Рецепты проявителей для фотобумаги

Рецепты проявителей для фотобумаги

ХОРОШИЙ ПРОЯВИТЕЛЬ ДЛЯ ФОТОБУМАГИ

Привожу рецепт хорошего метолгидрохинонового проявителя для бромосеребряных бумаг, который отлично зарекомендовал себя во все время моей практики:

Сульфит натрия (кристаллический) 100 г

Гидрохинон 7,5г Сода (кристаллическая) 100 г Бромистый калий 1 г Вода

Химикалии следует растворять в указанном порядке. Температура воды при растворении должна быть не более 14° С. Окончательный объем проявителя должен составлять точно 1 литр.

Из химикалиев, названных в рецепте, особо следует остановиться только на с о д е. Обыкновенная стиральная сода, применяемая в домашнем обиходе, здесь, конечно, не годится, так как это не чистый углекислый натрий, а смесь, и притом загрязненная. Если мы сделаем из такой соды 10%-ный раствор, то он не будет устойчивым и, кроме того, получится мутным и даст белый осадок. Если влить эту соду в проявитель, то он потеряет все свои преимущества. Тогда даже применение химически чистого сульфита не поможет. Поэтому мы должны пользоваться исключительно химически чистой содой. Только при этом условии мы можем рассчитывать на достижение хороших результатов.

В приведенном проявителе при температуре от 18 до 20° С бромистое серебро приобретает немного зеленоват о-ч е р н ы и оттенок, однако отпечаток получается довольно сочным. Для проявителя характерно появление изображения через несколько секунд и окончание проявления в течение двух минут. Если оставить позитив в растворе на более долгое время, он покроется желтой вуалью.

ДОБАВКИ В ПРОЯВИТЕЛЬ *

Если в проявитель добавить бровиоль, он станет давать позитивы в синевато-черных тонах и работать значительно контрастнее, так что придется взять более мягкую бумагу. Изображение появляется позднее, и проявление длите» несколько дольше. После целого ряда опытов я пришел к выводу, что на 1 л проявителя достаточно 25 мл бровиоля, причем добавлять его надо непосредственно перед началом проявления.

По-иному действует беллатон, которого добавляется всего 15 мл на 1 л раствора. Он работает, по моему мнению, лучше всего при темпер а- туре проявителя 26 — 27° С и дает более сочные и контрастные отпечатки, чем бровиоль. Различие между ними невелико, но все же заметно. При применении беллатона хорошо удаются и принимают наиболее приятный синевато-черный тон те отпечатки, проявление которых оканчивалось довольно быстро. Если проявлять дольше, то черный цвет отпечатков получит неприятный зеленоватый оттенок.

По поводу проявителя, рецепт которого я уже дал, надо еще добавить, что он очень экономичен и выгоден в работе при условии, конечно, что он составлен из совершенно чистых химикалиев. Так, например, ради опыта я проявил в 500 мл проявителя 65 отпечатков на бромосеребряной бумаге размером 18хх24 см. Даже последние отпечатки были вполне сочными. Единственным-недостатком было значительное удлинение времени проявления к концу эксперимента. Я вынужден был прервать свой опыт, так как проявитель почти весь. израсходовался. Если бы я перед проявлением намочил бумагу в воде, то проявитель вместо того, чтобы израсходоваться, разбавился бы. Но таких возможностей, не поддающихся контролю, я принципиально избегаю.

Мы уже установили, что проявитель для бумаги с добавкой беллатона1 лучше всего работает при температуре 26-27° С. Даже в самые жаркие летние дни вряд ли температура проявителя может подняться выше. Если все же проявитель нагреется до 28-30° С, то, добавив небольшое количество бромистого-калия, мы можем избежать окрашивания бумаги в зеленый или серый тон. (Интересно, что большее количество бромистого калия не вызывает окрашивания в зеленоватый цвет, что очень легко происходит при более низких температурах.) Однако мы должны пользоваться этим только в исключительных случаях; при большой жаре падает, в конце концов, и работоспособность фотографа.

Читайте также:  Раствор рингера локка латынь рецепт

Если температура проявителя достигает 18-19° С, то мы, как уже говорилось, добавляем бровиоль. А что делать, если температура колеблется между 19 и 26° С? В таких случаях мы должны либо нагреть проявитель до 26° С, либо остудить до 19°. При позитивном процессе это довольно затруднительно, так как температура длительное время должна оставаться на одном уровне. Тогда лучше всего добиться, чтобы температура проявителя соответствовала температуре помещения, где мы работаем. Очень хорошо, что мы можем одно-=оеменно добавлять в проявитель и беллатон и бровиоль. Дозировка должна быть следующей:

Температура

Беллатона

Бровиоля (°С) на 1 л (мл) на 1 л (мл)

18-19 — 25 20-21 4 18 22-23 8 12 24-25 14 6

Учитывая, что в практике фотолюбителей редко применяется сразу целый .литр проявителя, дозировка при меньших количествах его должна быть точной. Обычная мензурка для таких малых количеств не подойдет. Я рекомендую тонкую пипетку объемом в 1, максимум 2 мл. С ее помощью можно отмерить и ^о мл. Как пользоваться такой пипеткой, всегда покажут в аптеке.

