Рецепт спасения мира достоевского

Рецепт спасения мира достоевского

в книгах Достоевского часто упоминается эта мысль:

«Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за всё и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся виноват.»

Думается,что идея эта должна распространяться каждой конструктивной философией или религией в своей основе( по крайней мере на это постоянно делается упор в Буддизме). Однако Достоевский эту мысль выражает простовато(не раскрывая),помоему субъективному мнению,в отличии от множества своих других идей.

В целом, как мне кажется,здесь подразумевается причинно-следственная связь всех живых существ( если хотите взаимосвязи всех и каждого во вселенной,объединенных законом кармы),где на тонком уровне каждый человек да и любое существо взаимосвязаны,и следовательно ответственны друг за друга,за каждого.

Источник

Притча от Достоевского о спасении Души

Фёдор Михайлович Достоевский по праву считается самым глубоким экзистенциальным писателем. Его произведения обличают пороки, превозносят добродетель, учат мудрости и милосердию. Мотив спасения Души красной нитью проходит практически через все работы Достоевского.

Разберём философскую притчу о луковке из «Братьев Карамазовых»:

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро.

А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.

И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.
А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“.

Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел.

Какие выводы можно сделать?

В конечном итоге важны лишь добрые дела. Остальные поступки рассыпаются прахом и не имеют никакого веса, когда наступает Судный день.

Шанс на спасение есть даже у самой заблудшей Души. Приложив самую малую толику сил, на шаг отойдя от собственной тьмы, можно получить помощь от Высших сил.

Только вот протянутой руки Ангела мало, чтобы выбраться из горящего озера. Следующий шаг сложнее, ведь эту помощь ещё нужно суметь принять! Душа должна очиститься, «облегчиться» от своих грехов и простить другим.

Как только Душа будет способна спасаться не в одиночку, а разделить свой шанс с другими, только тогда путь в Рай открыт.

В результате в Ад попадают Души, не способные к трансформации, обновлению и воссоединению с Богом и мирозданием. Им просто нужно больше времени, больше уроков, больше страданий, чтобы обрести мир и добродетель. Тогда сила одной луковки сможет вытянуть Душу из геенны огненной.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Помощь новичкам

Метки

Рубрики

  • Отечество (2391)
  • человек, люди (1916)
  • города и страны (1883)
  • жизнь (1799)
  • природа (1585)
  • досуг (1178)
  • кино (1063)
  • «Хочу всё знать..» (1041)
  • животные (961)
  • картинки (933)
  • юмор (783)
  • видео (623)
  • живопись (513)
  • музыка (510)
  • литература, русский язык (405)
  • цветы (285)
  • еда (230)
  • архитектура, интерьер (210)
  • Россия, русский язык (208)
  • полезное (206)
  • дети-всё (138)
  • великие (112)
  • для Машеньки (91)
  • сады и парки (76)
  • мультфильм (68)
  • личное (57)
  • чудеса света (36)
  • моя собака (25)
  • художники слова о лесе (7)
  • охота (5)

Цитатник

Лето Маки Сын помещика, родной племянник писателя А. Ф. Писемского.

45 великолепных фото Самая крупное по территории в мире (17 125 191 км²), с населением 146 .

Недаром говорят: «В августе до обеда — лето, после обеда — осень». В.

Облака — вечные странники. Облака в августе так низко парят над землёй, что х.

Нужно подняться, когда еще не рассвело. Пока собираешься, пока идешь до леса, успеет рассветать. Д.

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Видео

Все на карте

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Сообщества

Ф. М. Достоевский: . спасти человечество Бог поручил России и русскому человеку

ПРОРОЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО О РОССИИ

Фёдор Михайлович Достоевский — таинственная, многогранная, глубокая, пророческая личность, великий русский писатель, романы которого отличаются глубоким психологизмом и эмоциональной напряжённостью. Творчество Фёдора Михайловича Достоевского оказало воздействие на развитие не только художественной культуры, но и философской… Целые поколения русских мыслителей опирались в своём творчестве на мировоззренческие идеи и духовные открытия Достоевского, оказавшего существенное влияние и на формирование ряда направлений европейской философии.

Достоевский изнутри носил в себе всю проблематику культуры, все её мечты и идеалы, и это вылилось в создание грандиозной этической системы, в рамках которой решаются проблемы смысла жизни, любви, развития человека и человечества к ак вечного стремления не только к совершенствованию, но обязательно к совершенству.

Читайте также:  Кальмар сырой рецепты приготовления

Особенно велико влияние этических исканий Д остоевского на русское национальное самосознание. Достоевский не является философом в узком смысле слова, поскольку не создал ни одного чисто философского сочинения. Вместе с тем не совсем верно утверждение, что он мыслит как художник. Он мыслит именно как философ, хотя и выражает свои мысли в художественных образах.

Достоевский обращается прежде всего к русскому человеку, и уже от имени России и русского человека — к мировому сообществу. Гоголь, говоря о себе, подчёркивал, что от человека он пришёл к Богу и от Бога к России. Достоевский, повторяя этот путь, идёт дальше: от России он идёт к человечеству, потому что знает, что человечество гибнет и его нужно спасать, и что спасти человечество Бог поручил России и русскому человеку. Европейским мудрецам не нравятся подобные утверждения Достоевского, поскольку они ущемляют их религиозное, а также атеистическое самолюбие.

Однако пророчества Достоевского нравятся и не всем русским, поскольку предполагают колоссальную ответственность перед Богом, а слабый человек, коих большинство, боится ответственности и предпочитает «плыть по течению», не задумываясь о вопросах, не относящихся непосредственно к обыденной жизни. Достоевский показывает, что, уходя от этих вопросов, человек, и прежде всего русский человек, много страдает, ибо идёт против собственной духовной сущности. Но и те «избранники», которые ищут ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия, очень быстро убеждаются, что истина не даётся простым усилием мысли или воли, что истину нужно выстрадать, разделив страдания своего народа, который много страдает именно потому, что является Богоизбранным народом. Да и познанная в страданиях и через страдания истина несёт в себе мало утешительного, ибо вскрывает всю глубину падения человека и человечества. Не случайно философию Достоевского, постигшего глубинную сущность мира и человека, нередко называют философией трагедии, хотя сам Достоевский так не считает. Он знает, что у человечества не только сохраняются шансы на спасение, но и что это спасение неотвратимо, даже несмотря на то, что люди по своей безмерной глупости и беспечности активно сопротивляются спасительной воле Бога.

Достоевский вполне доказательно убеждает, что сверхъестественное — не лишнее в человеке, а нечто устойчивое и необходимое, без чего не может быть самого человека, принадлежащего двум мирам: посюстороннему и потустороннему, из которого человек вышел и в который возвратится.

Своих героев Достоевский характеризует не через описание их внешнего облика и окружающего их ландшафта, как это принято у «обычных», в том числе великих писателей, а через ситуации, через нравственные конфликты, психологические реакции и внутренние переживания. Он признаёт только нравственный ландшафт и ландшафт идей.

Достоевский — великий драматург, но его драмы — это драмы идей и трагическое столкновение мировоззрений, наполненное неизбежными человеческими жертвами. В образе «гнусного убийцы» Раскольникова — великая мысль Достоевского, что мы все в той или иной степени убийцы, по крайней мере — соучастники. Одни убивают себе подобных осознанно, другие делают это по неведению, третьи — равнодушно растоптав упавшего и уйдя не оглянувшись. Убить ведь можно не только топором, но и словом, и даже бездействием.

Слово Достоевского несёт в себе свет Божественной истины, и эта истина освещает неприглядную действительность, открывая, или высвечивая в ней крупицы Божественной благодати. В связи с этим Достоевский выявляет два пласта жизни: самую жестокую, холодную и грязную действительность и самые благородные и возвышенные мечты о Царстве Небесном. Его герои, а вслед за ними и все мы, во всём земном непостижимым образом ощущают божественное, в обыденном — возвышенное, в реальном — потустороннее. В героях Достоевского присутствует взрывоопасная смесь порока и добродетели, подобно физической материи и антиматерии. Чтобы обуздать эти могучие силы, необходимо обращение к Богу, с которым, однако, люди не торопятся. Достоевский верит, что русский человек справится с этой глобальной проблемой, вопрос только в том, когда и при каких условиях. Очевидно, произойдёт это не раньше, чем чаша человеческих страданий будет переполнена. Гром ещё не грянул, но «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — гласит народная мудрость.

Душа европейского обывателя не принимает русскую правду Достоевского даже тогда, когда убеждается в её доказательности и неопровержимости, в её жизненной силе. Достоевский изображает русский мир, находящийся географически рядом с европейским миром, а духовно — над ним, причём на недосягаемой для Европы высоте. Герои Достоевского выходят за границы реальности в её европейском понимании, но остаются внутри реальности России, которая не имеет границ, ибо устремлена в бесконечность. И эта бесконечность не вне, а внутри русского человека. Поэтому судьбы русского человека не вне его, например, в Европе или где-нибудь ещё, а внутри него, в собственной душе, вмещающей в себя весь Божий мир. Отсюда — отмеченная Достоевским всемирная отзывчивость русской души и мистические основы её космической мощи.

