- Лучший рецепт холодного фарфора
- Знакомство с материалом
- История
- Преимущества перед полимерной глиной
- Состав
- Лучшие рецепты от опытных мастеров
- Рецепт №1
- Рецепт №2: без варки
- Холодный фарфор: особенности и способы изготовления
- Что это такое?
- История возникновения
- Свойства
- Из чего можно сделать холодный фарфор?
- Сравнение с полимерной глиной
Лучший рецепт холодного фарфора
Керамическая флористика сегодня находится на пике популярности. Мастера хенд-мейда создают великолепные цветы, почти не отличимые от настоящих, используя лучшие рецепты так называемого «холодного фарфора». Этот материал высоко ценится за доступность и широкие декоративные возможности. Предметы малой пластики, изготовленные из него, по внешнему виду очень похожи на настоящий фарфор – такие же тонкие, изящные и словно пронизанные светом.
Знакомство с материалом
Холодный фарфор – аналог современных полимерных глин, который можно сделать в домашних условиях. Несмотря на своё название, к настоящей керамике, в состав которой входят каолин, полевой шпат и кварц, материал не имеет никакого отношения. Он затвердевает на открытом воздухе, не нуждаясь в дополнительном обжиге или нагреве. Обычно при температуре 20- 24°С процесс занимает не более 2 суток.
В отличие от классической полимерной глины или керамики, сфера применения холодного фарфора ограничена. Материал идеально подходит именно для изготовления цветов, хорошо передавая текстуру листьев и полупрозрачных, нежных лепестков. Намного реже из него делают скульптурки и никогда – посуду, поскольку даже после высыхания изделия боятся воды и высоких температур.
История
Родиной холодного фарфора считается Аргентина. Именно там, в начале XX века изобрели аналог высокотемпературной керамики, не требовавший ни сложного многоступенчатого процесса обработки, ни специального оборудования. Хотя поиски альтернативы традиционному фарфору велись намного раньше и в разных частях света. Например, в Италии существовал особый вид солёного теста – pasta di sale, обладавший большой пластичностью и позволявший изготавливать миниатюрные фигурки (bomboniere) с ювелирной проработкой деталей. Однако у изделий был существенный минус – высокая пористость, приводившая со временем к их разрушению.
Материал аргентинских мастеров отличался намного большей стойкостью и долговечностью, поэтому быстро стал популярным. Сначала на латиноамериканском континенте – особенно у себя на родине, в Бразилии, Чили, Боливии и Перу, а затем в США, Японии и странах Европы. В Англии и Америке его относят к художественной керамике (хотя такая классификация весьма условна) и ценят соответственно.
Ежегодно устраиваются выставки и презентации лучших мастеров холодного фарфора, что служит толчком для дальнейшего развития промысла. В западных странах материал принято называть «бисквитом», по аналогии с керамикой, прошедшей только первый, утельный обжиг.
Преимущества перед полимерной глиной
Современные виды «пластики» высокого качества – главные конкуренты холодного фарфора. И если в скульптурной лепке или кукольном деле достоинства «полимерки» неоспоримы, то для мастеров, занимающихся керамической флористикой не всё так однозначно.
Цветы в обоих техниках очень похожи: они натуралистичные, достаточно прочные и по праву могут называться произведениями искусства. Почему же стоит предпочесть холодный фарфор?
- Материал, изготовленный в домашних условиях, намного дешевле фабричных аналогов.
- При выборе «правильного» рецепта, масса для лепки получается очень пластичной и позволяет создавать тончайшие детали, что не всегда удаётся с полимерными составами.
- Материал экологичный и гипоаллергенный, работать с ним можно даже детям младшего возраста.
- Для отвердевания фарфоровой массы не требуется термическая обработка. Изделия высушиваются естественным путём, достигая прочности камня.
- Материал обладает прозрачностью, не свойственной большинству полимерных глин.
Главный минус «фарфоровых» изделий – уязвимость при эксплуатации. Их необходимо беречь как от солнечных лучей, так и от низких температур или чрезмерной влажности. При неблагоприятных условиях декоративная пластика начинает разрушаться. Лучше всего покрыть декор акриловым лаком, который хотя бы частично защитит о воды, перегрева и вредителей, привлёчённых натуральным продуктом.
Состав
В классический рецепт холодного фарфора входит:
- крахмал (чаще всего кукурузный);
- клей ПВА;
- глицерин;
- косметический крем без выраженной парфюмерной отдушки (например, детский).
