- Как сделать «тройник» для разбавления масляных красок
- «Тройник» — это универсальный разбавитель художественных масляных красок
- а как делать знаменитый «тройник» в домашних условиях? подскажите пожалуйста
- Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
- Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
- Как смешать разбавитель для живописи масляными красками, конспект:
- Полный текст урока
- Есть много разных рецептов как смешать разбавитель, и некоторые из них опасны
- Как смешиваю разбавитель лично я
- О материалах, входящих в состав разбавителя
- Как такой разбавитель используется в живописи
- Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
- Нужно ли разбавлять масляные краски
- Масло в качестве разбавителя
- Терпентин и уайт-спирит
- Художественный лак
- Как смешать разбавитель для живописи масляными красками, конспект:
- Рецепт «тройника»
- Основные виды разбавителей
- Масло
- Двойник и тройник
- Пинен
- Полезная информация
- Чем разбавить масляные краски? Масляные краски для рисования
- Советы по ремонту:
- Можно ли повторно использовать разбавитель?
- Выбор и применение растворителей
Как сделать «тройник» для разбавления масляных красок
Слово «тройник» в живописи, закрепилось за смесью, которая используется для разведения художественных масляных красок перед их нанесением на холст. В нее входят три основных ингредиента, отсюда сформировалось и название – «тройник». Состав смеси состоит из растительного масла, лака и разбавителя. Меняя пропорции этих компонентов в «тройнике», художник имеет возможность изменять свойства этой смеси. Он может корректировать как консистенцию самой смеси, так и изменять время высыхания масляных красок на холсте. Художник сам может регулировать количество каждого из компонентов «тройника», тем самым меняя его свойства под требуемые задачи художника.
«Тройник» — это универсальный разбавитель художественных масляных красок
- Растительное масло – это основа «тройника». В качестве растительного масла в смеси, чаще всего используют очищенное, отбеленное льняное масло. Но стоит учитывать, чем больше процентное содержание масла в «тройнике», тем дольше будет высыхать краска на полотне.
К примеру, если использовать только льняное масло для разведения масляных красок, то скорость их высыхания на полотне будет составлять несколько дней.
Некоторым художникам необходимо, что бы скорость высыхания была еще дольше. Тогда можно использовать для разведения масляных красок маковое масло. Скорость высыхания красок на полотне, при его использовании, увеличится уже до нескольких недель.
- Разбавитель – это следующий ингредиент в «тройнике». Мы можем использовать любой разбавитель, который применяют для разведения художественных красок. Например, дезодорированный уайт-спирит или очищенный скипидар. Количество разбавителя влияет на консистенцию самой смеси. Чем больше мы добавим разбавителя, тем более жидкий получится у нас состав. Также разбавитель незначительно увеличивает скорость высыхания краски на полотне, за счет быстрого испарения. Но стоит с осторожностью использовать разбавитель в смеси. Замещая собой растительное масло и лак, он уменьшает их процентное содержание в «тройнике». В результате снижается адгезия к полотну и прочностные свойства краски.
- Лак – это еще один неотъемлемый ингредиент «тройника». В качестве лака используют смолы, применяемые для разведения художественных масляных красок. Например, смолу даммара или качественные алкидные смолы. Однако нельзя добавлять в смесь покрывные растворяемые лаки, которые используют для завершающего защитного слоя на готовых картинах. Увеличивая количество лака в смеси, мы увеличиваем скорость высыхания масляных красок. На скорость высыхания, также влияет какой именно лак вы применяете в «тройнике». Алкидные лаки застывают более быстро. Возможно использование сразу нескольких лаков при приготовлении одной смеси.
Промышленность выпускает несколько вариантов «тройника». Все они неплохого качества и их можно использовать для разведения художественных масляных красок. Если кому-то недостаточно свойств этих «тройников», то добавив, например, в них немного лака ( 5 – 15 %), мы придадим смеси новые свойства. Краска, разведенная «тройником», с дополнительной порцией лака будет более быстро высыхать. И наоборот, добавление льняного масла ( 10 – 25 %) приведет к увеличению времени высыхания краски на холсте. Если «тройник» слишком густой для ваших задач по работе с краской, то всегда можно его сделать более жидкой консистенции, добавив немного ( 1 – 10 %) разбавителя.
