- Сочиво, коливо, кутья: коллекция дореволюционных рецептов
- Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
- Ингредиенты
- Состав греческого колива из пшеницы
- Состав традиционного колива из риса
- Чудо колива, или “бессмысленные” традиции
- Рождественская
- Что такое коливо? Зачем освящают коливо?
- С изюмом из перловки
- Разновидности колива
- Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»
- Народные традиции, связанные с сочивом
- Из риса с изюмом и орехами
- Как приготовить вкусную, рассыпчатую кутью — советы начинающим хозяйкам
- Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные
- Основа
- Заправка
- Другие ингредиенты
- Кутия, коливо
- Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.
- Традиция возмутительно редкого причащения
- Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
- Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
- Символизм кутьи
- В книгу рецептов
- О жизни вечной
- История традиционного блюда
- Есть ли разница между кутьей и сочивом
Сочиво, коливо, кутья: коллекция дореволюционных рецептов
Обрядовое блюдо русской (и не только) кухни, которое употребляется в пищу в дни Рождественского и Крещенского сочельников , т.е вечером в канун праздников Рождества и Крещения, после воздержания от пищи в течении всего дня.
Есть сведения, что кутью (коливо, сочиво) в прошлом употребляли в пищу не только в канун Рождества и Крещения, но и в другие дни , например как Пасхальное блюдо, но авторы поста решили не вдаваться в такие глубокие подробности и не очень выходить за рамки кулинарной составляющей этого блюда. Следует только отметить, что кутья бывает поминальной.
Если в общих чертах дать определение этому блюду, то можно сказать, что блюдо состоит из зерновой, (реже) бобовой основы, смешанной с маковым , ореховым или миндальным соком (сочивом, от чего и происходит название, хотя , есть мнение, что название «сочиво» может происходить от др русского названия чечевицы – «сочевица») и с медом.
В сочиво (коливо, кутью) обычно добавляют самые разные орехи и сухофрукты , нарезанные или целые (как изюм), иногда орехами и сухофруктами украшают сверху (выкладывают крест и т.д..), присыпают (как в Греции) молотой корицей в тех же целях используя трафареты см фото …
ЗЕРНОВАЯ ОСНОВА МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОТВАРЕННОЙ КРУПЫ (ИЛИ СМЕСИ КРУП) ИЛИ (РЕЖЕ) ОТВАРНЫХ БОБОВЫХ.
Сочиво из риса, чечевицы, черной фасоли
Для приготовления зерновой основы используется :
Зерна пшеницы (замоченные на ночь и сваренные так, что бы зерно было сварено, но не потеряло форму).
- Рис (рассыпчатый)
- Перловая крупа
- Пшено (что бы получилась рассыпчатая каша)
- Гречка
- Бобы (можно фасоль)
- Чечевица
- Горох
СУХОФРУКТЫ (которые следует промыть и, если сухие очень, замочить на непродолжитеьное время в горячей воде , а лучше в подслащенной медом горячей воде, эту сладкую воду можно будет использовать и в качестве пропитки для сочива (не всю конечно):
- Чернослив
- Курага
- Изюм черный или желтый
- Вишня сушеная или черешня сушеная
- Яблоки вяленые райские, только сердцевину и косточки следует удалить, а яблоки нарезать мельче
Как оказалось в старину использовали и свежие фрукты, а не только сухофрукты.
ОРЕХИ используются самые различные – лесные (лещина, фундук) , грецкие, кедровые и т.д..
В КАЧЕСТВЕ ПРОПИТКИ (СОКА):
Маковое «молоко», миндальное «молоко», ореховый «сок» (авторы поста этого не делают и ограничиваются МЕДОМ или смесью МЕД+ВОДА.
Мед или сочетание мед+вода.
Иногда в сочиво (коливо, кутью) добавляют варенье, сахар..
Надо отметить, что хотя в старых рецептах при отваривании круп используется соль, но в наше время знатоки (правил..) настоятельно рекомендуют НЕ ДОБАВЛЯТЬ СОЛЬ при отваривании крупы.
Сочиво с вишней и изюмом
В сочиво можно добавлять либо целые орехи и фрукты, если они небольшого размера (например изюм, кедровые орешки), либо , измельчать ножом, если сухофрукты крупные , как чернослив или курага (как в рецепте батюшки Гермогена см ниже), либо орехи можно пропускать через мясорубку.
