Рецепт левкаса для икон

Рецепт левкаса для икон

Правильный рецепт левкаса иконной доски написать трудно. Прежде всего из-за того, что это не точная рецептура. В ней есть несколько переменных. Можем дать советы для тех, кто начинает делать левкас без учебы у мастера.

  • 1. Выбирайте в начале средние пропорции и ведите дневник, стараясь использовать материалы одного и того же рекомендованного производителя.
  • 2. Обязательно пользуйтесь весами.
  • 3. Выясняйте подробности о материале. Например, кто использует мездровый клей для левкаса нужно знать, что в свежеприготовленном клее примерно 17% влаги, в зависимости от марки клея вязкость раствора может быть от 2 до 6 градусов, массовая доля жира 0,3-0,8%. Чтобы не путаться в этих показателях берите материал в одном и том же месте.
  • 4. Много клея не покупайте. Клей со временем меняет свои характеристики. При работе с желатином помните, что это прошедший дополнительную очистку мездровый клей. Точнее оба эти клея получают от одного сырья. Вместе с дополнительной очисткой желатин теряет клеящиеся свойства. Беря желатин одного и того же производителя, но из разных партий наблюдаются отличия в свойствах.
  • 5. В качестве паволоки используйте 100% лен средней плотности. Забудьте про стираные наволочки и т.д. Сейчас необходимый материал доступен. Также в наш состав левкаса входит хозяйственное мыло 72%, раствор прополиса и льняное масло.

Эта информация предназначена для тех, кто хочет делать качественные изделия. Сегодня встречаются множество изделий из современных и непроверенных, порой несовместимых, материалов. Например, левкас иконной доски заменяют на одну из разновидностей финишной шпаклевки, купленной в магазине. Прочитав состав, в котором встречается слово мел, некоторые с удовольствием применяют готовый состав в своих работах. Конечно, возникают проблемы не сразу, но обманутые у других «производителей иконных досок» покупатели приходили к нам.

С принесенных ими досок вся икона снималась без труда. Выяснив проблему, не составляет труда закрепить ее заново на доску, но возникшие трещины заделывать намного труднее. Только вот вопрос, а покупателю это надо? Мы уже не говорим о том, что пластификатор в этих шпаклевках синтетический и, соответственно, возникают вышеописанные проблемы. Есть и другие способы изготовления икон, но у себя мы их не изготавливаем.

Проектирование

На первом этапе мы выполняем проектные работы (цветная отрисовка и чертежи).

Каркас

На втором этапе происходит изготовление и установка каркаса иконостаса.

Царские Врата

На третьем этапе монтируются блок Царских Врат и тело иконостаса.

Иконы

На четвертом этапе мы устанавливаем написанные натуральными пигментами иконы.

Источник

Приготовление левкаса

Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.

Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.

Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.

Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя.

Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: он должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.

Левкас — это алебастровый или меловой фунт, который несколькими слоями последовательно накладывается на лицевую сторону доски.

Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости.

Левкас, приготовленный на мелу, вошел в технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим на позолоту.

Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Он должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть.

Мел для приготовления левкаса должен быть бел, чист, без посторонних примесей и превращен в тонкий порошок. В России хорошего качества мел [был известен] под названием «плавленого», во Франции он называется «блан д`Эспань» или «блан де Медон», в тонко растертом порошке или в прессованных кусках.

В старину для приготовления левкаса употребляли рыбий клей, как самый чистый и самый крепкий. Однако с развитием иконописания и особенно при распространении массового, кустарного производства икон постепенно вошли в употребление более простые сорта животного клея, а именно мездринный, шубный, костяной, столярный и другие.

Вот несколько рецептов варки клея для левкаса.

Рыбий, осетровый или белужий клей варят так: берут 1 часть по весу клея и 4 части воды и варят до полной выварки пузырей; затем его процеживают сквозь сито, и клей готов.

Мездринный клей, разломанный на мелкие кусочки, бросают в холодную воду в пропорции 1 фунт клея на три стакана воды и ставят для разбухания на 12 часов. Затем его варят так, чтобы при кипении он поднялся два-три раза, и тогда клей считается готовым. При варке необходимо постоянно его мешать деревянною лопаточкою.