Использование «тройника» в качестве разбавителя масляных красок – это очень удобный инструмент для художника.
Меняя количественные соотношения компонентов, а также добавляя в «тройник» новые ингредиенты, художник создает себе инструмент на все случаи жизни. Со временем, смешивая экспериментальным путем компоненты «тройника», художник набирается опыта и уже знает какой состав ему необходим для той или иной работы на холсте.
Источник
а как делать знаменитый «тройник» в домашних условиях? подскажите пожалуйста
На тройнике писал Тициан, может немного потемнел, но выглядит неплохо. В тройник входят в равных пропорциях масло (льняное), лак и скипидар (или пинен) . От какого из этих компонентов должна чернеть живопись? Если масло уже имеется в краске, значит дело не в масле. Разбавителе? Но некоторые художники рисуют же одним разбавителем и ничего. Тогда лак? А в лак входит разбавитель (скипидар) он не чернит и смола, она тоже не чернит. Чернят картину реакции вызванные неправильным смешением красок загрязнением и неправильным хранением. Без масла работать трудно так как краски в тюбиках не одинаковой консистенции. А работать пиненом, то он слишком жидкий, разливается, поверхность неплотная, рыхлая и цвета не глубокие и краска жухнет. Лаком писать неприятно (разве лишь в том случае если художник торопится чтобы работа высохла. ) Некоторые пишут без масла. Это неудобно . Хотя извесно, что масло это первый враг маслянной живописи.
Немного о лаках для живописи.
Живописные лаки представляют собой 30 — процентные растворы смол в
пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола
растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков,
применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный,
фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.
Лак мастичный. 30-процентный раствор смолы мастики в пинене.
Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам,
но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в
этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для
масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со
временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак даммарный. 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с
добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к
краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет
прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена «пленка лака
приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При
старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.
Лак копаловый представляет «сплав» копаловой смолы и рафинированным
льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный
состав лака (в м. ч.) : копала — 20, масла — 40, пинена — 40. Лак
применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака
нерастворима органическими растворителями.
Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый,
бальзамно-пентамасляный и пихтовый лаки.
Лаки покрывные
Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в
пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители # 2) и
бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти
полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой
эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно
ниже, чем у других покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую
полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества
фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено
около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового
лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности
превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание
происходи более медленно, чем лака мастичного.
Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при
многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления
красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном.
Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового
лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.
Источник
Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
Как смешать разбавитель для живописи масляными красками, конспект:
Полный текст урока
В этом уроке Вы узнаете как смешать разбавитель. Он используется в живописи маслом, когда мы делаем подмалевок, или уже вовсю работаем цветом.
Есть много разных рецептов как смешать разбавитель, и некоторые из них опасны
Если Вы откроете несколько учебников по живописи, или просто книжек, написанных художниками, то найдете кучу разных рецептов. Доходит до того, что некоторые из них несовместимы друг с другом. Один художник говорит “Вот это здоровский рецепт, получится очень хороший разбавитель”, а другой говорит “Да если вы так сделаете, то ваша живопись, как только вы закончите работу, осыпется, все краски размажутся, это проклятие, а не разбавитель”.
И примерно то же скажут Ваши учители живописи или просто друзья-художники. Кто-то подскажет добавить немножко подсолнечного масла в живопись, в краски, или ещё что-нибудь такое. Чревато это тем, что, действительно, с плохим рецептом разбавителя живопись может раньше времени осыпаться, краски могут потерять свой цвет.
Как смешиваю разбавитель лично я
Я использую один рецепт, и не отхожу от него. Когда-то мне его рассказал мой учитель, и по моему опыту, таким разбавителем довольно комфортно работать. И его качество с точки зрения технологии живописи проверено, по крайней мере на протяжении поколения. Мне кажется, лучше быть аккуратным, и не боятся за долговечность картин, чем облегчить себе работу, намешав чего-нибудь в краски, а потом рвать на себе волосы.