Читайте также:  Рецепты для мультиварок полярис 0509

Поэтому герои Достоевского — люди нового начала мира. В каждом заново рождается мир и каждый сам превращает свой временный внутренний хаос в Вечный Божественный Космос. Это напоминает рождение великолепной бабочки, устремлённой к свету, из неприглядной гусеницы, прячущейся от солнечного света. Каждый подлинно русский человек чувствует себя подобной безобразной гусеницей, и каждый мечтает стать бабочкой, и каждый предчувствует, что в нём заложено совсем не то, что кажется. Достоевский показывает, что в России рождается не только новый человек и юная нация, но новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство. Европейцам эти идеи Достоевского не нравятся, поскольку вскрывают порочность и бесплодность европейского эвдемонического прогресса, ведущего человечество к гибели.

Предметом философских исследований Достоевского является человек. Эта бесспорная истина тем не менее нуждается в конкретизации. Прежде всего необходимо уточнить: чем является для Достоевского человек как предмет исследования, что ищет и находит Достоевский в человеке? Вопрос далеко не однозначный, учитывая сложность феномена человека. Человек не является неделимым атомом, а складывается из великого множества слоёв и оболочек, связанных с биологическим, социальным и даже космическим его бытием, за которыми очень трудно разглядеть подлинное духовное ядро человека. Очень часто за всеми этими слоями человек не может найти самого себя. Достоевский «разоблачает» человека, снимая с него, как одежду, слой за слоем, чтобы добраться до самой сути. При этом вынужден исследовать не только самого человека, но и все его внешние и внутренние связи. Поэтому через человека он выходит в сферы антропологии, философии истории, этики, эстетики, философии религии и т.д. И всегда в центре этих исследований остаётся человек.

Достоевскому открылось то, что русский народ,
как и он сам, пройдёт через свою Голгофу,
переживёт второе крещение, крещение смертью
и, смертию смерть поправ, обретёт вечную
жизнь уже здесь, на Земле, чтобы вернуть весь
мир Богу, от Которого мир отвернулся

Произведения Достоевского — это глубочайшие философские и религиозные исследования, но исследования не быта, а метафизического бытия русского человека. Суть его заключается в том, чтобы рассматривать мир не в его обыденной повседневности, а именно как творение Божие, хотя и трагически искажённое.

Достоевский знает, что творчество, в том числе литературное, научное и философское, неотделимо от свободы: где нет свободы, там не может быть творчества. Поэтому подлинный творец не может зависеть от своего творения, как не зависел Христос от мира, в который Он пришёл. Явление в мир — свободный выбор Христа, решившего разделить все тяготы мира, чтобы его спасти, подняв его до уровня святости, точнее — придав миру направление к неотвратимому достижению святости в будущем, в предустановленное на то время. Речь идёт о пересотворении мира людей, но усилиями самих людей, понявших великий замысел Бога о человеке. Достоевский — один из таких подвижников Христа, пытающийся не только понять мир, но и объяснить людям их мир с позиций Христа и во имя Христа. С позиций Христа, значит — с высоты Голгофы, которой для Достоевского был не только эшафот, но и вся его жизнь, отданная на служение людям и, разумеется, Богу. И это был свободный выбор Достоевского, сознательно избравшего путь страданий как способ осуществления своей собственной свободы. Страдания для него — естественный способ существования в греховном мире, тот способ, который только и может обеспечить подлинную свободу человека как свободу борьбы за спасение собственной души и за спасение мира.

С категориями «необходимость» и «свобода» часто связывают понятия «космос» и «хаос». Достоевский не выступает против хаоса, понимая, что из хаоса творится космос. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». (Бытие, гл. 1, ст. 1 – 2) Пустота, не имеющая никакого вида, и есть идеал хаоса. Бог использовал этот неопределённый хаос как строительный материал для космоса. Для того чтобы алмаз стал бриллиантом, необходима огранка и шлифовка. Для того чтобы хаос стал свободой, необходима его огранка законами природы, которые есть «твердь небесная». На прочном базисе этих законов Бог и создал мир, в котором нашлось место человеку. Бог не только создал мир, но и наделил его свободой. Олицетворяет свободу мира не хаос, а космос, в котором на страже свободы мира стоят созданные Богом гармоничные и справедливые законы. Свобода мира отражается в свободе человека, как внешний облик мира отражается в капле воды.

Человек у Достоевского — неогранённый алмаз, огранку которого осуществляет жизнь. Каждая грань выявляет ту или иную сторону сущности человека.

В творчестве Достоевского каждый герой — слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит ещё изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворён новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира; роман Достоевского — миф о новом человеке и его рождении из лона русской души.

Читайте также:  Кекс рецепт все по 200гр

Человек — существо нравственное, творческое, деятельное. Достоевский показывает, что творческий потенциал человека, не подчинённый нравственности, вышедший из-под её контроля, из созидательного фактора превращается в разрушительный, противоречащий не только духовно-нравственной природе человека, но и гармоничному устройству всего Божьего мира. Место человека в мире определяется не творческими возможностями человека, а его нравственным потенциалом.

Нравственный потенциал личности и человечества высоко ценится Достоевским. Каковы место и цель пребывания человечества в Божьем мире? Пока это тайна. Но люди должны верить в своё высокое предназначение в мире и в то, что эта миссия откроется человечеству тогда, когда человечество будет готово к её выполнению. Достоевский верит, что это время обязательно наступит…

Достоевский настаивает, что человек — существо нравственное и только потом — социальное. Социальность роднит человека с некоторыми социальными животными, нравственность роднит человека с Богом.

Достоевский утверждает, что только нравственный человек свободен. Подлинная свобода — это возможность и способность делать осознанный выбор в своих поступках, не перекладывая ответственность за этот выбор на авторитетов или учителей. Безнравственный человек, даже имея внешнюю возможность выбора, не способен этот выбор осуществить, потому что не в состоянии освободиться из рабства у собственных страстей. Поэтому он пытается переложить ответственность за выбор на учителей и авторитетов. Высоконравственный человек делает самостоятельный выбор, основанный на личной ответственности, опирающейся на нравственные идеалы. Свобода и ответственность открывают человеку путь к братскому единению, путь к Богу. Всеобщая свобода и всеобщая ответственность позволяют сделать мир таким, каким он задуман Богом ради человека.

Достоевский не может обойти и вопрос, который любят задавать атеисты: как можно верить в Бога, не желающего вмешиваться в дела людей, чтобы предотвратить их страдания, хотя бы страдания невинных и беззащитных детей? На этот вопрос Достоевский не даёт чёткий и ясный ответ, но ответ напрашивается из общего контекста его учения о человеке: Бог готовит человека к будущей высшей миссии, о которой не сообщает до времени. Человек, по замыслу Бога, должен пройти «огонь, воду и медные трубы». Выдержит — достигнет вершин бытия. Но только если выдержит.

…Достоевский оказался единственным из великих писателей и мыслителей, не только русских, но и европейских, кто прошёл через процедуру смертной казни, но остался жив. На эшафоте он простился не только с рядом стоящими товарищами, но и с жизнью, которая затем была ему возвращена в новом качестве, как бесценный подарок. Это была уже новая жизнь, ибо прежняя прошла. После этого невозможно было не поверить в свою Богоизбранность. Достоевский ощутил это именно на своей Голгофе, где умер в прежнем качестве талантливого писателя и родился заново, но уже как избранник Божий. Родился свыше, получив второе крещение, повторяющее крещение Иисуса Христа. Достоевский точно знал, что новая жизнь дарована ему не царём Николаем, а Самим Господом, и готов был полностью посвятить себя выполнению открывшейся ему своей исключительной миссии. На Голгофе, через которую прошёл Достоевский, ему открылась и особая миссия русского народа, которую необходимо объяснить не только самому народу, но и всему миру. Ему открылось, что через крещение проходит не только отдельный человек, но и избранный Богом народ, получающий от Бога не только особые права, но, прежде всего, особое задание в мире, которое никто, кроме него, выполнить не может. Открылось и то, что русский народ, как и сам Достоевский, пройдёт через свою Голгофу, переживёт второе крещение, крещение смертью, и, смертию смерть поправ, обретёт вечную жизнь уже здесь, на Земле, чтобы вернуть весь мир Богу, от Которого мир отвернулся.

Для Достоевского верить в Бога и верить в Россию — одно и то же. Он верит в Россию, потому что знает, что в Россию верит Бог. Россия, Святая Русь — Богоизбранная страна, Крестной Матерью которой назначена Матерь Божия. И она не только заботится о русском народе, но и разделяет все его страдания.

Достоевский прямо заявляет, что Россия спасёт Европу, несмотря на то, что Европа не желает быть спасённой. Неправ Белинский, утверждая, что судьба России всецело находится в руках Европы, от которой следует ждать помощи. Достоевский показывает, что судьба России — не вне, в внутри её. Более того, именно в России куётся судьба мира. Достоевский настаивает, что невысказанное будущее Слово, последняя и окончательная истина будет высказана Россией, невестой Христовой, которая призвана Богом спасти мир.

Творчество Достоевского позволяет сделать вывод, что он был знаком с древними ведическими знаниями, однако не мог этого афишировать.

На примере жизни Достоевского Провидение показало подлинную мощь русского духа. Его творчество, его личные страдания и сама преждевременная, с нашей точки зрения, смерть — не в наказание за якобы прижизненные грехи, а к славе Божией и к славе России. Через его прижизненную и последующую судьбу (судьбу его Творений — ред.) Провидение показало, что и олицетворяемая им Россия, пережив великие страдания, прославит Бога и получит ещё более великое вознаграждение, поскольку поможет Ему (Богу) спасти от духовной и физической смерти всю Европу и весь мир .

Источник

Оцените статью
Adblock
detector