- Технологические карты и рецептуры для приготовления 302 блюд в школах, г.Уфа
- Технологические карты и рецептуры для приготовления 691 блюда в школах по СанПиН, г.Пермь
- Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях по СанПиН, г.Москва
- Рецепты школьного питания по госту
- Меню по СанПин: детское питание, технологические карты блюд 2.4.5.2409-08
- Содержание:
- Основные положения СанПиН 2.4.5.2409-08
- Последние внесенные изменения
- Требования к организации столовой
- Принципы здорового питания
- Интервалы между приемами пищи
- Калораж и БЖУ по возрастным категориям
- Размер порций
- Допускаются ли полуфабрикаты
- Питьевой режим
- Режим питания в интернатах
- Завтрак
- Полдник
- Кто отвечает за составление меню
- Пример 10-дневного меню по СанПиН
- Для начальной и средней школы
- Для учреждений проф образования
Технологические карты и рецептуры для приготовления 302 блюд в школах, г.Уфа
Технологические карты приготовления блюд в школах, гимназиях (учреждениях, организациях образования) по требованиям нового СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» 2021 года, химический состав и пищевая ценность блюд, разрешенные блюда.
Этот сборник рецептур (справочник, рецептурник) содержит избранные технологические карты (рецепты) приготовления 302 блюд для питания младших и старших школьников в школе (образовательной организации).
При подготовке этого материала был использован Сборник технологических карт, рецептур блюд кулинарных изделий для школьного питания — Уфа (реферативно). Данный сборник составлен на основе наиболее распространенных традиционных блюд из различных сборников, используемых в питании детей школьного возраста, их названия приведены в тексте.
В каждой рецептуре приведена информация:
| |
В каждой технологической карте приведена информация о пищевой ценности: содержание белков, жиров, углеводов; химический состав — содержание витаминов A, B1, B2, микроэлементов Ca, Fe, Mg.
302 технологические карты бесплатно включены в программу Школа: Питание, в программе Вы можете создать меню на любой период для питания учащихся в школе или воспользоваться услугой наших технологов по разработке сбалансированного планового меню.
Пищевая ценность и химический состав использованных продуктов питания приведены в справочнике продуктов.
Все рецептуры, представленные на этом сайте, Вы можете сохранить и автоматически внести в любую программу серии Питание, чтобы не вводить вручную. Инструкция
Источник
Технологические карты и рецептуры для приготовления 691 блюда в школах по СанПиН, г.Пермь
Технологические карты приготовления блюд в школах, гимназиях (учреждениях, организациях образования) по требованиям нового СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» 2021 года, химический состав и пищевая ценность блюд, разрешенные блюда.
Этот сборник рецептур (справочник, рецептурник) содержит технологические карты (рецепты) приготовления 691 блюда для питания младших, средних и старших школьников в школе (образовательной организации).
При подготовке этого материала был использован Сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий — Пермь, 2013 (реферативно).
В каждой рецептуре приведена информация:
| |
691 технологическая карта бесплатно включена в программу Школа: Питание, в программе Вы можете создать меню на любой период для питания учащихся в школе или воспользоваться услугой наших технологов по разработке сбалансированного планового меню.
Пищевая ценность и химический состав использованных продуктов питания приведены в справочнике продуктов.
Все рецептуры, представленные на этом сайте, Вы можете сохранить и автоматически внести в любую программу серии Питание, чтобы не вводить вручную. Инструкция
Источник
Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях по СанПиН, г.Москва
В сборнике технологических нормативов представлены технологические карты приготовления блюд в образовательных учреждениях: школа, колледж, вуз, интернат по требованиям нового СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» 2021 года.
Этот сборник рецептур (справочник, рецептурник) содержит технологические карты (рецепты) приготовления 774 блюд для питания младших, средних и старших школьников, учащихся средних и высших специальных учебных заведений в школе, колледже, вузе, интернате.
При подготовке этого материала реферативно был использован Сборник технических нормативов — Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях. — Москва, 2011. Под ред.М.П.Могильного и В.А.Тутельяна.
В каждой рецептуре приведена информация:
| |
774 технологические карты бесплатно включены в программы Школа: Питание, Колледж: Питание, Интернат: Питание, в программах Вы можете создать меню на любой период для питания учащихся или воспользоваться услугой наших технологов по разработке сбалансированного планового меню.
Пищевая ценность и химический состав использованных продуктов питания приведены в справочнике продуктов.
Все рецептуры, представленные на этом сайте, Вы можете сохранить и автоматически внести в любую программу серии Питание, чтобы не вводить вручную. Инструкция
Источник
Рецепты школьного питания по госту
Технологические карты блюд. Сборник рецептур для питания школьников — часть 1
Наименование кулинарного изделия (блюда): МАКАРОНЫ ОТВАРНЫЕ
Номер рецептуры: № 309
Наименование сборника рецептур: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников», под ред. Могильного М.П., 2007 г.
