- Уникальные рецепты холодного фарфора от Риты Шледе
- Немного о художнице
- Секреты идеального материала для флористики
- Рецепт без варки с альгинатом
- Заварной холодный фарфор из тех же ингредиентов
- Самый простой рецепт
- Окрашивание холодного фарфора в массе
- Простой и доступный рецепт холодного фарфора, который получается всегда
Уникальные рецепты холодного фарфора от Риты Шледе
Тем, кто всерьёз увлекается керамической флористикой, наверняка знакомы МК по холодному фарфору от Риты Шледе – художницы русского происхождения из Германии. Она не только создаёт потрясающе реалистичные цветы, но и щедро делится со всеми желающими секретами своего мастерства. Благодаря эксклюзивным рецептам мастерицы, даже у новичков с первого раза получается идеальная масса для лепки, ничем не уступающая лучшим фабричным образцам.
Немного о художнице
Рита Шледе (Rita Schlede) в настоящее время проживает с семьёй в земле Северный Рейн – Вестфалия на западе Германии. С 2010 года она занимается керамической флористикой и, если судить по её работам, добилась потрясающих успехов. В своём блоге мастерица призналась, что больше всего любит лепить розы, поэтому возвращается к ним снова и снова, каждый раз совершенствуя технику.
По словам Риты, для создания шедевров из холодного фарфора не требуется быть гениальным художником, важна практика, усидчивость и внимание к деталям. Также необходимо найти «свой» рецепт материала, который бы максимально отвечал требованиям и пожеланиям конкретной мастерицы. Начинать знакомство с керамической флористикой лучше с простых элементов: ягод, а также цветочных бутонов, которые создаются методом разрезания «капли» на четыре части с последующим раскатыванием лепестков. И только затем переходить к более сложным изделиям: розам, ранункулюсам и так далее.
Не стоит сразу обзаводиться множеством рекомендуемых сегодня инструментов, в процессе работы постепенно выяснится, чего не хватает, его и стоит покупать в первую очередь. Особенно не советует Рита увлекаться молдами, считая, что можно обойтись минимальным их количеством без потери качества.
Секреты идеального материала для флористики
Качество холодного фарфора во многом зависит от выбора компонентов. Рита Шледе проживает в Германии, поэтому использует материалы, которые вряд ли купят рядовые российские мастерицы. Например, это касается клея – основы любой самоварной пластической массы. Рита предпочитает ПВА американских, французских и немецких производителей, поэтому, опираясь на её рекомендации, придётся подбирать другие, более доступные марки. Автор рецептов советует приобретать нужные позиции через интернет-площадки, например, Amazon.
Тем не менее, большинство рецептов отлично «работают» и позволяют добиться впечатляющих результатов. Главное, что после видео немецкой художницы появляется желание творить и экспериментировать. А некоторые её подсказки просто бесценны.
Рецепт без варки с альгинатом
Задачей Риты в данном случае было создание очень пластичного холодного фарфора и после высыхания не теряющего своей гибкости. Цветы из него имеют совершенно натуралистичные бутоны, которые изменяют форму при воздействии извне и вновь возвращаются в исходное состояние.
Главный секрет – смешивание клея с уксусом и содой, которые, взаимодействуя, придают фарфоровому тесту нежность и зефирную воздушность. Но здесь также нет готовых советов. Далеко не каждый клей позитивно реагирует на уксус и соду, он может «створаживаться», делая массу непригодной для лепки. Рита не рекомендует брать ПВА с маркировкой Д3, только Д2 и Д1, а ещё лучше канцелярский, для детского творчества или виниловый. Не подходит и дисперсия, на это следует обратить внимание, чтобы не разочароваться в результате.
Рецепт состоит из главных и второстепенных (не обязательных к использованию) ингредиентов. К первым относится:
- клей ПВА из вариантов, описанных выше, 75 мл;
- масло Johnson’s baby (или глицерин), 1/3 ч. л.;
- уксусная эссенция 30% — ½ ч. л.;
- пищевая сода ½ ч. л.;
- альгинат натрия 1 ч.л. без горки;
- целлюлоза 150 г.
Добавки необязательные, но улучшающие свойства холодного фарфора:
- вазелин;
- глицерил стеарат (тегольмус) – щепотка;
- тетраборат натрия (боракс) на кончике пальца.
Альгинат натрия – пищевая добавка Е 401, используемая для увеличения пластичности фарфорового теста. Это один из важнейших компонентов, авторская находка Риты, как и смесь уксуса с содой. Тегольмус относится к эмульгаторам для ухаживающей косметики. Раствор тетрабората натрия в глицерине продаётся в аптеках и применяется для лечения дерматитов.