Поскольку масса состоит из натуральных ингредиентов, в неё стараются добавлять консерванты – лимонную кислоту или бензоат натрия, которые защищают от бактерий и грибка.
Клей ПВА – первый по значимости компонент фарфоровой массы. От него зависит прочность готовых изделий, их гибкость после высыхания, отсутствие трещин, толщина и проработка деталей. Клей обязательно должен быть с пластификатором, иначе приготовить из него тесто для лепки не получится.
Идеальной среди мастеров считается смесь из «Момента супер ПВА» от Henkel (класс D2 – D3) с «Титаном ПВА столяр» от Selena. Пропорция соответственно 1:3 или 1:2. Можно пользоваться пластифицированной дисперсией ПВА, некоторые художники считают лучшим именно этот вариант.
Крахмал придаёт изделиям мягкость и приятную бархатистость. Он выступает в роли наполнителя, одновременно сгущающего массу для лепки и адсорбирующего лишнюю воду, которая содержится в ПВА. Впитывая жидкость, зёрна набухают, увеличивая плотность материала. Адсорбция у разных видов продукта отличается. Наилучшим считается холодный фарфор из кукурузного крахмала, он славится особой белизной и прозрачностью. Хотя допустимо использовать картофельный, рисовый и тапиоковый порошок.
Глицерин уменьшает вязкость состава, благодаря ему, масса для лепки не липнет к рукам или инструментам. Некоторые мастера керамической флористики пробуют обойтись без этого компонента, считая, что таким образом ускорят процесс высыхания готовых изделий, но качество фарфорового теста резко снижается.
Крем делает материал мягким и эластичным, надёжно защищая от трещин. Многие предпочитают косметику «Nivea», считая её оптимальной по соотношению цены и качества. Можно также использовать вазелин или масло Johnson’s Baby.
Лучшие рецепты от опытных мастеров
В процессе работы с самодельной «глиной», каждый художник находит свой индивидуальный состав, максимально соответствующий его запросам. Варьируются пропорции и соотношение ингредиентов, добавляются новые компоненты, не указанные в базовой рецептуре. Конечная цель прилагаемых усилий – гладкое, «послушное» тесто, которое легко моделируется, не прилипает, не даёт трещин при усадке, хорошо окрашивается и не разрушается со временем.
Рецепт №1
В данном случае состав мало отличается от базового, но акцент делается на грамотный подбор компонентов от конкретных производителей.
- клей ПВА «Момент столяр» D1;
- кукурузный крахмал;
- масло детское Johnson’s Baby;
- универсальный крем для лица и тела Nivea (в синей банке);
- лимонная кислота.
Фарфоровая масса по этому рецепту получается очень похожей на тайскую самозастывающую глину Мodern clay, которая считается одной из лучших в профессиональной керамической флористике. Секрет высокого качества заключается в клее – нужна именно марка, указанная списке компонентов, причём, только от немецкого производителя. Важно избегать подделки, у неё совершенно другие свойства.
- Нужно взять 2 стакана одного объёма. В первый наливаем 100 мл клея, а во второй насыпаем крахмал так, чтобы оба ингредиента находились на одном уровне. Как известно сыпучие вещества дают усадку. Поэтому стаканом с крахмалом необходимо слегка постучать по столу, а затем добавить ещё 3 полных чайных ложки продукта. В итоге его уровень поднимется, а это как раз то, что нужно.
- Приступим к варке фарфоровой массы. Потребуется посуда с толстым дном и, желательно, антипригарным покрытием. Лучше всего, если она не будет впоследствии использоваться для приготовления пищи. И ёмкость, и лопатка, которой придётся помешивать массу в процессе варки, должны быть идеально чистыми. Иначе ворсинки и пыль попадут в смесь для лепки, и она потеряет свой белоснежный вид.
- В посуду для варки наливаем клей, добавляем ½ чайной ложки крема, столько же лимонной кислоты и в два раз больше детского масла.
- Ставим посуду на слабый огонь. Постоянно помешивая массу, ждём, пока растворится крем. Действуем только деревянной лопаткой, чтобы не повредить антипригарное покрытие.
- Когда ёмкость нагреется и на поверхности смеси проступят первые пузырьки воздуха, засыпаем крахмал. Добавляем продукт в 2 приёма, разделив на равные по объёму порции. При этом продолжаем всё время мешать фарфоровое тесто, двигая лопаткой по кругу и как бы собирая его в комок. Ответственный момент: массу можно переварить или недоварить. В первом случае она утратит пластичность и станет «резиновой», во втором – превратится в подобие жвачки, липнущей ко всему, с чем соприкасается. И тот, и другой вариант непригоден для работы.