1. Область применения
2. Требования к сырью
Продовольственное сырье, пищевые продукты, используемые для приготовления, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.).
Расход сырья и полуфабрикатов
4.Химический состав, витамины и микроэлементы
В 100 граммах данного блюда содержится
Пищевые вещества г.
Минеральные вещества мг.
Энергетическая ценность (ккал) на 100 гр. данного блюда: 336,51
5. Технологический процесс
Макаронные изделия закладывают в кипящую подсоленную воду и варят в большом количестве воды (6-7 л на 1 кг). Макароны варят 20-30 минут. В процессе варки макаронные изделия набухают, впитывая воду, в результате чего масса увеличивается в 3 раза. Сваренные макаронные изделия откидывают и перемешивают с 1/3 -1/2 частью растопленного сливочного масла, чтобы они не склеивались и не образовывали комков, остальной частью растопленного сливочного масла заправляют непосредственно перед отпуском.
6. Требования к оформлению, реализации и хранению
Подают макароны на гарнир. Температура подачи +65 0 С. Срок реализации – 2 часа с момента приготовления. Срок годности согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 – 2 часа с момента приготовления. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
6.1. Органолептические показатели качества:
Внешний вид — вермишель не разварена, консистенция не слипшаяся .
Цвет — характерный для рецептурных компонентов.
Вкус и запах — запах свойственный отварной вермишели и сливочного масла , вкус характерный для рецептурных компонентов, без посторонних привкусов и запахов.
Наименование кулинарного изделия (блюда): РИС ОТВАРНОЙ
Номер рецептуры: № 304
Наименование сборника рецептур: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников», под ред. Могильного М.П., 2007 г.
1. Область применения
2. Требования к сырью
Продовольственное сырье, пищевые продукты, используемые для приготовления, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.).
Расход сырья и полуфабрикатов
4.Химический состав, витамины и микроэлементы
В 100 граммах данного блюда содержится
Пищевые вещества г.
Минеральные вещества мг.
Энергетическая ценность (ккал) на 100 гр. данного блюда: 298,47
5. Технологический процесс
Рис перебирают, промывают. Подготовленный рис кладут в кипящую подсоленную воду (6 л воды, 60 г соли на 1 кг риса) и варят при слабом кипении. Когда зерна набухнут и станут мягкими, рис откидывают и промывают горячей кипяченой водой. После стекания воды рис кладут в посуду, заправляют прокипяченным сливочным маслом, перемешивают и прогревают.
6. Требования к оформлению, реализации и хранению
Подают рис на гарнир, а также для приготовления фаршей. Температура подачи +65 0 С. Срок реализации – 2 часа с момента приготовления. Срок годности согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 – 2 часа с момента приготовления. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
6.1. Органолептические показатели качества:
Внешний вид — рис не разварен, консистенция не слипшаяся .
Цвет — характерный для рецептурных компонентов.
Вкус и запах — запах свойственный отварной риса и сливочного масла , вкус характерный для рецептурных компонентов, без посторонних привкусов и запахов.
Наименование кулинарного изделия (блюда): ПЮРЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ
Номер рецептуры: № 312
Наименование сборника рецептур: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников», под ред. Могильного М.П., 2007 г.
1. Область применения
Настоящая технологическая карта распространяется на пюре картофельное, предназначено для школьной столовой
2. Требования к сырью
Продовольственное сырье, пищевые продукты, используемые для приготовления, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.).
Расход сырья и полуфабрикатов
4.Химический состав, витамины и микроэлементы
В 100 граммах данного блюда содержится
Пищевые вещества г.
Минеральные вещества мг.
Энергетическая ценность (ккал) на 100 гр. данного блюда: 174,02
5. Технологический процесс
Картофель предварительно промывают, тщательно перебирают и очищают. Повторно промывают в проточной питьевой воде в течение 5 минут. Срок хранения очищенного полуфабриката в воде не более 2-3 часов при температуре воды не выше +12 0 С. Очищенный, промытый картофель заливают горячей кипяченой водой (уровень воды должен быть на 1-1,5 см свыше уровня картофеля), солят после закипания и варят до готовности, воду сливают, картофель подсушивают. Вареный горячий картофель протирают. Температура протираемого картофеля должна быть не ниже 80 0 С, иначе картофельное пюре будет тягучим, что резко ухудшает вкус и внешний вид. В горячую картофельную массу, непрерывно помешивая, добавляют в 2-3 приема горячее кипяченое молоко, прокипяченное сливочное масло. Смесь взбивают до получения пышной однородной массы.