В некоторые виды сочива (колива, кутьи) добавляют ХЛЕБНЫЕ СУХАРИ (истертые , панировочные) — в афонском рецепте и рецепте батюшки Гермогена см ниже).В случаях , когда в сочиво (коливо, кутью) добавляют измельченные орехи, сухофрукты и хлебные измельченные сухари, то структура блюда получается менее рассыпчатой.
После того, как подготовлена выбранная зерновая основа, сварена крупа, подготовлены (измельчены) сухофрукты и орехи, приготовлен мед (или смесь меда и воды, ) … следует смешать и выложить в блюдо, сверху украсить орехами или сухофруктами . Мед следует добавлять в отварное еще теплое зерно (рис , перловка, пшеница..) , что мы мед можно было перемешать без затруднений.
Сочиво (коливо, кутью) НЕ СЛЕДУЕТ СТАВИТЬ В ХОЛОДИЛЬНИК И СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЕЕ НЕЛЬЗЯ РАЗОГРЕВАТЬ.
Для сочива (колива) можно использовать смесь разной крупы (например отварной рис+(отварные зерна пшеницы или пшена)..или в отварную крупу добавить немного отварной фасоли и т.д
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ «КОЛИВО» , «СОЧИВО», «КУТЬЯ»
Сочиво со́чиво «сок, молоко из семян», «кушанье из семян», др.-русск. сочиво «зерно чечевицы», цслав. сочиво φακός, болг. сочиво́ «похлебка», сербохорв. со̏чиво «чечевица, бобовые», словен. sočȋvo – то же. Производное от сок (см.); ср. также чечеви́ца. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.
кутья́ «кушанье из риса или другой крупы с медом и с изюмом, употребляется на поминках; в церкви его святят; это кушанье едят также под рождество, в сочельник и др. праздники», укр. кутя́, блр. куця́, др.-русск. кутья, Феодос. Печ., Пов. врем. лет, Домостр. К. 8 и др. (Срезн. I, 1382), ст.-слав. коуциѩ (Супр.) Заимств. из ср.-греч., нов.-греч. κουκκί(ον), мн. κουκκιά «бобы» (Дюканж) от греч. κόκκος «зерно»; см. Ягич, AfslPh 9, 168; Корш, AfslPh 9, 514 и сл.; Фасмер, Гр.-сл. эт. 106 и сл.; Бернекер 1, 654; Мурко, WuS 2, 137. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.
Коливо сущ. (греч. κολύβα) — кутия,сочиво, пшеница или рис , сваренные и приправленные медом или сахаром, иногда смешанные с яблоками, черносливом, изюмом и проч.
Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.
КОЛИВО, колево ср. поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом. зап.росток, побег, стебелек. В огороде на гряде три колива мяты. Толковый словарь Даля.
СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ КОЛИВА, СОЧИВА, КУТЬИ
В.ЛЕВШИН «РУССКАЯ ПОВАРНЯ» 1816 г.
КОЛИВО. Ячных или перловых круп разварить в воде очень мягко, когда поспеют, отвару большую половину слить, добавить миндальным или маковым , или конопляным молоком и пригреть, метая на огне.
Разваренныя таковым образом ячныя крупы подслащивают медом, и это называется кутья.
С. РАДЕЦКИЙ «АЛЬМАНАХ ГАСТРОНОМОВ» 1853 г.
Глава «СТОЛ ДЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО СОЧЕЛЬНИКА»
КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ С МАКОМ.
Перебрать вымыть и обланжирить нужное количество пшеницы, и когда закипит отлить на друшлак, перелив холодною водою, и сложив обратно в кастрюлю или горшек, налить водою, закипятить, покрыть плотно крышкою и поставить в горячую печку, на 4 часа; когда упреет до мягкости, вынуть из печки и поставить в холодное место, а потом перебрать и вымыть соответственное количество маку, истолочь в ступке в половину и выбрав в назначенную для кутьи посуду, положить меду, самую малость соли, размешать и класть по немногу вышесказанную холодную пшеницу, (перемешивать за положением каждой ложки) и если кутья окажется густа, прибавить немного холодной воды.
КУТЬЯ ИЗ РИСУ С МИНДАЛЕМ.