Масса нужной степени готовности должна легко отделяться от лопатки, если приподнять её над посудой и отпустить. Как только комок перестанет липнуть к деревянной поверхности, ёмкость нужно снимать с огня. - На заранее подготовленный стол (доску), присыпанный крахмалом выкладываем фарфоровую массу и оставляем на некоторое время.
- Вымешиваем тёплое тесто. Руки присыпаем крахмалом. Разминать материал нужно до тех пор, пока он не станет полностью однородным, мягким, эластичным (не рвётся при растягивании) и бархатистым на ощупь.
- Готовую массу для лепки плотно заворачиваем в полиэтилен, выдавливая весь воздух, и помещаем в непрозрачный контейнер с герметичной крышкой.
Храним в прохладном месте, без доступа солнечных лучей, но не в холодильнике и тем более не в морозилке. Низкие температуры негативно влияют на ПВА, снижая пластичность теста в целом. Но существуют отдельные марки клея, устойчивые к холоду, поэтому если использовать их, заготовленный материал может храниться в морозилке до 3 лет. Определиться с выбором можно только экспериментальным путём.
Рецепт №2: без варки
Нагревание клея ПВА и глицерина сопровождается выделением токсичных веществ. Поэтому при варке составов с этими компонентами, необходимо хорошо проветривать помещение и пользовался средствами индивидуальной защиты. А ещё лучше вообще не ставить фарфоровое тесто на огонь. Его вполне можно изготовить и без нагревания.
Лучший рецепт холодного фарфора без варки:
- 5 столовых ложек клея ПВА, смешиваем в контейнере для хранения продуктов с ½ чайной ложки лимонной кислоты. Консервант предохранит тесто для лепки от заплесневения.
- Добавляем 4 чайных ложки порошкового клея КМЦ, известного также как эфир целлюлозы. Он выступит в качестве пластификатора и загустителя.
- Тщательно перемешиваем все ингредиенты. Появление в смеси комочков не говорит о том, что технология была нарушена – это естественный процесс.
- Контейнер со смесью, напоминающей густую сметану, закрываем крышкой и оставляем на 30 минут.
- Берём гигиеническую одноразовую пелёнку, надрезаем и вынимаем целлюлозный наполнитель. Потребуется 2 столовых ложки распушенной ваты, которую нужно добавить в клеевое тесто.
- Мешаем до тех пор, пока целлюлоза полностью не разойдётся, а состав вновь станет однородным.
- Вводим по 1 чайной ложке глицерина и вазелинового масла. При желании можно добавить такое же количество рицинового масла или специального пластификатора для ПВА. Это улучшит скульптурные свойства самодельной «глины», приблизив её к заводским образцам.
- Последний компонент – рисовая мука, которую нужно добавлять по 1 столовой ложке, тщательно вымешивая и следя за состоянием фарфорового теста. Обычно требуется около 5 столовых ложек продукта (не более). В конце тесто разминаем руками, поскольку оно становится плотным, но сохраняет мягкость и эластичность.
Рисовая мука в рецепте заменяет крахмал, в 4 раза эффективнее сгущая смесь. Её предпочтительно использовать именно в фарфоровом тесте без варки.
Готовую смесь помещают в герметичный контейнер и оставляют «дозревать» 2-3 часа. Затем её заворачивают в пищевую плёнку и хранят в любой закрытой ёмкости. Непосредственно перед лепкой массу необходимо тщательно размять ещё раз. По своим свойствам она напоминает зефирную глину, типа немецкой Fimo Airlight или японской Hearty.
Источник
Холодный фарфор: особенности и способы изготовления
Вещи, созданные своими руками, так называемый hand-made, всегда ценились и ценятся людьми, уважающими искусство. Их отличает креативность идеи, неповторимость исполнения и скрупулезность деталей.
Существует множество материалов, позволяющих сотворять шедевральные изделия. Одной из таких привлекательных новинок на рынке является холодный фарфор.
Что это такое?
Холодный фарфор – это изумительный материал для творчества. Благодаря своим свойствам он дает возможность сделать самые разные элементы декора: от массивных и грубых до мельчайших и изысканных.
Сразу стоит сказать, что не нужно искать аналогии этой массы с классическим фарфором и керамикой. Вы их не найдете. Ничего общего холодный фарфор с классическим его вариантом не имеет.
