Рецепты грунта с желатином

Проклейка и грунтовка холста

Автор: Viachaslau
Дата записи

Проклейка и грунтовка холста для масляной живописи — это один из самых важных и ответственных моментов. Его не стоит обходить стороной, пуская всё на самотёк. Если ошибиться на этом этапе, то вся дальнейшая работа будет впустую. Если кратко, то работу с плохо подготовленным холстом потом можно будет просто выкинуть…

Эта заметка для тех, кто сам проклеивает и грунтует. А те, кто покупает уже натянутые или в рулоне, имеют готовые к работе проклеенные и загрунтованные замечательные холсты. Они могут пропустить этот текст и переходить к следующей заметке о технике письма маслом.

Как проклеить холст?

Теперь мы имеем натянутый холст на подрамнике и самое время его проклеить. Для этой цели можно купить в художественном магазине специальный состав. Но он достаточно дорогой, потому чаще всего используется самый обычный пищевой желатин. Это доступный и надежный материал, проверенный временем. Мы ведь не хотим, чтобы через время наша работа пожухла или потрескалась?

Вообще рецептов проклейки очень много. Можно почитать в интернете. Я укажу на некоторые особенности именно клея на основе желатина. Итак, разводим желатин в воде в соотношении примерно 30-40 гр. на 0,5 литра воды. Я предпочитаю постепенно добавлять холодную воду по мере набухания, постоянно помешивая. Тогда не будут образовываться комочки, плотные как кристаллы. Далее разогреваем клей на огне, желательно на паровой бане (ёмкость с клеем помещаем в более широкую с горячей водой так, чтобы не касалось дна). Доводить до кипения клей ни в коем случае нельзя, лишь разогреть, постоянно помешивая, пока консистенция не станет однородной жидкой без комочков. После оставляем желатин немного остыть. Тут важно словить момент, когда он будет уже комнатной температуры и начнёт застывать.

Иногда к желатину советуют добавлять пластификатор для гибкости. Пару капель глицерина или мёда немного, или же касторового масла несколько капель. Правда глицерин со временем выветривается и делает холст гигроскопичным, а мёд кристаллизуется. А это уже не очень хорошо. Желатин сам по себе довольно пластичен, потому вполне можно обойтись и без пластификатора. Однако можно добавить немного антисептика, от плесени. Это может быть водный раствор фенола, пентахлорфенолят натрия, или же обычный фейри.

Теперь, расположив холст в горизонтальном положении, слегка жидкий клей наносим широкой флейцевой кистью быстрыми движениями вдоль волокон. Следующий слой наносится уже поперёк предыдущего. Очень важно следить за тем, чтобы клей не проступал на обратную сторону. Ведь мы проклеиваем ткань, а не пропитываем её, иначе холст будет ломким и тянуть масло, а краски жухнуть. Клей должен заполнить промежутки между нитями ткани и лечь ровным слоем.

Когда холст высохнет его нужно зашкурить мелкой наждачкой, можно срезать особо выдающиеся узелки лезвием для бритвы или канцелярским ножом. Только срезать очень аккуратно, иначе получится дырка.

Всего наносится 2-3 слоя, но не стоит перегружать клеем, иначе холст будет хрупким. Между слоями холст должен хорошо просыхать, минимум 12 часов, лучше сутки. Сушить феном или ещё чем нельзя, только при естественной температуре.

Качество проклейки можно проверить, посмотрев на холст через скользящий свет, клей равномерно заполняет поверхность эластичной пленкой, без светящихся сквозных просветов. Также с лицевой стороны он ровно блестит, если есть места без блеска, то скорее всего надо ещё один слой. А ещё можно попробовать продуть ртом через холст. Если воздух проходит, значит есть дырки.

Как загрунтовать холст?

С грунтовкой холста всё намного проще, нежели с проклейкой. Я беру самый обычный акриловый грунт. Есть два варианта, белый и чёрный. Тут надо очень хорошо думать и выбирать с умом, так как в масляной живописи все слои просвечивают и пропускают свет. Потому цвет грунта очень сильно влияет на то как ведут себя краски последующих слоёв. Так на белом грунте все цвета подсвечиваются изнутри и выглядят ярче. А на чёрном — намного глубже. И каждый решает сам, что ему важнее, яркость цвета или глубина.