Перебрать, вымыть и обланжирить нужное количество рису, и когда закипит отлить на друшлак, перелить холодною водою, положить обратно в кастрюлю, и налив полное водою, сварить до мягкости; когда будет готов, выбрать друшлаковою ложкою в чашку, и остудить; отпарить и очистить от шелухи соответственное количество сладкого миндаля, ( полагая на фунт рису ¼ фун миналя сладкого и 5 миндалин горьких), изрубить и истолочь оное в ступке до мелкаго состояния, а потом, вынув в назначенную для кутьи посуду, положить мелкаго сахару, размешать, развести немного водою, положить рис и размешать как должно , отпустить.
ШАМБИНГО «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КНИГА ДЛЯ МОЛОДЫХ И НЕОПЫТНЫХ ХОЗЯЮШЕК» 1860 г.
КУТЬЯ.
Пшеницы 1 фун. Кишмишу 1 фун. Крупчатаго меду ½ фунта.
Пшеницу вымочить и сварить с кишмишем, и когда пшеница станет мягка, откинуть на решето, чтоб вода стекла; положить обратно на блюдо, облить гретым медом, подать на стол.
КОЛОМИЙЦОВА 1891 г.
КУТЬЯ.
Сладкаго миндалю 1/8 фунта.
Горькаго 6 зерен.
Сахару мелкаго ¼ фунта.
Изюму кишмишу фунта.
Отварить ½ фунта рису ; когда закипит, откинуть на сито, дать стечь воде, облить его холодной водою, снова сложить в кастрюлю, залить на 8 пальца выше водою и дать увариться до мягкости. Между тем обварить ½ фунта сладкаго и 6 зерен горькаго миндалю, очистить, мелко истолочь, сложить обратно на блюдо, прибавить 1 ложку сахара, 1 ложку воды и размешать. Когда рис хорошо уварился до мягкости, слить с него воду, остудить, выложить на миндаль и размешать вместе, всыпав остальной сахар.
В это же время приготовить кишмиш, перебрать вымыть и , вскипятив один раз в воде, откинуть на сито и дать воде стечь, а кишмиш выложить в рис, размешать и подавать к столу.
К кутье подаются: мелкий сахар, вино, херес или лисеабонское, или миндальное молоко, с которыми ее кушают.
Кутья очень питательное кушанье и весьма вкусна с вином: ее преимущественно варят к обеду в рождественский и крещенский сочельники.
П.М ЗЕЛЕНКО «ПОВАРСКОЕ ИСКУССТВО» 1902 г.
КУТЬЯ. Сварить рисовую кашу , см№ 2060, остудить; очистить миндаль, изрубить, истолочь, смешать с мелким сахаром, прибавить чуточку воды, соединить с рисом, уложить на блюдо горкою, огарнировать кишмишем.
КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА
Сочиво по рецепту батюшки Гермогена с сухарной крошкой
СОЧИВО БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА
1 стакан пшеницы
200 г панировочных сухарей
По 100 г кураги, чернослива, орехов, изюма, мака.
Коливо в афонском греческом монастыре
АФОНСКОЕ КОЛИВО
- Пшеница в зернах 1 стакан
- Орехи лесные
70 г.
Орехи грецкие
70 г.
Миндаль
200 г.
Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие, орехи и изюм, сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само Коливо надо готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению
Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была мягкой, но рассыпчатой.
Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу.
Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым.
Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским прежметом, например тиарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровне границы используйте трафарет.
КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ рецепт XVI в. ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО НИФОНТА из «Записок Герберштейна» в переводе Малеина
«Как надо приготовлять Кутью? О. Взять три части вареной пшеницы, а четвертую риса, бобов и гороха, какже вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть.
Кутью же эту, по окончании похорон, должно вкушать в церкви». опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
Традиционный рецепт колива из риса и греческое коливо из пшеницы
Греческое коливо из пшеничных хлопьев и обычное коливо из риса
В пятницу первой недели Великого поста православные христиане традиционно готовят коливо (от греч. вареная пшеница) – это каша из вареной пшеницы, риса или другого злака, подслащенная медом или сахаром.
В отличии от кутьи, коливо благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Предлагаем вам рецепты греческого колива (пшеница заменена пшеничными хлопьями) и один из рецептов современного колива из риса, которое обычно готовят в России.