Я уже говорил, что в проявитель охотно добавляю беллатон. Желаемой температуры в 26-27° С можно достичь при помощи подогревания. Для этой цели я пользуюсь прибором собственной конструкции. Между двумя пластинками шифера я помещаю пластинку асбеста, с намотанной на ней спиралью из нихрома; в цепь включается реостат в 400 ом. При его помощи я могу получить нужную температуру подогревающей пластины. В холодную погоду я пропускаю ток через меньшее сопротивление, в теплуючерез большее. Температуру я контролирую при помощи термометра, изготовленного из внутренней части комнатного термометра, причем деление на шкале, обозначающее 26,5° С, я отметил, сделав наждачной бумагой углубление вокруг трубки со спиртом и укрепив в углублении нихромовую проволочку. Во время проявления мне остается только следить за тем, чтобы конец спиртового столбика стоял на одном уровне с проволочкой. Темная окраска спирта в термометре, которая при свете лабораторного фонаря выглядит черной, облегчает эту задачу. Как только я замечаю отклонение температуры, а изменяю сопротивление и продолжаю работать.

Особенно контрастно действующий проявитель мы получим, добавив в вышеописанный метолгидрохиноновый проявитель 1,5 г бромистого калия вместо 1 г и увеличив на одну треть количество беллатона или бровиоля. Например, вместо обычных 15 мл беллатона на 1 л проявителя я добавляю 20 мл. Этот проявитель дает хорошие результаты на бумаге, имеющей склонность к пожел-тению или вуалированию, а также при увеличениях с вялых негативов. Следующая за проявлением промежуточная промывка в чистой воде не должна занимать много времени. Добавление уксуса в воду при промывке я считаю ненужным: если нам потребуется сразу прервать проявление, мы можем положить отпечаток прямо в раствор кислого фиксажа. Проявление немедленно прекратится.

* Хотя в практике отечественной фотографии указанные вещества не применяются, редакция перевода считает целесообразным сохранить описание методов их использования.-(Прим. ред.)

Источник

Готовим сами проявитель для бумаг

Сегодня поговорим о том, как и зачем смешать проявитель.

Для проявки черно-белых фотобумаг я обычно использую проявитель Ilford PQ, который прекрасно справляется со своей задачей и есть в продаже в виде концентрата. Но так не интересно: ведь все придумано задолго до нас и потому нужно лишь разжиться небольшим количеством химикатов химичить дедушкин рецепт — самый простой и действенный проявитель для бумаг известный в народе как СТ. Зачем? Ну это интересно и дешево: обходится мне трехлитровая банка такого проявителя примерно в доллар¹.

Проявитель Чибисова (стандартный проявитель № 1, СТ-1) – метол-гидрохиноновый проявитель. Назван так по фамилии своего создателя Константина Владимировича Чибисова. Предназначен для обработки негативной черно-белой фотопленки, фотопластинок и фотобумаги при температуре в 20ºС 2 минуты.

Читайте также:  Сырная подливка для макарон рецепт

Вот его официальный рецепт:

Компоненты растворяют в указанном порядке (порядок растворения важен) в 750 мл воды температуры 30-45°, затем доливают воды до 1 л, охлаждают раствор.
Проявляющими веществами являются метол и гидрохинон, их пропорции подобраны для обеспечения нормального проявления (проявления средней контрастности). Сода является ускоряющим веществом, поскольку создает щелочную среду. Бромистый калий является противовуалирующим веществом.

Например, книга Яштолд-Говорко² дает такое соотношение:

Выбирайте свой, на вкус и цвет.

Жизнь и годы практики вносят свои коррективы и меня научили вот такому составу:

Сульфит натрия безводный …………………… 6± г
Метол …………………………………………………….. 1 г
Сульфит натрия безводный …………………… 20 г
Гидрохинон ……………………………………………. 5 г
Сода безводная ………………………………………. 20± г
Бромистый калий …………………………………… 0.3 г
Вода ……………………………………………………….. до 1 л

± указываю потому, что небольшой объем сульфита натрия нужно растворить первым для предотвращения окисления метола, но в целом его объем должен быть 26 гр/литр.

  • Каждый последующий химикат добавляется после полного растворения предыдущего!
  • Уменьшение объема KBr в составе связано с тем, что он набирается проявителем из фотоматериала и от большого первоначально добавляемого количества растет контраст.
  • После суток отстоя выпадает осадок, который можно отфильтровать, а можно оставить — кто знает какие там полезные микрограммы остались? 🙂
  • Для правильного запуска в «чистовую» работу рекомендуют предварительно хорошенько попроявлять в нем контрольки, листы и т.д.
  • Для уменьшения скорости можно разбавлять водой в соотношении 1:1, например.
  • Сам же проявитель, в зависимости, от времени и объема проявленного в нем материала, становится менее контрастным, работает медленнее, что дает новые плюсы.

Теперь о моей практике его применения.