Итак, собственно как смешать разбавитель. Мы используем даммарный лак, и пинен или терпентин. Собственно, в результате мы получим разбавленный даммарный лак. На примерно четыре-пять долей пинена или терпентина, и примешиваем одну долю даммарного лака. Другими словами, мысленно делим нашу бутылочку на шесть(или пять) частей, заливаем пиненом на пять шестых (четыре пятых), и сверху доливаем лак.
О материалах, входящих в состав разбавителя
Вы можете пользоваться не дамарным лаком, а мастичным, но он гораздо дороже.
Я использую лаки и разбавители итальянского или голландского производства. По моим ощущениям, они достаточно качественные.
Бутылочки с ними открываются, если сверху надавить, и давя повернуть, это защита от детей.
Как такой разбавитель используется в живописи
Писать таким разбавителем очень легко. Им мы разбавляем масляную краску до жиденького состояния, похожего на акварель. И работаем примерно так же, как мы бы писали акварелью.
Кстати говоря, если Вы где-то неудачно написали такой разбавленной краской, Вы её можете этим же разбавителем и смыть (или ретушным лаком). То же самое с подмалевком. Его можно будет легко подправить или смыть даже если он уже высох.
Разбавленная таким составом краска подсыхает почти моментально, это-то и делает его таким комфортным для живописи.
Источник
Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)
Нужно ли разбавлять масляные краски
Масляные краски для живописи вполне возможно использовать без разбавителей. Если текстура достаточно мягкая и вы любите рельефные работы, то смело рисуйте ими в чистом виде. Тем не менее краска может иметь слишком плотную консистенцию и со временем густеть. В таком случае перед вами непременно встанет вопрос, чем разбавить масляные краски. Здесь главное — понимать, что любой растворитель делает работу менее яркой. А если вы будете использовать натуральные масла, то учтите, что срок высыхания готовой картины значительно увеличится. В любом случае подобные средства нужно держать в своем арсенале, чтобы иметь возможность вымыть кисти и палитру.
Масло в качестве разбавителя
Первое, что приходит на ум при вопросе о том, чем разбавить масляные краски, это, конечно же, растительные масла. Чаще всего используют льняное или конопляное. Но лучше всего внимательно прочитать состав краски и выбрать в художественном магазине аналогичное масло. Такая добавка сделает материал более мягким и податливым. Кроме того, у работы появится характерный блеск. После высыхания картина покроется незаметной эластичной пленкой, которая защитит ее от разрушительного воздействия внешних факторов. Если же говорить о недостатках такого разбавителя, стоит отметить неприятный удушливый запах.
Терпентин и уайт-спирит
Очищенный терпентин — это хороший вариант для масштабных картин. Масляные краски для рисования становятся достаточно вязкими и долго не сохнут, а потому у вас всегда будет возможность внести коррективы в работу. Тем не менее ни в коем случае не используйте бытовой терпентин, только из художественного магазина. Это вещество может придать желтизну краске. Что касается минерального уайт-спирита, то он сохнет гораздо быстрее, чем предыдущее вещество. К тому же он менее привередлив в хранении и более безопасен в плане химического состава. Да и цена такого разбавителя ниже. Тем не менее, если вещество некачественное, на готовой работе после высыхания может появиться белый налет.
Художественный лак
Если вы не знаете, чем разбавить масляные краски, то попробуйте живописные лаки. Но ни в коем случае не путайте их с покрывными, которые наносятся примерно через год после написания картины. Лак должен содержать в своем составе древесную смолу и растворитель. Масляные краски для живописи, разбавленные подобным образом, становятся более податливыми и в то же время более плотными, что обеспечивает хорошее перекрытие. Кроме того, готовая картина становится яркой и блестящей, чего достаточно трудно добиться, используя только масло или разбавитель. Краска после высыхания становится более прочной и устойчивой к внешним воздействиям.
Чтобы структура масляной краски была более мягкой, достаточно часто используют так называемый двойник. В его состав входят одна часть лака и две части льняного или конопляного масла.
Как смешать разбавитель для живописи масляными красками, конспект:
1. Есть много разных рецептов как сделать разбавитель, я предлагаю один из них.