Ингредиенты
Состав греческого колива из пшеницы
- Хлопья пшеничные – 150 г;
- Вода – 100 мл;
- Изюм – 50 г;
- Финики – 5 штук;
- Курага крупная – 5 штук;
- Зерна граната – 2 столовых ложки;
- Орехи грецкие рубленые – 2 столовых ложки;
- Сахарная пудра – 3 столовых ложки.
Состав традиционного колива из риса
- Рис круглый (я брала уже пропаренный) – 3/4 стакана;
- Чернослив – 70 г;
- Изюм – 50 г;
- Яблоко кисло-сладкое – 1 штука;
- Апельсин – 1/2 штука;
- Кунжут – 1 столовых ложки;
- Курага – 2-3 штуки.
Чудо колива, или “бессмысленные” традиции
Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.
Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.
В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими
кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник
Рецепт поминальной кутии:
1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Рецепты колива:
Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.
См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ
Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.
Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.
Рождественская
- Время: 2-3 часа.
- Количество порций: 3-4 персоны.
- Калорийность блюда: 180 ккал.
- Предназначение: постный стол.
- Кухня: русская.
- Сложность: легкая.
В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. Постный рецепт предполагает добавление мака, изюма и орехов. Если вы хотите сделать богатую рождественскую кутью, можете добавить сливочного масла или молока. При подаче на праздничный стол украсьте блюдо разноцветными цукатами, кусочками мармелада и мелкими леденцами.
- мед – 80 г;
- соль – 1 щепотка;
- орехи грецкие – 0,1 кг;
- масло растительное – 30 мл;
- мак – 125 г;
- сухофрукты – 0,2 кг;
- пшеница – 1 ст.;
- изюм – 0,1 кг;
- вода – 2 л.
- Пшеницу необходимо перебрать и хорошо промыть, затем замочить на пару часов. Подготовленные зерна поместите в казан, посолите, залейте водой. Добавьте в блюдо растительное масло. Варить кашу требуется около 2 часов.
- Вскипятите воду, замочите в ней мак примерно на 60 минут. Откиньте зернышки на сито, дайте жидкости стечь. Мак перемелите с помощью блендера до белого цвета.
- Изюм залейте кипятком на 20 минут. Слейте воду, обсушите ягоды, разложив их на салфетке.
- Любые сухофрукты тщательно промойте, поместите в сотейник, добавьте 400 мл воды. Поставьте посуду на небольшой огонь. Когда вода закипит, готовьте узвар около 10 минут. Остудите массу до теплой температуры. Жидкость слейте в отдельную емкость, добавьте мед, размешивайте, пока сладость не растворится.
- Готовую пшеницу поместите внутрь глубокой миски, дождитесь остывания. Орехи необходимо измельчить, немного обжарить, добавить в кутью.
- К каше подмешайте измельченные вареные сухофрукты, протертый мак.
- Кутью с добавками переложите в узвар с медом. Хорошо смешайте все ингредиенты. При подаче украсьте блюдо цукатами и орехами.
Что такое коливо? Зачем освящают коливо?
Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.
В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.
Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.
Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?
Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.
Человек, употребляющий в пищу коливо, приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса
- Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
- Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.
Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.
С изюмом из перловки
- Время: 1,5 часа.
- Количество порций: 3-4 персоны.
- Калорийность блюда: 162 ккал.
- Предназначение: в пост.
- Кухня: русская.
- Сложность: легкая.
Перловая крупа обладает множеством полезных свойств, при этом ее не потребуется долго замачивать, что сократит время приготовления кутьи. Необходимое количество сахара можете подбирать по своему вкусу, чтобы блюдо не получилось слишком приторным. Изюм обязательно замочите в кипятке, чтобы он стал мягким и сочным. При подаче украсьте кашу кусочками яблока, вишни или груши.
- орехи грецкие – 1/3 ст.;
- сахар-песок – 30 г;
- изюм – 1/3 ст.;
- перловка – 1 ст.;
- мак – 1/3 ст.;
- мед – 30 г.
- Возьмите необходимое количество перловки, промойте, замочите в кипятке на 10 минут. Кастрюлю с крупой поставьте на огонь, варите, пока зерна не станут мягкими.
- Промойте, запарьте горячей водой изюм. Оставьте его на 25 минут. Мак измельчите с помощью кофемолки.