Единственное сходство – это внешний вид «самозванца». В застывшем виде по цвету он слегка напоминает настоящий фарфор, претерпевший обжиг в печи при температуре 1300°С. Изделия из холодного фарфора не подвергают обжигу. Они высыхают самостоятельно, на воздухе становясь твердыми и прочными.
Выражаясь научным языком, холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Полимерной ее называют потому, что она объединяет в себе как природные, так и синтетические компоненты. Первоначальный состав материала включал в себя кукурузный крахмал, из-за чего еще его называют Pasta di mais – кукурузное тесто или паста, а также клей, растительное масло и глицерин. Но современные умельцы не перестают дополнять его другими ингредиентами, чтобы повысить качество и расширить возможности массы.
Готовый продукт можно приобрести в магазине, но все-таки лучше изготовить его самому. Так вы сможете регулировать его плотность, подгоняя под ваше изделие, и всегда сможете приготовить необходимое количество материала.
Холодный фарфор – это доступное средство для воплощения творческих идей как в материальном, так и практическом плане.
Стоимость готовой массы невелика. А если замесить ее самостоятельно, то и эти минимальные расходы удастся сократить.
По своей консистенции холодный фарфор напоминает пластилин. Но работать с кукурузным тестом намного приятнее: оно не пачкает руки и более удобно в лепке. Из него очень любят творить дети. Мамам при этом не стоит беспокоиться за чистоту рабочего места малыша.
История возникновения
История материала начинается в XIX веке. Родиной его считается Аргентина. Хотя существуют и другие данные, согласно которым этот вид фарфора разработал русский мастер Петр Ульянович Иванов . Установлено, что трудясь на Петербургском императорском фарфоровом заводе, он еще в начале XIX века создавал цветочные композиции в белых тонах из холодного фарфора. Их использовали в парфюмерной отрасли, украшая ими флаконы для духов. Декорировали ими и камины, зеркала, вазы.
До наших дней сохранилось всего около 10 его работ, отличающихся оригинальностью и неповторимостью. Рецепт уникального состава фарфоровой смеси был утрачен после смерти художника, а секрет неповторимой пластичности и гибкости ивановского фарфора так и не был разгадан. До сих пор так никто и не может возродить тонкость и изящество техники Петра Иванова.
Однако в 2002 году художественный мастер Евгений Андреев изобрел свой рецепт изготовления фарфоровой массы. Она отличается хорошей пластичностью и довольно послушна в лепке. Работы его можно увидеть в Государственном Русском музее и салоне-магазине Государственного Эрмитажа.
Свойства
По структуре холодный фарфор сравнивают с пластилином. Он такой же мягкий, пластичный, гибкий, но не пристает к рукам и не оставляет жирного налета. Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей потребуется от 1 до 5 дней. Все зависит от толщины материала. Это придает ей прочность, устойчивость и долговечность. С другой стороны, достаточно длительный период затвердевания дает возможность подкорректировать недостатки.
Холодный фарфор – очень податливый материал, он позволяет лепить самые витиеватые изделия.
Он абсолютно безопасен для здоровья и взрослых, и детей, а в обращении не требует специфических навыков.
Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно. По стандартному рецепту изделие из фарфоровой массы получается прозрачным, с серым или желтоватым оттенком. Но даже в домашних условиях массу можно сделать цветной. Для этого во время приготовления в нее добавляют жидкий пищевой краситель. Однако порой получается слишком яркий неестественный оттенок.
Чтобы придать изделию желаемый цвет, лучше раскрасить его в готовом виде. К тому же на холодный фарфор прекрасно ложатся все краски. Хотя рекомендуется использовать акрил или масляные.
Этот материал, конечно, не лишен недостатков, но придерживаясь всех рекомендаций в работе и сохранении ваших шедевров, они вам станут нипочем.
Первое, на что стоит обратить внимание, – холодный фарфор боится воды.
Он быстро впитывает влагу и размягчается, а само изделие может деформироваться. Поэтому не рекомендуется хранить его в помещении с высокой влажностью.
Подобного рода фарфор чувствителен к слишком высоким и низким температурам.
Поэтому желательно беречь его от воздействия прямых солнечных лучей . А приготовленную массу не рекомендуется перед лепкой класть в холодильник, иначе на ней образуются трещины. Чтобы продлить срок годности фигурки из холодного фарфора, ее покрывают лаком. Это защищает ее от влаги и солнца и добавляет эстетики во внешнем виде, придавая блеск.