Клей из кроличьих шкурок «коль де лапен» светлый, отличного качества, но сравнительно дорогой. Накануне его заливают холодной водой и в плотно закрытом сосуде, для предохранения его от пыли, дают ему распуститься и только перед самым употреблением согревают, отнюдь не давая ему кипеть.

Нужно всегда помнить, что при приготовлении левкаса алебастр или мел обязательно должно смешивать с горячим наваром клея. От недоваренного клея левкас будет непрочен и может потрескаться. Переваренный же клей теряет свою клеющую способность.

Вот рецепт приготовления левкаса: в широкий сосуд, кастрюлю или таз, наливают нужное количество горячего клея и понемногу всыпают алебастра или мела, размешивая деревянной ложкой или широкой кистью до получения хорошо смешанной однородной массы, приблизительно густоты сметаны. При мешании полезно добавить несколько капель вареного льняного масла для замедления сушки и для обеспечения устойчивости его при обработке водой.

Следует обратить особое внимание на то, что каждый следующий слой левкаса должен приготовляться на более слабом клеевом наваре.

Лучшим животным клеем во Франции считается «коль де по». Хороший животный клей должен обладать следующими качествами: окраска бурая, в холодной воде набухает, но не растворяется, в горячей же воде, наоборот, распускается. В готовом, сваренном виде, хороший клей при опускании в него синей лакмусовой бумаги не должен изменять ее цвета.

Французский рыбий клей, хотя и крепко клеющий, не обладает, однако, отмеченными качествами русского осетрового клея.

При выварке овечьих шкур получается во Франции особый клей под названием «желатин». Он дорог и может портиться в разведенном состоянии, но по удобству приготовления и своим качествам вполне может применяться при изготовлении мелового левкаса.

Источник

как правильно готовить левкас?

Доброго времени суток. Я готовлю левкас так: на час заливаю водой клей, затем варю его, не доводя температуру более 50-60С. Немного остывший клей снова нагреваю и через сито засыпаю мел (на 1 часть клея 3 части мела), затем его мешаю осторожно, вкруговую. В конце варки добавляю льняное масло где-то 8% от объема. Немного остывший левкас, но не холодный, я наношу на доску кистью или шпателем. Мне не нравится, что он быстро начинает загустевать, может в этом и состоит моя проблема. Левкас наношу в несколько слоев=6-8. Наверное, я что-то неправильно делаю. Расскажите поподробнее как вы это делаете.

Да, я не поняла что такое навески?
Спасибо, что откликнулись на мое сообщение.

Проблeмы будут, 100%. Пeрeмeститe иконы. Дружeский совeт.

Яичницы не наблюдал. Как склеивает? . вот склеивает как-то, науке неизвестно.

Смотря каким методич. рекомендациям следовать:

После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной массы.

Простите, но тут нагромождение ошибок. Нельзя так безответственно и безапелляционно. в заблуждение можете ввести людей.
Коллаген нерастворим в воде, и сколько его не намачивай в этой тёпленькой (до 40°С) воде — никакого клея мы не получим.

Клей образуется именно в процессе температурной денатурации коллагена — в результате образуется глютин, или желатин: собственно клеящее вещество.
Иными словами, желатин не состоит из коллагена, а образуется из него после нагревания до 70-80°С.

Прошу рассудить наш спор практическим опытом, Админ прошу найти кто бы провёл его не раз дабы не вкралась случайность.

1- Приготавливаем желатиновый клей 7% по рецептуре — 7гр желатина насыпаем размешивая в читую холодную воду — 93 мл.

2 — оставляем набухать на 40-60 мин.

3- ставим водяную баню на отрегулированную плитку не более 40 гр-в и помешивая распускаем клеевай состав до полного расстворения набухших комочков желатина это 10-15 минут.

4- берём две стальные пластинки площадью 1кв см с припаянными колечками, смазываем полученным 7% клеем пластинки соединяем и склеиваем даём просохнуть в н.у.

5- За кольцо одной пластины прикручиваем к стойке намертво мет. карабином, ко второму кольцу на карабине пристёгиваем ведро или любую другую ёмкость и потихоньку наполняем водой или накладываем метал. гири или гантели.

6- смотрим при каком показатели наши пластинки оторвутся друг от друга.

Второй опыт — вы делаете тоже 7% свой желатиновый клей варя его и меряете на разрыв пластинки.

Далее сравниваем результаты.