- Сваренную перловку поместите в глубокую тарелку, добавьте к каше мед и сахар. Смешивайте блюдо до полного растворения сладких компонентов.
- Орехи растолките с использованием скалки. С изюма требуется слить воду, отжать. Добавьте орехи, мак и сушеные ягоды, перемешайте.
Разновидности колива
Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.
В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:
- богатая, подается на Новый год и Сочельник;
- щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
- голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.
Коливо своей основой всегда имеет зерно.
В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.
Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.
Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»
Несмотря на общее название, кутья — не одно, а несколько блюд с общей основой. В Сочельник на стол ставят кутью с обилием сладких добавок, меда, орехов, изюма. Перед Рождеством, завершая пост, она больше напоминает лакомство, чем поминальное блюдо. На Крещение количество ингредиентов традиционно меньше, поэтому она не такая сладкая. По значительным праздникам, которые не приходятся на пост, готовят щедрую кутью, в которую кладут большое количество жирных сливок, масла, молока и других добавок.
Помимо состава, разная кутья и по консистенции разная. Крутая кутья – коливо, внешне напоминает рассыпчатую сладкую кашу. Полужидкое блюдо называется сочиво, его принято есть ложками. Свое название этот вид кутьи получил благодаря тому, что одним из его компонентов является «сок» или постное молоко, получаемое из орехов, мака или конопли.
Народные традиции, связанные с сочивом
Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.
- Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
- Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
- Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
- На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
- Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.
Из риса с изюмом и орехами
- Время: 2,5 часа.
- Количество порций: 3-4 персоны.
- Калорийность блюда: 165 ккал.
- Предназначение: постный стол.
- Кухня: русская.
- Сложность: легкая.
Кутья из риса отличается легкостью и быстротой приготовления. Из длиннозерной крупы выходит рассыпчатая, нежная и питательная каша. Рис хорошо проваривается, поэтому его не нужно замачивать перед варкой. Добавление в кутью орехов разного вида и изюма поможет сделать блюдо ароматным и вкусным. Для заправки каши используйте жидкий мед или сахарный сироп.
- мед жидкий – 100 г;
- мак – 170 г;
- миндаль – 75 г;
- фундук – 75 г;
- изюм – 170 г;
- крупа рисовая длиннозернистая – 0,3 кг;
- орехи грецкие – 75 г.
- На первом этапе необходимо получить рассыпчатую кашу. Для этого рис тщательно промойте и отварите по инструкции на упаковке до мягкого состояния.
- Грецкие орехи высыпьте на сухую сковороду, немного обжарьте. Снимите с плодов кожуру, поломайте на несколько частей.
- Мак залейте кипятком, оставьте замачиваться на 30 минут. Затем слейте воду, пропустите зернышки через мясорубку дважды (можете воспользоваться блендером).
- Запарьте кипятком изюм на полчаса, слейте воду, плоды просушите на бумажных полотенцах.
- Соедините рисовую кашу с орехами, маком. Добавьте к блюду изюм. Мед растворите в стакане теплой воды, залейте полученной заправкой кутью. Перемешайте все компоненты, выложите блюдо на глубокую тарелку. Для украшения используйте орехи.
Как приготовить вкусную, рассыпчатую кутью — советы начинающим хозяйкам
Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:
Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.
- Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 — 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 — 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
- Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.
У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.
Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.
Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.
Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.
Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:
- промытого изюма,
- перемолотого мака;
- измельченных орехов;
- мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.
Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.
После остывания каши до 30 — 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».
Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные
Основа
Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.
Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.
Заправка
Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.
Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.
Другие ингредиенты
В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.
Кутия, коливо
Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.
ГлавнаяСтатьи20 Марта 2016
В пятницу, 18 марта, в храме свт. Спиридона Тримифунтского прошла Литургия Преждеосвященных даров и освящение колива. Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого.
Традиция возмутительно редкого причащения
Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.
Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.
Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.
Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.
К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.
Также в пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
Песнопения первой седмицы Великого Поста
Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.
«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».
Из канона пятницы первой седмицы
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».
Тропарь святому Феодору Тирону
Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем,противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову,вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».
Кондак святому Феодору Тирону
Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
Когда же варят кутью и коливо? Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста.
Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью?
Святой мученик Феодор был воином. Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился.
Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть. Считается, что именно там ему явился Сам Господь Наш Иисус Христос. Он утешил святого и подкрепил его.
Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона
Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее.
Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня.
Впоследствии его мощи были перенесены в Царьград в храм, который был освящен в честь него. Глава же его святая находится в Италии.
Тело мученика Феодора Тирона после пожара совершенно не пострадало. Тогда же было понятно, что оно нетленно. На данном фото, мы видим главу святого мученика Феодора Тирона, которая в настоящее время находится в Италии
Тогда же святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя. Также он сказал ему, чтобы они ели вареную пшеницу с медом, то есть кутью.
Именно в память об этом событии Русская Православная церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели великого поста.
Пятницу, в навечерие субботы, читается на Божественной литургии Преждеосвященных Даров молитва и канон святому великомученику Феодору, которые были составлены преподобным Иоанном Дамаскиным.
Так в храме, после Божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик Феодор Тирон
После этого коливо благословляется священниками, и раздается верующим. Люди несут его домой, и делят на всю семью, чтобы хотя бы малая частица этого кушания оставила след в наших душах и сердцах.
А также всем вместе помолиться и прославить великого мученика Феодора Тирона. Именно отсюда и принято считать появление кутьи и колива.
Символизм кутьи
Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго «спать», сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.
Что такое кутья: история и ее виды
Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.
В книгу рецептов
Основу колива составляет пшеница, и выбирать ее необходимо тщательно, так как ее качество решающим образом сказывается на вкусе конечного продукта. Белая яровая пшеница лучше всего: после обработки она становится мягче, чем остальные сорта, и при этом зерно держит форму и не разваривается.
Мы попросили отца Виктора поделиться рецептом настоящего колива.
— Рецепт простой: два стакана пшеницы заливаем двенадцатью стаканами воды, слегка подсаливаем и ставим варить на 2–3 часа,— рассказывает он.— Вареное зерно откидываем на дуршлаг и промываем прохладной проточной водой. Равномерным тонким слоем раскладываем пшеницу на столе — на любую чистую ткань, даем подсохнуть 40–60 минут. После этого пересыпаем в емкость. Посуду лучше брать латунную, не стоит использовать пластиковые, эмалированные тазы и изделия с неблагочестивым рисунком. Добавляем к пшенице один стакан кокосовой стружки, 1/4 стакана черного изюма, 1/4 стакана светлого изюма, 1/2 стакана молотого постного печенья, цедру одного лимона, натертую на мелкой терке, стакан грецких орехов, треть которых мелко порезана, а две трети — молотые. Тщательно перемешиваем все ингредиенты, чтобы получилась однородная рассыпчатая масса, напоминающая правильно приготовленный плов. После этого разравниваем поверхность колива и посыпаем перемолотыми сухарями из пшеничного хлеба — это уберет все неровности и излишнюю влагу. Через мелкое сито припорошим все сахарной пудрой и снова — сухарями.
О жизни вечной
Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).
Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.
Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.
А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.
История традиционного блюда
Происхождение слова «кутья» берет свои корни еще с Древней Греции, (греч. Kukkia) — дословно переводится как вареное зерно. Как и в Греции, в России блюдо изначально было связано с традиционным поклонением усопшим, и подавалось на стол в канун всех религиозных праздников.
Среди множества названий этого блюда самые распространенные это: коливо, сочиво и канун. Кутья всегда присутствует на столе в Рождество , Крещение и другие православные праздники.
Слово «сочиво» буквально переводится как «пища». А одно из самых древних названий кути — «коливо» (греч. kolibo), что обозначает приношение зерна и фруктов духам предков. Таким образом, рождественские православные традиции берут своё начало с древних языческих культов.
Есть ли разница между кутьей и сочивом
Сочиво — одно из многих названий кутьи. Среди способов приготовления блюда различают:
- сочиво — более жидкая водянистая каша (от слов «сок» и «сочиться»);
- коливо — сухая и рассыпчатая.
Многие считают, что нет никакой разницы в рецептах между кутьей, коливом и сочивом — все это одно блюдо, но название коливо — более древнее, а сочиво — современное, и произошло оно от названия кануна Рождества, Сочельника. Но это неверное мнение, так как святой вечер получил название от сочных масляных лепешек — сочников . Ранее в них делали прорези для глаз, и гадали — «рассматривали» через них судьбу человека.
Источник