2. Надо смешать один из следующих вариантов: – пять частей пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака, но он дороже) – три части пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака) – четыре части пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака) Результат будет отличаться по вязкости краски, её текучести, прозрачности. Выберите тот, который вам больше нравится.
3. С помощью этой смеси можно разбавлять краску вплоть до состояния, похожего на акварель
4. То что вы написали, с помощью краски, разбавленной этой смесью, можно стереть этой же смесью, или ретушным лаком, или другим разбавителем, даже когда краска высохла.
5. Краска быстро сохнет на такой смеси, поэтому работать с ней удобно 6. Даммарный лак – это лак для живописи. Я часто использую в своих видео сочетание “Лак для живописи”, подразумевая даммарный, хотя есть и другие подходящие для этого лаки. Просто у меня был случай, когда я говорил просто “лак” и ученик стал пытаться разводить краску покрывным лаком. То есть, есть лаки, чтобы на них писать (лак для живописи) и есть покрывные лаки. Покрывные лаки нужны, чтобы прокрыть ими работу когда она уже закончена
7. Я использую лаки и разбавители итальянских или голландских производителей, мне кажется они довольно качественные 8. Учтите, что бутылочка с этикеткой “Разбавитель без запаха Пинен” содержит в себе вовсе не пинен (в составе указан уайт-спирит), может есть ещё какие-то варианты с добавками в составе. Если замешать на ней разбавитель, то, насколько я знаю, получится мутный состав с неизвестными качествами (скорее всего вредными для долговечности работы).
9. Обычно я пользуюсь даммарным лаком и терпентином фирмы Maimeri. К сожалению, на них не указано концентрации, поэтому если Вы пользуетесь лаком другой фирмы, Вам, вероятно, придётся подобрать комфортную для себя концентрацию растворителя пробуя разные варианты в работе.
10* Дополнительный совет от Всеволода Романкова: иногда бывает, что смесь становится мутной из-за состояния в котором находятся компоненты. Если поставить её на некоторое время на батарею, она возвращается в изначальное состояние и пригодна для работы.
К списку уроков
Рецепт «тройника»
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить разбавитель для масляных красок с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт «тройника» включает в себя следующие компоненты:
- живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
- конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
- скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).
Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.
Основные виды разбавителей
Существует четыре группы разбавителей масляных красок, которые используют в своей деятельности мастера художественной кисти:
- на масле растительного происхождения;
- на лаке;
- «двойник» и «тройник»;
- разбавитель — пинен.
Каждый художник знает, как разбавлять масляные краски. Кроме того, ему отлично известно, чем можно развести масляную краску. В состав разбавителя входят скипидар, уайт-спирит и пинен. Он продается под разными номерами в зависимости от состава.
Масло
Одним из привычных видов разбавителей, который используют для живописи довольно давно, является растительное масло. Отсюда и название масляных художественных красок. Производят масло из семян льна, подсолнуха, конопли и мака.
Растворителем для красок на масляной основе также служит лак, в котором используют разбавленную смолу. Благодаря использованию лака структура краски становится более плотной и держится на полотне гораздо крепче. Такие лаки добавляют в растворители для художественных масляных красок.
Двойник и тройник
Двойником-растворителем в живописи называют разбавитель, включающий два компонента: лак и масло. Причем, смешивают эти два компонента в определенных пропорциях, а точнее – 1 часть лака + 2-3 натурального масла.
«Тройник» – это состав, в котором кроме основных двух составляющих третьим компонентом служит разбавитель.
Пинен
Разбавитель № 4 для масляных красок имеет другое название – пинен. Его используют для растворения и разбавления составов. Такие растворы легко наносятся на рисунок.
Мастера кисти выбирают, чем разбавлять краски, в зависимости от поставленной перед собой задачи. Картины, написанные маслом, поражают воображение посетителей музеев всех стран, в которых хранятся шедевры великих художников всех времен и народов.
На видео: подробно про разбавители для масляных красок.
Полезная информация
Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.
Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.
Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.
Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.
Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.
Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.
При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.
Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.
Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.