На старой, глубоко просроченной бумаге «Бромпортрет» (использовал ее однажды для печати снимка с поларойда) с конкретной вуалью попробовал отпечатать небольшой пример. Проявка тестового примера показала, что проявитель работает и достаточно одной минуты для нахождения точки черного. Но на поиски точки заморачивался не сильно: делать пробу для поиска значения точного необходимого времени было лень. Все «на глаз» — тени есть и добро.

«Бромпортрет» 13х18, Индустар 100У 4/110, f=16, шаг 1 секунда

Может быть, если добавить KBr побольше или БТА, то вуаль бы победил, но нет цели использовать этот проявитель для «просрочки», т.к. ее банально не держу да и картинка такая творческая мне очень нравится.

И вариант работы на свежей бумаге Ilford MGFB Classic:

Тут, видимо, злую шутку со мной сыграл недостаток бромистого калия, т.к. контраст практически пропал. Или может другое что?

  1. проявитель работает сверхбыстро — визуально проявка контрольки закончилась секунд через 30, дальше бумага просто «сгорела»;
  2. контраст исчез как класс, бумага «сереет» на коротких выдержках. С шагом 1 секунда на первом шаге контраста нет, а шаг с 2-мя секундами — все уже серое. Не сильно я понял этого и посчитал, что недостаток антивуалента на лицо.
  3. Поднял контраст фильтром 5 и переделал пробу.
Читайте также:  Рецепты детского молочного коктейля

«Ilford MGFB Classic», Индустар 100У 4/110, f=16, 5 секунд с фильтром 5³

Итого, замешивая самостоятельно проявитель:

  • вы сильно экономите;
  • вы можете регулировать состав для регулирования процесса проявки;
  • со временем становится мягче, что иногда нужно тоже;
  • вы переходите на следующий уровень магии 😉

П.С. вот тут, кстати, просто и доступно пишут о предназначении химикатов из состава проявителей.

¹ Покупал химикаты россыпью небольшими порциями. При закупке химии оптом дешевле на несколько порядков, но хранить килограммы того, что нужно для процесса в граммах не вижу смысла.

² Про дедушкин рецепт в начале я написал не зря, т.к. книга Яштолд-Говорко «Руководство по фотографии», помогающая мне разбираться в премудростях фотомагии, принадлежала еще моему прадедушке.

³ Картинки живьем выглядят гораздо интереснее, чем сканы на экране.

Источник

Рецепты проявителей для фотобумаги

проявитель Микратол-1
Высококонцентрированный проявитель для пленок, дающий высокий контраст. Данный проявитель называется так же проявитель Жана Фажа. В проявителе Микратол-1 используется комбинация проявляющих веществ: фенидон — гидрохинон — метол. Есть похожий проявитель Микратол — 2, где используется иная композиция проявляющих веществ фенидон + глицин.

Проявитель не повышает общий контраст изображения. Проявитель увеличивает эквивалентную чувствительность пленки. Концентрат состоит из двух растворов А и Б, которые разбавляются водой и смешиваются в процессе проявки пленки.

Метол. 15 г.
Натрия сульфит б/в. 90 г.
Вода, до . 1 л.

Фенидон. 1 г.
Гидрохинон. 15 г.
Натрия сульфит. 75 г.
Калий углекислый (поташ). 30 г.
Вода, до . 1 л.

Запасные растворы А и Б должны отстояться перед применением, как минимум 24 часа.

Проявлять данным проявителем можно двумя способами.

Первый способ заключается в том, что растворы А и Б смешиваются в соотношении 1 к 1 и полученный раствор разбавляется водой в соотношении 1 (объем общего раствора, полученного смешиванием 1 части раствора А и 1 части раствора Б) к 19. К полученному рабочему раствору можно добавить антивуалент, например раствор бензотриазола, если пленка очень старая. Рабочий раствор не храниться и применяется однократно. Чтобы получить раствор для обработки одной пленки берем по 10 мл. раствора А и Б и разбавляем полученный раствор 400 мл воды с температурой 20 °С. Агитация: вращаем спираль 3 — 5 оборотов каждую минуту в процессе проявки — в таком случае время проявление около 7 минут.

Для пленки Микрат-300 время проявления:
как 25 ед. – 18 мин, перемешивание: 3 оборота каждые 3 мин.
как 50 ед. – 21 мин, перемешивание: 3 оборота каждые 3 мин.

Второй способ заключается в том, что пленку вначале проявляют в растворе, при 20 °С, полученным разбавлением раствора А в соотношении 1 к 19, при систематической агитации (берут около 20 мл. раствора А и 330 мл. воды). По истечении 7 минут в бачок добавляют раствор Б (около 20 мл.) и продолжают обработку. В процессе добавления раствора Б в бачок, спираль вращаем постоянно! После добавления раствора Б проявляем пленку еще в течении 12 — 16 минут.

В растворе А проявление только начинается, без добавления раствора Б проявитель работает очень мягко и идет интенсивная детализация изображения. После добавления раствора Б, растет чувствительность пленки, при минимальном росте зерна фотоматериала.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector