе занятие: я решила считать предметы, которые находятся на кухне. Мною были пересчитаны ложки, вилки, тарелки, чашки, кастрюли. Мы с мамой придумывали на кухне различные игры:
- Мама называла число, а мне необходимо было найти количество предметов на кухне, соответствующее данному числу.
- Найди на кухне предметы круглой (прямоугольной, квадратной) формы.
- Игра «Сравни предметы» чего больше? Чего меньше?
Чтобы сравнить предметы по количеству, я раскладывала их в пары (вилка-ложка). Предметов, оставшихся без пары было больше.
Мама называет одну характеристику предмета, а я должна сказать наоборот.
Глубокая тарелка-мелкая, большая кастрюля-маленькая, длинный огурец-короткий, узкий стакан-широкий и т.д.
Мама стала суп варить.
Вот что надо положить:
две морковки, пять картошек,
два соленых огурца и ещё один лучок.
Сколько взяли овощей,
сосчитай-ка побыстрей! (приложение 5)
Наблюдая за действиями мамы при приготовлении пищи, у меня возникли вопросы: «А влияет ли количество продуктов на качество приготовления пищи? Как сделать, чтобы суп не получился густым, а каша пересоленой? Откуда мама знает, каких продуктов и сколько надо класть в то или иное блюдо?»
Мама большинство рецептов помнит наизусть и готовит, как ей кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению начинается урок математики.
Оказывается, чтобы приготовить самые простые блины нужно взять 1 л молока, 4 яйца, 11 ложек муки с верхом, 0,5 ч.л. соли, 3ст.л., 50 г растительного масла. И тогда мы получим 30-35 поджаристых и вкусных блинчиков. А если в холодильнике одно-единственное яйцо, а блинчиков хочется по-прежнему? Значит, надо все ингредиенты уменьшить в 4 раза.
А если ждем гостей? Тогда все продукты в рецепте нужно удвоить, а то и утроить! И это только блины! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же помогает математика.
В ходе беседы мама подтвердила, что такие задачи она решает почти каждый день.
Для исследования я взяла ряд рецептов, часто используемых блюд:
Яблоко1шт.
Киви 1 шт.,
3 столовые ложки йогурта
Салат так же получился вкусным, питательным и к тому же еще и полезным, т.к. фрукты содержат витамины.
Вывод: При соблюдении количества всех ингредиентов и их пропорций блюдо получилось качественным.
- Приготовление манной каши.
Я решила сварить манную кашу. По рецептуре на двух человек необходимо: манной крупы 30 г, молоко – 110 мл, соль 2 г, сахар 10 г. А может провести эксперимент и увеличить массу манной крупы в два раза? Остальные ингредиенты оставить в тех же пропорциях. При варке каша стала быстро густеть, пригорать ко дну кастрюли. Мешать ее мне было очень трудно, и в итоге каша получилась с комками и слишком густая.
Вывод: Если нарушить количество и пропорции ингредиентов при приготовлении блюда, то это повлияет на качество и блюдо будет испорчено. Знания математики действительно нужны при приготовлении пищи.
Источник