6. Требования к оформлению, реализации и хранению
Подают картофель на гарнир. Температура подачи +65 0 С. Срок реализации – 2 часа с момента приготовления. Срок годности согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 – 2 часа с момента приготовления. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
6.1. Органолептические показатели качества:
Внешний вид — картофель полностью разварен, консистенция пышная однородная.
Цвет — характерный для рецептурных компонентов.
Вкус и запах — запах свойственный отварно му картофелю и сливочного масла , вкус характерный для рецептурных компонентов, без посторонних привкусов и запахов.
Наименование кулинарного изделия (блюда): ГРЕЧКА ОТВАРНАЯ РАССЫПЧАТАЯ
Номер рецептуры: № 302
Наименование сборника рецептур: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников», под ред. Могильного М.П., 2007 г.
1. Область применения
Настоящая технологическая карта распространяется на гречку отварную рассыпчатую, и реализуемая в общеобразовательном учреждении.
2. Требования к сырью
Продовольственное сырье, пищевые продукты, используемые для приготовления, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.).
Источник
Меню по СанПин: детское питание, технологические карты блюд 2.4.5.2409-08
Содержание:
Детям и подросткам, проводящим большую часть времени в учебном заведении, требуется полноценное питание. Цикличное меню по СанПиН разработано с учетом пищевых потребностей в витаминах и микроэлементах учащихся начальных и средних классов, а также профессиональных колледжей и интернатов.
Завтраки в школьной столовой.
Основные положения СанПиН 2.4.5.2409-08
Законодательным актом, регулирующим процесс организации питания для школьников, является документ, утверждаемый Главным санитарным врачом.
Нормы, содержащиеся в положении СанПиН 2.4.5.2409-08, распространяются на все государственные и частные школы, лицеи, интернаты, профколледжи и т.д.
Регламент соблюдения правил кулинарной обработки, хранения и реализации блюд из школьного меню обязателен для всех лиц, занятых в соответствующей сфере.
Требования СанПиН, относящиеся к оборудованию мест приготовления еды для детей, необходимо соблюдать как при строительстве новых объектов общественного питания, так и в действующих столовых.
Органом, контролирующим деятельность сферы общепита в учебных заведениях, является Роспотребнадзор.
Последние внесенные изменения
Нововведения СанПиН направлены на обязательное обеспечение школьников горячим питанием. Еда в виде «сухого пайка» разрешена только во время поездок длительностью до 4 часов.
Согласно внесенным изменениям при составлении меню требуется соблюдение сбалансированного витаминами и питательными микроэлементами рациона. Для исключения йододефицита в некоторых регионах вместо обычной поваренной соли должна использоваться обогащенная йодом.
Требования к организации столовой
Помещение для школьной столовой полного цикла, т. е. включающей приготовление пищи, обустраивается с учетом следующих норм СанПиН:
- кухня отделена от зала для обедов;
- каждый производственный цех выделяется в отдельное помещение — горячий, доготовочный, мясо-рыбный, мучной, овощной и т. д.;
- в моечных устанавливаются раздельные 2-секционные мойки для тары, кухонной и обеденной посуды;
- для персонала пищеблока обустраивается отдельный вход, санузел и другие бытовые помещения;
- с целью исключения встречных потоков оборудуются отдельные раздаточные для выдачи готовых блюд и приема использованной посуды;
- учащиеся размещаются в обеденном зале по классам;
- обеденное пространство рекомендовано рассчитывать исходя из 0,7 кв.м на 1 посетителя, а организация посадки должна укладываться в 2 смены.
Выполнение этих и других санитарных норм находятся под контролем Роспотребнадзора.
Размещение по классам.
Принципы здорового питания
Интервалы между приемами пищи
Калораж и БЖУ по возрастным категориям
БЖУ и калорийность еды для школьников рассчитывается согласно возрастным потребностям. Средние показатели приведены в таблице:
Возрастной период | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Начальная и средняя школа | ||||
7-11 | 2300 | 75 | 80 | 330 |
12-17 | 3700 | 90 | 93 | 380 |
Колледж | ||||
Юноши/Девушки (15-18) | 3300/2800 | 108/98 | 112/99 | 470/390 |
Размер порций
В школьных столовых разрешается только порционная подача блюд. Размер порции формируется по возрастным категориям.
Школьникам до 11 лет рекомендуются следующие объемы (в г):
- блюда из яиц, творога, овощей, круп — 150-200;
- напитки — 200;
- салаты — 60-95;
- супы — 200-250;
- мясные, рыбные блюда — 80-120;
- гарниры — 140-190;
- сезонные фрукты — 100.
Размер порций для учащихся от 12 лет по некоторым позициям увеличивается и составляет (в г):
- блюда из яиц, творога, овощей, каши — 230-260;
- салаты — 120-150;
- супы — 250-300;
- мясные блюда — 90-140;
- гарниры — 180-230.