Из чего можно сделать холодный фарфор?
Первоисточником состава холодного фарфора является рецепт с содержанием кукурузного крахмала, клея, глицерина и растительного масла. Такую формулу подарили нам древние аргентинцы. Современные мастера отступают от этого стандарта, внося свои коррективы, чтобы усовершенствовать свойства массы.
Современный классический рецепт приготовления этого материала включает крахмал, клей, глицерин и крем. Применяется 2 методики его приготовления: варение и вымешивание.
Для первого варианта вам понадобится:
- клей ПВА – 1 стакан;
- картофельный крахмал – 1 стакан;
- глицерин – 2 ст. л.;
- детский крем – 1 ст. л.
Смешайте клей и крем, поставьте массу на средний огонь. Добавляйте глицерин, параллельно помешивая смесь.
Постепенно введите крахмал, постоянно перемешивая массу. Степень формирования готовой массы: творог – пюре – комок теста. Затем смесь вынимаем из емкости (осторожно, поскольку она горячая), вымешиваем руками до консистенции пластилина.
Еще один вариант.
Смешайте 1 ст. л. вазелина и 2 ст. л. крахмала. Добавьте 1/2 ч. л. соды и клей ПВА в количестве 2 ч. л. Вымешивайте до однородной консистенции. Руки при работе смазывайте вазелином или кремом.
Хочется отметить, что при приготовлении фарфоровой массы стоит уделить внимание клею, который должен быть высокого качества, и крахмалу.
Крахмал можно использовать разный: картофельный, кукурузный, рисовый, пшеничный, амилопектиновый и т. д. Важно учитывать, что зерна каждого вида крахмала не одинаковы по размеру и температура их превращения в клейстер тоже разная. У картофельного крахмала зерна самые крупные, а температура клейстеризации ниже, то есть необходимо правильно подбирать температурный режим при разных продуктах. Также, к примеру, картофельный крахмал требует больше жидкости, точнее, клея.
От того, какой крахмал вы используете, зависит цвет массы. Она может получиться белой, желтоватой или с серым оттенком. Картофельный крахмал дает самую высокую прозрачность и белоснежность цвета. Из пшеничного крахмала масса получается очень податливой, нежной и мягкой, эластичной и пластичной. По цвету она также получается белой, но не белоснежной, как в предыдущем случае. Рисовый крахмал подарит вашему изделию красивый молочный оттенок, прозрачность же у него напрочь отсутствует. Смесь из кукурузного крахмала получается также непрозрачной и молочного цвета, но очень гибкая и послушная.
Рецептов приготовления холодного фарфора в домашних условиях достаточно много. Во время творческого и экспериментального процесса каждый художник открывает для себя новые тонкости, позволяющие усовершенствовать качество смеси.
Сравнение с полимерной глиной
Наряду с холодным фарфором, не меньшую популярность приобрела полимерная глина. Хотя многие мастера причисляют и холодный фарфор к ней. Не придираясь к классификации, скажем, что полимерная глина бывает нескольких видов. С одним из них – холодным фарфором, мы уже имели честь познакомиться.
Совершенно другим, отличающимся от предыдущего, является тип полимерной глины под названием термопластик. В его основе – поливинилхлорид и пластификатор.
Главное отличие этого вида глины от фарфоровой массы – необходимость запекания.
В сыром виде термопластик похож на пластилин. Таковым он будет оставаться, пока его не подвергнуть термической обработке. В бытовых условиях такой обработкой становится обычная духовка. При этом важно выбрать правильный температурный режим, чтобы не пересушить изделие, но в то же время пропечь его равномерно.
В отличие от фарфора, термопластик сам не затвердевает, то есть до запекания он остается мягким и ему можно придать любую форму. После затвердевания он становится влаго- и термоустойчивым, довольно прочным, что является неоспоримым преимуществом.
Минусом такого материала становится необходимость в запекании.
После этого необходимо тщательно мыть духовку, поскольку приготовление пищи не терпит следов термопластика в ней. По экспертной оценке, термопластик при нагревании выделяет токсичные вещества, которые недопустимо совмещать с продуктами. Да и для органов дыхания он также опасен.
Если холодный фарфор в первую очередь применяют для создания реалистичных цветов, то термопластик для этой роли лучше не использовать. Как правило, тонкие лепестки из него получаются очень хрупкими и легко ломаются либо крошатся.
Источник