Если ваш клей крепче — чтож СНИМУ ПЕРЕД ВАМИ СВОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРОБКОВЫЙ ШЛЕМ .

Мездровый (мездра-часть кожи) клей жёстче это не чистый желатин а полуфабрикат из которого и получают низкосортный желатин, поэтому и завышена температура и ещё 70 градусов темп-ра это самого клеевого рас-ра или водяной бани ? Темп-ра постоянно поддерживаемая плиткой или нагрели до 70-ти и выключили, эти тонкости очень важны как и то, что постоянно ли перемешивается клеевой раст-р при расспускании, если нет то у стенок ёмкости с клеевым раст-м будут ваши 70 гр-в,а вот в серёдке меньше пол любому.

Вареёный белок от яица тоже будет клеить, но всёже не так, как сырым склеить и высушить — это очевидно и детям.

Источник

Техника левкас – что это и как сделать

Содержание статьи:

  1. Создаём картины
  2. Как сделать иконную доску в технике левкас
  3. Техника терра — панно
  4. Как делается рельефная штукатурка
  5. Украшения из папье-маше

Живопись — многогранное искусство. Существуют интересные техники, позволяющие создавать очаровательные предметы. Еще в старину умельцы рисовали на дереве. Буквально через полчаса вы сможете сделать это сами.

Создаём картины в технике левкас

Это слово пошло от древнегреческого leukуs, что означает «белый». Во времена русского средневековья так называли грунт, который использовали в такой живописи. После 17 века так именовали технику иконописи. Здесь применяли белый мел, смешанный с рыбьим клеем или приготовленным на животной основе. Его наносили на деревянную доску и создавали шедевры.

Сейчас мастера больше используют современные материалы. Можете повторить представленный мастер-класс и узнать какие.

Чтобы создать такой образец живописи, сначала вам нужно подготовить доску. Не имеет значения, гладкая она или шершавая. В данном случае мастер использовал такую.

Смажьте эту заготовку клеем ПВА и обкрутите с лицевой стороны и с боков марлей. Затем ещё сверху нанесите клей ПВА на марлю при помощи кисточки.

В ненужной ёмкости смешайте гипс и ПВА в пропорции один к двум. Теперь наливайте воду и интенсивно мешайте, чтобы по консистенции данная масса напоминала негустую сметанку.

Добавьте в данную массу коричневый пигмент в небольшом количестве и ещё раз интенсивно размешайте. У вас получился левкас, похожий на тот, которым пользовались древние иконописцы. В данном случае рыбий клей заменили на ПВА и на гипс.

Вооружившись пластиковым ножом или другим подходящим материалом, нужно намазывать данную массу на марлю, которая приклеена к досточке. Можно использовать вместо ножа мастихин.

Слой должен быть достаточно большим, но таким, чтобы создавалось ощущение холста. Поэтому не нужно добиваться идеальной ровности.

Если вы всерьез решите заняться таким творчеством, тогда лучше сделать сразу несколько подобных досок, чтобы не возиться с каждой из них по отдельности.

Когда масса подсохнет, поверхность нужно ошкурить при помощи наждачной бумаги. Используйте бумагу средней или крупной зернистости, но слишком сильно не увлекайтесь, так как можно значительно повредить гипсовый клеевой слой и марля, находящаяся под ним, превратится в нити. Тогда работа будет выглядеть неаккуратно.

Теперь можно наносить карандашом черты будущей картины на подготовленное полотно, и рисовать шедевр акриловыми красками. Детали изобразите при помощи масляных красок, они прекрасно ложатся на акриловые.

Теперь нужно сбрызнуть этот шедевр матовым лаком, который продается в художественных магазинах, и когда он высохнет, ваша картина полностью готова.

Посмотрите, каким ещё образом можно подготовить основу в технике левкас. Такая заготовка затем используется для рисования икон.

Как сделать иконную доску в технике левкас?

Они могут быть разных размеров. Обычно доски скрепляются встречными, сквозными или торцевыми шпонками. В данном случае, использовали торцевые. Они сохраняют декоративность доски и придают ей большую крепость.

На лице доски нужно вырезать углубление, оно называется ковчегом, который имеет духовное значение. Между ковчегом и полями имеется переход, который называют лузгой. Поля декорируют, покрыв их однотонной краской, узорами или, нанеся изображение святых.