Порционные блюда для школьников.
Допускаются ли полуфабрикаты
Питьевой режим
Питьевая вода для учебных заведений должна соответствовать гигиеническим требованиям. Допускается использование системы централизованного водоснабжения для организации фонтанчиков, предназначенных для утоления жажды в общественных местах.
При отсутствии центрального водопровода режим питья осуществляется с помощью бутилированной воды, имеющей сертификат качества.
Источники питья располагаются в свободном доступе и обеспечиваются необходимым количеством чистых одноразовых стаканов.
Вода должна быть очищенная и в свободном доступе.
Режим питания в интернатах
Для детей, круглосуточно проживающих в школе-интернате или кадетском корпусе, предусмотрен 4-кратный режим питания с 1-м завтраком и 2-м ужином.
Каждый прием пищи проводится в 2 этапа . Сначала едят младшие ученики, затем старшие.
Завтрак
Полдник
Вечерний прием пищи продолжается с 18:50 до 20:00.
2-й ужин подается за час до сна и включает порцию кисломолочного продукта.
Кто отвечает за составление меню
С учетом нормативов СанПиН 2.4 5.2409-08 меню составляет уполномоченный представитель лица, обеспечивающего школьное питание — заведующий пищевым производством, технолог или повар. Утверждает документ, содержащий названия и объем блюд, руководитель школы. Согласование происходит под контролем Роспотребнадзора.
Пример 10-дневного меню по СанПиН
Согласно нормам СанПиН примерное меню разрабатывается с учетом дифференцированных показателей, соответствующих возрастным потребностям учащихся: объема блюда, калорийности, состава БЖУ, витаминов и микроэлементов. Руководством служит утвержденный сборник рецептур, к которому обращается ссылка при формировании рациона.
Наименования, указанные в меню, должны соответствовать рекомендуемым Роспотребнадзором.
На завтрак, обед и ужин на стол подается хлеб разных сортов, сезонные ягоды и фрукты. Для заправки используется только растительное масло, заменяющее сметану или майонез. Вместо уксуса применяется раствор лимонной кислоты. Каши, подаваемые как отдельное блюдо, а также какао и кофе готовят на молоке.
Салаты из свежих овощей в меню.
Для начальной и средней школы
Примерное 10-дневное меню представлено в таблице:
N/n (день) | Завтрак | Обед |
1-й | Запеканка из творога со сгущенным молоком Какао | Салат из помидоров и огурцов с зеленью Рассольник со сметаной Гуляш Картофельное пюре Сок |
2-й | Сардельки отварные Тушеная капуста Сыр Сливочное масло Чай | Винегрет Борщ на мясном бульоне Рыбные биточки с томатной подливой Макароны Кисель |
3-й | Гречневая каша Творожный сырок Кофе | Морковный салат с изюмом Фасолевый суп Мясная запеканка с картофелем Сметанный соус Компот |
4-й | Блинчики с джемом Йогурт Чай с лимоном | Свекла с зеленым горошком Щи на мясном бульоне со свежей капустой Тушеная печень Картофель отварной Сок |
5-й | Омлет с гарниром из консервированной кукурузы и огурцов Печенье Какао | Салат из помидоров с зеленью Уха Бефстроганов из отварной говядины Гречка рассыпчатая Кисель |
6-й | Рисовая каша с тыквой Йогурт Выпечка Чай | Свежие огурцы с зеленым горошком Борщ «Сибирский» со сметаной Куриные котлеты на пару Картофельное пюре Компот |
7-й | Рыбно-овощное суфле Печенье Чай с молоком | Свекольно-яблочный салат Суп с мясными фрикадельками Рыба отварная под сливочным соусом с гарниром из риса Сок |
8-й | Жидкая манная каша Сыр Сливочное масло Чай с лимоном | Квашеная капуста с зеленью Борщ вегетарианский со сметаной Рагу из мяса с картофелем и овощами по-домашнему Кисель |
9-й | Сосиски детские Свекольный салат с зеленым горошком Выпечка Какао | Салат из консервированной кукурузы Гороховый суп Котлеты мясные рубленые, запеченные в молочном соусе Пшеничная каша Компот |
10-й | Вязкая овсяная каша Яйцо вкрутую Печенье Чай | Икра из кабачков Рисовый суп на мясном бульоне Рыба, тушенная в томатном соусе Картофельное пюре Сок |
Для учреждений проф образования
Для студентов профессиональных колледжей рацион разрабатывается с учетом повышенной потребности в калориях и БЖУ.
Пример 10-дневного меню для юношей и девушек, обучающихся в профессиональных учебных заведениях:
Источник