Чем разбавить масляные краски? Масляные краски для рисования
|
Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:
1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это
льняное, маковое, сафлоровое
, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются
скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению
.
Самое популярное, льняное масло
, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.
Маковое или сафлоровое масло
высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.
Виды масла | Виды/ Особенности | Время высыхания | Пленка | Тенденция к пожелтению |
льняное | 1.Отбеленное, рафинированное |
2.Уплотненное №1 и №2
Используется и как связующее, и в составе «Тройников», вязкое
Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.
— Что такое «масло рафинированное»?
, то же самое, что и
очищенное
. Это значит, масло прошло специальную обработку для удаления веществ, которые влияют на качество масла при длительном хранении, то есть масло «не прогоркает», не окислиться.
Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание
. Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло
уплотняют
(прокачивают кислородом — оксидируют).
- Очищенное = Рафинированное
- Отбеленное
- Уплотненное = Полимеризованное = Оксидированное
2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ
Разбавители масляных красок и лаков
служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.
Для живописи маслом используются разбавители двух видов:
1. Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы»
2. Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения.
Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей.
Российские производители предлагаются четыре основных номера-наименования разбавителей масляных красок, определяемых по составу и способу производства.
—
смесь живичного скипидара и уайт-спирита
в соотношении 1:1.
Применяется для разбавления масляных красок, рельефных паст.
Применяется как разбавитель красок студийного уровня, различных паст и как очиститель кистей, палитр и других инструментов. Для разведения лаков этот разбавитель не применяется, так как у него низкая растворяющая способность.
Разбавитель №3 — уайт-спирит очищенный
Применяется для разведения художественных масляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Отличается от №2 тем, что не имеет запаха.
Разбавитель №4 – пинен.
Основной разбавитель художественных красок и лаков. Является растворителем для смол при изготовлении художественных лаков.
Также есть Разбавитель «Тройник»
— это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Применяется для разбавления художественных красок и лаков. Действие Тройника: Лак и масло нейтрализует потерю связующего из краски (на «тянущих» грунтах), сохраняя тем интенсивность цвета.
Наименование | Состав | Назначение |
Разбавитель №1 | Живичный скипидар + Уайт-спирит | Разбавитель красок + Очиститель Для разбавления лака не пригоден. Более сильные растворяющие способности, чем у №2/ 3/ 4 |
Разбавитель №2 | Обесцвеченный Уайт-спирит | Разбавитель красок + Очиститель Для разбавления лака не пригоден. |
Разбавитель №3 | Уайт-спирит очищенный | Разбавитель красок + Очиститель (без запаха) Для разбавления лака не пригоден. |
Разбавитель №4 | Пинен | Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель |
Разбавитель «Тройник» | Льняное масло + Смола + Скипидар | Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок |
Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.
Каждый из производителей рекомендует использовать с произведенными им красками именно его вспомогательное средство. Только тогда он гарантирует заявленный результат.
— От применения разбавителя краски осветляются?
Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.
Да, все органические разбавители, в определенной степени, огнеопасны и токсичны и требуют соблюдения мер предосторожности при использовании. Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах. Скипидар под воздействием света окисляется, поэтому храниться в темноте или непрозрачной емкости.
3. ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:
Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам
используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.
Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя
для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.
Это раствор смол в сильно уплотненном масле. Образует НЕобратимую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого
, для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле.
Разбавитель «Тройник»
(раствор льняного масла и лака в скипидаре) за счет присутствия в нем масла, также является лаком для лессировок.
- Лаки для покрытия поверхности (лаки покрывные)
Это раствор смол в пинене. Образуют обратимую пленку при высыхании. Применяются для покрытия живописной поверхности в консервационных или защитных целях
. Бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (с добавлением воска или иных матирующих веществ). Называются «Покрывной» — для живописи и «Фиксатив» — для графики.
Свойства | ||
Мастичный | раствор смолы в пинене | Склонен к пожелтению |
Даммарный | раствор смолы в пинене + этиловый спирт | Гигроскопичен => возможно помутнение лаковой пленки от влажности |
Копаловый | раствор смолы в льняном масле + пинен | Темного цвета. Растворенный в масле используется как лак для лессировки |
Кедровый | раствор смолы в пинене или скипидарe | являются хорошими заменителями Даммарного лака. Из них получается отличный Тройник (добавить пинен и масло). |
Пихтовый | раствор смолы в пинене или скипидарe | |
Акрил-фисташковый | раствор смол в пинене + уайт-спирите + бутиловый спирт | Сохнет дольше Мастичного. Обладает большей эластичностью и прочностью, чем Мастичный и Даммарный |
У западных производителей большинство выпускаемых лаков – акриловые. Это покрывные универсальные лаки, подходящие для всех видов живописных слоев, в том числе и для масла.
— Мне нужно, чтобы масло стало более жидким. Что посоветуете?
Маслом для разжижения красок нужно пользоваться не как разбавителем, а только в виде добавки, очень ограниченно – только при лессировках или нанесении тонких красочных слоев. Иначе краска может начать «сползать» под собственным весом по картине.
При работе с медленно сохнущими
красками от использования чистого масла следует отказаться. Рекомендуется работать смесью художественного масла с лаком (даммарным или мастичным), или только разбавителем.
— У меня пожух красочный слой. Что посоветуете? Чем можно восстановить?
Надо протереть живописный слой Ретушным лаком, или Тройником или уплотненным льняным маслом №1 и №2.
— Мне нужен лак, чтобы краска не пожелтела. Какой посоветуете? (одинаково, для масла и акрила)
Акриловый, Даммарный, Кедровый, Пихтовый лаки – все живописные лаки.
4. ЗАМЕДЛИТЕЛИ И УСКОРИТЕЛИ ВЫСЫХАНИЯ
Замедлители и ускорители высыхания
добавляются в масляную краску перед нанесением на основу.
Классические средства ускорения высыхания масляных красок
носят название
сиккативы
. По своему составу они различны, но все обладают свойством ускорения полимеризации жирного масла
.
Замедление высыхания масляных красок
Замедляют высыхание некоторые растительные эфирные масла:
розмариновое, лавандовое и гвоздичное. Разработаны и специальные химические составы для замедления высыхания масляных красок.
Ассортимент разбавителей, растворителей, загустителей и масел для живописи, представленный в магазине «Передвижник», очень разнообразен. Рекомендуем продукцию отечественных производителей:
- Завод художественных красок «Невская палитра» (г. Санкт-Петербург)
- «Гамма» (г. Москва)
- «Таир» (г. Санкт-Петербург)
- «Schmincke» (Германия)
- «Daler-Rowney» (Великобритания)
- «Maimery» (Италия)
- «Royal Talens» (Нидерланды) и других.
Чтобы разобраться в тонкостях свойств того или иного медиума производитель составляет сводную таблицу. Например, так выглядит таблица медиумов Schmincke, Германия:
Разбавитель для масляной краски играет одну из важнейших функция в живописи. Ведь в масляных красках не все так просто как в акварели, гуаши или акриле, где для разбавления используется обычная вода. Разбавители для масляных красок разные и обладают разными функциями и свойствами.
В художественном магазине Вы видели много баночек с разбавителями, но какой лучше выбрать? Прежде всего, давайте разберемся, какие они бывают:
разбавитель, растительное масло, лак, двойник, тройник.
Разбавитель.
Разбавителем называется жидкость, представляющая собой некий растворитель для масляных красок. Состоит из скипидара, уайт-спирита, пинена. Они отличаются между собой по номерам (это обусловлено составом). Разбавителями можно не только разбавлять краски, а также чистить и отмывать кисти после рисования или мыть палитры.
Разбавитель – растительное масло.
Масло является одним из самых старых разбавителей для художественных красок. Ведь ещё в далекие времена масляные краски разбавлялись именно маслом. Масляные краски и название взяли свое от масла, так как цветной пигмент просто перетерт с растительным маслом. Масло для масляных красок бывает из семян льна, мака, конопляное масло, масло грецких орехов или подсолнечника.
Разбавитель – художественный лак.
Лак для красок – это смола, разбавленная в растворителе. Лак помогает в написании картин, делает структуру краски более плотной: после высыхания краска держится крепче, чем после чистого разбавителя или масла. Также, использование лака делает краски ярче и придаёт блеск, позволяет избавиться от такого неприятного качества как «прожухлости» в картине. Лаки часто добавляют в разные разбавители для масляных красок и делают из них разбавители «двойник» и «тройник». В масляной живописи используют такие лаки: мастичный, даммарный, копаловый, кедровый, пихтовый.
Разбавитель «двойник».
Двойником в масляной живописи называется разбавитель, который состоит из двух компонентов. Художественный лак + масло, которые смешивают в порциях:
1 часть лака + 2-3 части растительного масла.
Разбавитель «Тройник»
«Тройник», как вы наверняка догадались, – это «двойник», в который добавили третий компонент – этот разбавитель. И его состав такой: художественный лак + растительное масло + разбавитель. Всё смешивается в разных объемах. Это и есть классический, художественный тройник.
От себя хочу сказать:
Художники часто выбирают разбавитель в зависимости от поставленной цели.
Если картина будет написана быстро, то могут использовать чистый разбавитель. Он очень быстро высыхает на холсте и тем самым ускоряет высыхание краски (тонкий слой краски с чистым разбавителем сохнет даже за пару часов).
Если разбавлять масляные краски растительным маслом, то картина будет сохнуть долго (в зависимости от масла и поры года 3-5 суток).
Тройник и двойник помогут получить что-то среднее. Опытные художники делают их сами, и понимая, какая нужна скорость высыхания картины, могут изменять количество того или иного компонента в тройнике. Картины, написанные на таких разбавителях, сохнут 2-4 дня.
Выбирая чистый разбавитель для масляной краски, советую выбрать без запаха. Разница в цене не столь велика, а вот удовольствия будет гораздо больше.
Самое чистое масло для красок, которое я видел, это маковое – очень прозрачное.
Если возьмете лак для разбавителя, то кедровый и пихтовый обладают очень приятным хвойным ароматом.
Советы по ремонту:
Можно ли повторно использовать разбавитель?
Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.
Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.
Выбор и применение растворителей
Перед тем как выбрать растворитель, учитывайте, что некоторые вещества способны менять свойства краски. В основном применяют или многокомпонентные готовые смеси под номерами (например, «Растворитель 647»), которые содержат в различных соотношениях спирты, кетоны, эфиры, или органические вещества, обладающие высокой степенью летучести (уайт-спирит, скипидар, керосин, бензин и т.д.).
Добавляйте растворитель осторожно и понемногу, чтобы не испортить состав, поскольку избыток может вызвать разрушение связей между пигментом и олифой.
Типы органических растворителей:
- Уайт-спирит – это наиболее используемое средство, позволяющее как очищать кисти и обезжиривать поверхности, так и разводить масляные краски, олифу, лаки. При этом следует учитывать, что обычный уайт-спирит имеет малую способность к разжижению, потому покупать нужно очищенный;
- Скипидар, полученный из различных материалов деревопереработки – одно из популярных веществ, чтобы вернуть к жизни подсохшие лакокрасочные материалы. На основе скипидара и уайт-спирита готовят смесь, беря каждое вещество в соотношении один к одному. Или используют очищенный скипидар, который помогает ускорить процесс высыхания. Если же брать неочищенный, то время, наоборот, увеличивается;
- Керосин тоже можно применять, чтобы развести подсохшую краску. Но перед этим его смешивают со скипидаром или с сиккативами. Керосин мало популярен, потому что удлиняет срок высыхания окрашенной поверхности;
- Бензин может быть задействован как разбавитель, чтобы снизить вязкость красочного вещества. Он также придает смеси матовость.
Очищенный уайт-спирит имеет более лучшую способность к разжижению, в отличии от обычного
Перед тем как выбрать метод реабилитации масляной краски, нужно определиться, что именно приобретать – растворитель или разбавитель? Растворитель вам потребуется для долго стоящих и застывших красок. Добавляя его, нужно подождать несколько минут или часов, пока консистенция станет пригодной для работы. Если же масса стала густой, то вам поможет готовый разбавитель или олифа. Он снижает вязкость состава.
Источник