Читайте также:  Красивый рыбный пирог рецепты

Грунт я наношу в два тонких слоя широкой флейцевой кистью. Перед этим можно слегка пройтись наждачкой по проклеенному холсту, чтобы снять шероховатость, но совсем слегка, иначе можно повредить клеевой слой. Грунт наношу сначала вдоль, а потом поперёк очень тонко. Водой не развожу. Можно наносить валиком, тогда следов от кисти не будет. Хотя на мой взгляд грунт и так хорошо ложится кистью. Как и проклейку, делать всё нужно в горизонтальном положении на столе или на полу, где удобнее и место есть. Сохнет он быстро, между слоями пару часов вполне достаточно. А вот для окончательной просушки я предпочитаю выдерживать сутки.

Иногда можно встретить совет проложить слой жиденького ПВА между желатином и акриловым грунтом. Считается не очень уместным этот совет, так как холст перестаёт дышать. Некоторые утверждают, что лет через 50 краски вообще могут осыпаться.

На просторах интернета можно найти много разных советов и рецептов грунтовки. В художественном магазине есть грунт для живописи специализированный. Как правило, в отличие от акрилового грунта все остальные слишком тянут масло и краски жухнут. Но тут дело вкуса уже и практики, кому что удобнее, и кто как наловчился. А решать в итоге что и как делать каждому лично. Ведь результат можно будет оценить только спустя годы…

Источник

Приготовить грунтовку для холста из желатина

Грунт – промежуточный слой, наносимый на основу.

Свойства:
обеспечить прочную связь основы и красочного
создать желаемый цветовой фон и фактуру.

1. Клеевой грунт
Предназначен для живописи маслом
Состав: смесь желатинового раствора клея с мелом/ смесью мела и белил (1:1). Клей: столярный – более хрупкий, рыбий – плотный и эластичный. Для предотвращения растрескивания грунта вводят пластификатор.
Основы , на которые наносится клеевой грунт: все основы
Преимущества клеевого грунта:
Готов к работе через два-три дня
Масляные краски хорошо связываются с ним, быстро просыхают и не растрескиваются.
Недостатки:
Если неправильно соблюдены пропорции, то грунт может стать слишком рыхлый или “тянущий”. Грунт капризен и непредсказуем.

[ro-youtube-content count=”1″ no-desc=”0″]Приготовить грунтовку для холста из желатина[/ro-youtube-content]

2. Эмульсионный грунт
Предназначен для живописи маслом, водорастворимыми красками (т.к. он нерастворим в воде) и в разной технике: “а-ля прима” – письмо по-сырому , многослойная живопись, лессировочная живопись
Состав: “пигмент + эмульсия”. Эмульсия (эмульсионное связующее) готовится из двух несмешивающихся жидкостей: раствора клея (например, желатин или казеин) и льняного масла.
По своим свойствам занимает промежуточное положение между клеевым грунтом и масляным.
Основы , на которые наносится эмульсионный грунт: все основы
Преимущества эмульсионного грунта:
Готов к употреблению через 2-3 дня (но желательна его выдержка до 2мес.)
Слой эмульсии “обволакивает” зерна холста, не забивая их структуру
” Среднетянущий ” грунт. Менее пористый, чем клеевой. Поэтому масляные краски на таком грунте меньше теряют свою тональность
Недостатки:
Плохо приготовленная эмульсия приводит к появлению на грунте желтых масляных пятен или пожуханию живописного полотна.
Он нестабилен (т.е. через достаточно короткий срок после приготовления грунт начинает распадаться на компоненты), поэтому его не продают для самостоятельного нанесения. Производители сами грунтуют эмульсионным грунтом холсты.

3. Масляный грунт
Предназначен для живописи маслом.
Состав: цинковые белила, немного разведенные маслом. Не все виды цинковых белил применимы для масляных грунтов.
Основы, на которые наносится масляный грунт: все основы
Преимущества:
Масляный грунт почти не впитывает масло из красок и поэтому не изменяет их тона
Недостатки:
Требуется длительная, не меньше одного года, просушка. Но пересушивать нельзя, т.к. передержанный масляный грунт плохо сцепляется с красочным слоем.
Низкопористый . Поэтому, из-за плохой сцепляемости красочного слоя и грунта, на масляном грунте невозможна рельефная, пастозная живопись.
По данным реставраторов, от масляных грунтов живопись может отслаиваться, так как не достаточно связывается с грунтом из-за его малой пористости.
Рекомендован для художников, которые любят красочный слой с блеском, живопись глубокого цветового тона и письмо с лессировками.
Примечание: под масляный грунт наносят слабый горячий раствор желатина (1:200) в качестве проклейки. Лучше использовать именно клеевую проклейку, а не акриловую, т. к клеевая – тянущая, поэтому сцепление с масляным грунтом будет лучше. Также клеевая проклейка дает нужное натяжение холста.

Читайте также:  Сырный суп канраку сиру рецепт

4. Акриловый грунт
Предназначен для живописи масляными красками, акрилом, темперой
Состав: “пигмент + дисперсия”. Дисперсия: мельчайшие прозрачные частицы смолы (акрил или ПолиВинилАцетат (ПВА)) плавают во взвешенном состоянии в воде.
Основы , на которые наносится акриловый грунт: любая основа. С осторожностью использовать для холста. Приготовить грунтовку для холста из желатина? Мягкие акриловые грунтовки на ткани придают всей структуре чрезмерную гибкость, что недопустимо для масляной пленки.

Они более применимы для масляной живописи на более жестких (типа парусины) полиэстровых тканях.
Проклейка: необходима первая проклейка (Желатин, ПВА) перед нанесением на поверхность холста; обработка для дерева и картона необязательна.
Преимущества: быстросохнущий, укрывистый , Эластичный
Недостатки:
небольшая история применения (около 50 лет). Непонятно, как акриловый грунт проявит себя через столетия
акриловая проклейка не дает сильного натяжения холсту. Поэтому всегда существует риск: если продавишь холст во время работы, то восстановить его натяжение без колков будет сложно.
Тип грунта: среднетянущий .

4. Левкасный грунт
Предназначен для живописи масляноказеиновой и яичной темперой.
Состав: раствор клея + гипс/мел. Грунт левкасный отличается прочностью из-за гипса. Каждый высохший слой обязательно смачивают водой для предотвращения растрескивания. Каждый слой обязательно шлифуется наждачкой .
Основы, на которые наносится левкасный грунт: все основы, кроме холста – толстая фанера, древесноволокнистые плиты (ДВП), оргалит , доска
Покрывной финальный слой – 5% раствор клея.
Проклейка под левкасный грунт – 5% раствор желатина/ рыбий клей/ столярный клей. После высыхания наклеивается поволока (например, марля); перед использованием поволоку опускают в клеевой раствор, отжимают и наклеивают.
Совет: при работе с масляно-казеиновой темперой для разжижения красок следует применять нежирное молоко, а не воду, т.к. оно содержит казеин, что способствует хорошему закреплению красок на левкасном грунте.
Тип грунта: сильнотянущий .

Чем меньше связующего в грунте, тем он более “тянущий”.
“Тянущие” грунты (клеевые и эмульсионные/акриловые на основе мела) – сильно забирают масло из красок, тем самым предают красочному слою матовый оттенок. Перед началом работы на таких грунтах их надо протереть промасленным тампоном.
” Среднетянущие ” грунты (эмульсионные/акриловые на основе белил) перед работой проклеиваются слабым раствором желатина (1:100)
” Слаботянущие ” грунты (масляные) – практически не забирают масло из красок, но сцепление масляных красок с грунтом слабое, краски осыпаются

Можно приготовить грунт самостоятельно:

1. Связующее для клеевого грунта:
1. Клей: Желатин. Из него получаем 5% раствор клея (25 гр. на 500 мл воды)
2. Пластификатор: Глицерин. Как приготовить грунтовку из свинцового сурика? Расход 5-10 мл на 25 гр. сухого желатина

Связующее для масляного грунта:
1. Масло льняное
2. Масло маковое
3. Масло ореховое
4. Связующее для масляных красок

2. Пигменты для грунта
1. Мел – фасовка по 100/500/1000 гр. (но не строительный)
2. Пигмент белый : Окись цинка – цинковые белила по 100/200/500/1000 гр.
3. Пигмент белый : Окись титана – титановые белила по 100/200/500/1000 гр.

Читайте также:  Рецепт горячего шоколада для кофемашин

Как я грунтую холст.
Когда-то я занималась приготовлением собственного грунта, но сейчас предпочитаю покупать готовый, акриловый грунт.

Перед этим обязательно проклеиваю холст. Тогда количество нанесений грунта у меня сводится к одному слою. Грунт наношу ненужной пластиковой карточкой, так получается и быстро и экономично.

У меня был период, когда я только проклевала и не грунтовала холст, краски жухли, но мне это нравилось, немного напоминало акварель, но если нужно так прописать большой холст, будет тяжело, красок уйдет много,

Мои коллеги рассказали, что Академии педагог по технике живописи, наносил акриловый грунт на холст без всякой подготовки холста. А потом даже стирал в стиральной машине. Думаю такой вариант очень даже возможен, только при таком способе, нужно увеличить количество грунтовок, чтобы грунт закрывал собой дырочки между волокон.
Информации к размышлению очень много, много теории, я считаю надо пробовать и выбрать, то что подходит именно вам!

Дополнительная информация:
[ro-youtube-related]Приготовить грунтовку для холста из желатина[/ro-youtube-related]

Может и холст протереть. Лезвие скользит поверху и срезает лишнее.

  • Элементарно – наждачкой, потом протереть чуть влажной тряпочкой, чтобы пыли не было.
  • Для грунтоыки холста я использую обычный клей ПВА, Наношу 4-5 слоев, проходясь по каждому нождачной шкуркой, можно и единичкой. Грунт получается гладкий и светлый.
  • мажешь толстым слоем грунта переворачиваешь и прилепляешь на стекло !
  • Андрей Григорьев прав! Перед применением грунта Вы забыли проклеить холст! После проведения всех описаных им манипуляций у Вас будет хорошенький гладенький холст.

    Лучший клей для проклейки – рыбий (осетровый), но можно холст проклеить пищевым желатином. Для эластичности поверхности, необходимо добавить пластификатор – мед или глицерин. Чтобы проклейка не плесневела добавляется – антисептик. В промышленном производстве антисептик – фенол.

    В домашних условиях хорошим антисептик – капелька Фейри.

    Сейчас, в современном мире, для творчества нет преград. Это касается как выбора самого занятия, так и выбора приспособлений, помогающих в творческом процессе. Для художников создано много вещей, облегчающих их работу.

    Вряд ли кто-то будет оспаривать преимущество готовых масляных красок , холстов и кистей для живописи, продающихся в свободном доступе в широком разнообразии. Но, если вы хотите ощутить бОльшие прелести творческого процесса, можно сделать холст самому. Как приготовить грунтовку из клея пва и? Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

    Главное, выдерживать пропорции при создании грунта. Рецепт эмульсионного грунта, который используется уже несколько десятков лет в нашей семье художников, и хорошо себя зарекомендовал- я напишу для вас ниже.

    В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане.

    1 грунтовка.
    Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти.

    Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.

    Хотя есть художники, которые ругают такой грунт и считают, что для масляной живописи он не подходит. Скажу, что у нас только такие и продаются…. иногда я сама делаю дополнительный грунт полу масляный поверх акрилового. Вариантов грунтовок – множество, причем каждый мастер предпочитает свои рецепты и секреты в этом деле.

    Источник

  • Оцените статью
    Adblock
    detector