Теперь эту заготовку нужно покрыть полотном. Для этого подойдет хлопчатобумажная ткань, которую нужно приклеить к доске. В данном случае, мастерица использовала натуральные материалы, поэтому взяла мездровый клей.

Он продаётся в сухом виде, его нужно замочить в воде на ночь, чтобы за это время он намок. Тогда утром его нужно нагреть на водяной бане до 60 градусов, чтобы он стал более жидким. Теперь в него добавляют немножко олифы, тогда клей становится пластичным.

Нужно ткань заранее постирать и высушить. Теперь ее укладывают в готовый клей, а после того, как она пропитается, отжимают и прикладывают к доске так, чтобы убрать из-под материи воздух. Для этого полотно нужно слегка растирать ладонями от центра к краям.

Оставьте эту заготовку просушиваться в течение суток, а пока прочтите, как делается левкас по второму рецепту. Купите специальный очищенный мел, насыпьте его в большую банку, залейте водой и также оставьте на сутки, чтобы он осел. Теперь слейте воду, залейте новой. Через сутки опять удалите воду.

Если у вас есть время, промывайте мел таким образом в течение недели. Затем левкас нужно сварить. Для этого мездровый клей нагрейте опять до 60 градусов, также налейте сюда олифу и насыпьте мел. Вы поймете, сколько его нужно. Сначала мел станет оседать, а когда он уже будет на поверхности клейкой жидкости, значит, больше сыпать не нужно.

Снимите ёмкость с огня и слегка остудите. Теперь можно нанести первый слой данного средства на подготовленную доску и оставить высохнуть. Остатки клея нужно будет прикрыть крышкой, сделанной из ваты, которая завернута в бинт, и убрать емкость в холодильник.

Если вы покрасили доску для икон вечером, то уже днем следующего дня можете нанести на неё левкас. Разравняйте его на поверхности доски мастихином или другим подобным предметом. Всего понадобится 7 таких слоев. Так что вы будете наносить их в течение недели.

Как вы видите на фотографии, распределить левкас можно даже пластиковой карточкой, и поверхность будет ровной. Когда все слои высохли, можно будет ошкурить поверхность заготовки сначала крупной наждачной бумагой, а затем более мелкой.

Теперь нужно смахнуть кисточкой остатки мела и можно наносить на подготовленную заготовку эскиз, чтобы написать икону.

Техника терра — панно своими руками

Чтобы сделать такой пейзаж в лунном свете, вам потребуется:

  • цветок целозия;
  • сухоцветы;
  • палочка;
  • холст;
  • грунтованный картон;
  • клей ПВА;
  • шпаклевка;
  • тёмный колер;
  • аэрозольная краска;
  • гуашь;
  • рамка.

Засушите целозию. Также можно использовать соцветие ригана, зелень мимозы.

Возьмите грунтованный картон с холстом, нанесите на него ПВА и высушите в течение получаса. Сделайте раствор, состоящий из ПВА, шпаклевки и темного колера. Нанесите эту массу на холст и подождите, пока она высохнет.

Сухие растения нужно замочить заранее и затем приклеить их по намеченному плану.

Яхту сделайте из сухоцветов подходящей формы. Мачту создайте из палочки, приклеив её. Парус сделайте из заранее приготовленного раствора, в который входит клей, шпаклёвка и тёмный колер.

Выкладывайте растения на подготовленную поверхность и покрывайте их сверху раствором. Когда вы всю работу смажете данной массой, ее нужно будет оставить на один день для высыхания.

После этого надо будет сбрызнуть панно краской в аэрозоле и посмотреть, может быть картину нужно ещё чем-то заполнить. Продолжаем творить в технике левкас дальше. В данном случае, нужно было приклеить веточки в верхних углах, чтобы заполнить это пространство.

Теперь нужно покрасить работу синей гуашью и высушить до конца. Останется сбрызнуть панно лаком в спрее, а после этого — краской в баллончике.

Придайте итоговые штрихи при помощи кисти и краски. Нарисуйте луну и светлые блики, которые она оставляет на водной глади.

Останется подобрать рамку нужного размера и цвета. Если вас готовая не устраивает, тогда сделайте её сами.

Используя технику левкас, можно создавать не только картину и панно, но и декорировать стену. В качестве основного материала здесь будет применяться шпаклёвка.

Как делается рельефная штукатурка?

Сначала посмотрите, как создаётся объемное панно. Оно будет выполнено на стене, которая находится за кроватью. Сначала нужно сделать эскиз будущей работы на бумаге и взять подходящий инструмент.

Теперь нужно смешать финишную и стартовую акриловую шпаклевку, чтобы состав напоминал густую сметану. Нанесите на очищенную поверхность данную массу слоем 1–2 мм. Теперь поверните шпатель ребром к себе и нанесите рельеф волнистыми движениями, после чего уберите края этих волн, чтобы они стали более плоскими.

Сделайте мазки более широкими, уже держа шпатель практически плашмя. Взяв мастихин, прорисуйте на этом узоре листья.

Вот как дальше делается такой левкас. При помощи мастихина нужно выполнить еще несколько листьев в подобной технике, а также изобразить цветы.

Разбавьте акриловую шпаклевку, чтобы она в результате не стекала со стены, а ложилась тонким слоем. Наберите ее в медицинский шприц без иглы и нанесите на стену, выполните рисунок. Останется загрунтовать и закрасить его.

Если вас заинтересовал метод рисования шприцом, тогда ознакомьтесь с ним подробнее. Такая техника хороша и тем, что руки останутся чистыми и можно создавать самые мелкие элементы. Вот поэтапность выполнения работ:

    Возьмите шприц. Иголку в него не нужно вставлять, а необходимо поднять поршень, заодно набирая жидкую шпаклевку.

Эту массу нужно выдавливать на заранее прорисованные карандашом или водосмываемым маркером черты рисунка на стене.

Дождитесь высыхания шпаклевки, после чего нужно разбавить водоэмульсионную краску красителем и покрыть этим составом готовую работу, используя губку.

  • Таким образом перерисуйте все детали, их нужно закрасить. Для чего вы возьмете тонкую кисточку и краску.
  • Если вы хотите, чтобы на стене была более объёмная картина, тогда создайте её, используя не только левкас, но и бумагу.

    Украшения из папье-маше

    Вот такая чудесная рыбка может красоваться на стене или на плотном холсте.

    Подготовьте основу и переведите на неё рисунок при помощи копирки или изобразите его от руки. Теперь нужно изготовить из бумаги массу для папье-маше. Для этого можно смешать туалетную бумагу с клеем ПВА или использовать другие рецепты.

    Нанесите на основу клей ПВА и прикрепите сюда кусочки папье-маше в качестве панно, а большие объедините, чтобы эти материалы создали грациозного павлина. Сделайте его хвост из оберточной бумаги, которую нужно смочить в жидкой массе, состоящей из воды и клея ПВА. Из такого материала хорошо создавать подобные элементы, так как он прекрасно драпируется.

    Отдельные светлые перья сделайте из картона, затем его нужно будет покрасить. Приклейте стеклянные бусины, чтобы они украшали хвост павлина.

    Некоторые фрагменты бабочки были сделаны из обломков дисков CD. Для этого нужно их вырезать ножницами, а затем приклеить на крылья этого насекомого.

    Готовую работу необходимо прогрунтовать, а затем нанести несколько слоев краски.

    Вы можете использовать светлые радужные цвета или тёмные. Всё зависит от цветовой гаммы помещения и вашего предпочтения.

    Если вы не знаете, с каким цветом стоит работать, тогда остановитесь на белом. Ведь этот нейтральный цвет подходит практически к любому дизайну помещения.

    Можно поиграть с красками, нанести их в несколько слоев, чтобы получить изумительные оттенки.

    Когда краска высохнет, нужно будет нанести поверх нее лак или воск. Воск наносится при помощи кусочка поролона. А когда он высохнет, отполируйте осторожно работу до блеска мягкой тряпочкой.

    Теперь вы знаете, что такое левкас, как создать дощечки в этой технике и декорировать помещение, используя идеи этого старинного творчества.

    Предлагаем познакомиться с видеоматериалами. В первом сюжете показывается, как сделать левкас для иконописи.

    Второй мини-фильм поможет вам разобраться с тем, как применяется левкас для украшения поверхностей.

    Источник

    Читайте также:  Рецепты фрутти ди маре рецепт
    Оцените статью
    Adblock
    detector