Пошаговая инструкция:
- В мерный стаканчик наливаем клей.
- Добавляем уксусную эссенцию и хорошо перемешиваем.
- Далее вводим в состав детское масло, а после этого соду. Мешаем массу очень быстро, пока она не начнёт заметно увеличиваться в размерах.
- На этой стадии нужно перелить смесь в широкую и глубокую ёмкость.
- Теперь потребуется целлюлоза. Её можно либо приобрести в упаковке от производителя, либо «добыть» самостоятельно из детского подгузника или одноразовой пелёнки. Целлюлозы потребуется в 2 раза больше, чем клея. Пока смешиваем материал с раствором, лучше надеть респиратор, чтобы мелкие ворсинки не забивали дыхательные пути.
- Получается воздушная масса, которой желательно дать настояться. Ещё раз тщательно вымешиваем состав деревянной палочкой или лопаткой. Он становится густым и вязким.
- Всыпаем чайную ложку альгината и вновь вымешиваем тесто, теперь уже руками, предварительно смазанными вазелином. Добавляем примерно столько же мальтодекстрина – это тоже известная пищевая добавка. Масса должна быть однородной и легко вымешиваться, лишь слегка прилипая к рукам.
- Следующим добавляем глицерил стеарат. Он придаёт фарфору гладкость. В конце подсыпаем боракс и щепотку обойного клея (по желанию).
Уже на этой стадии фарфоровое тесто получается качественным. Его можно оставить на ночь, а на следующий день лепить цветы. Однако Рита предлагает добавить в холодный фарфор масло-эликсир для волос от Garnier Fructis, в составе которого есть силикон. Средство нужно нанести на руки и вымесить ими тесто. После этого фарфор можно завернуть в пищевую плёнку и отправить на хранение. Приступать к лепке лучше через некоторое время, чтобы целлюлоза полностью растворилась.
Масса на выходе не «резиновая», полупрозрачная, с матовым (сатиновым) блеском, раскатывается очень тонко, отлично держит форму в изделиях. Если полежав она становится жёсткой, нужно добавить немного клея. Вырезать каттером формы из такого фарфорового теста не стоит – края будут рваться, но обработка стеками и молдами получается прекрасной. Рецепт подходит для клея, который не пригоден для варки. Как уверяет Рита, уксус и сода способствуют растворению ворсинок целлюлозы, отчего консистенция получается удивительно однородной.
Заварной холодный фарфор из тех же ингредиентов
Если клей можно варить, стоит изготовить на основе тех же ингредиентов немного другой вариант теста. Он проще и менее затратен, но не подходит аллергикам, поскольку горячий ПВА выделяет токсичные вещества. Помещение во время работы необходимо тщательно проветривать, нежелательно пускать в него маленьких детей.
- клей ПВА 75 мл;
- по ½ ч. л. 30%-й уксусной эссенции и соды;
- глицерин 1 ч. л.;
- крахмал 4 полных ч. л.;
- альгинат натрия 1 ч. л. (либо обойный клей, целлюлоза, ещё немного крахмала);
- борная кислота в глицерине (боракс).
Пошаговая инструкция:
- Клей кипятим в микроволновке.
- Не давая ему остыть, вливаем глицерин и уксусную эссенцию, перемешиваем. Если клей свернулся, массу придётся выбросить. Выступающие на поверхности пузырьки говорят о том, что процесс идёт нормально и можно добавлять следующий компонент – соду.
- Происходит реакция нейтрализации, масса поднимается пышной пеной. Наступает время крахмала. Его вносим по одной ложке, тщательно вмешивая в жидкое фарфоровое тесто. Можно добавить и другие загустители, например, целлюлозу или обойный клей в порошке. Если есть альгинат натрия, лучше остановиться на нём.
- Смазываем руки жирным кремом или вазелином, отщипываем по кусочку массы и разминаем до однородности. В процессе добавляем борную кислоту в глицерине. Убираем готовую массу в пищевую плёнку и даём отлежаться сутки.
Самый простой рецепт
Рита не всегда экспериментирует, иногда она адаптирует для себя уже существующие рецепты. А поскольку художница точно знает, какой результат хочет получить, ориентироваться на её выбор бывает очень полезно. По данному рецепту получается масса, которую невозможно переварить или недоварить, что порадует многих мастериц, особенно начинающих. Состав максимально прост, ингредиенты доступны, а качество материала способно приятно удивить.
Понадобится:
- клей 100 мл;
- кукурузный крахмал половина объёма – 50 мл (можно заменить загустителем для соусов);
- масло Johnson’s baby;
- глицерин 1 ч. л.
Проверить, насколько ПВА подходит для изготовления холодного фарфора, можно простым способом: вылить несколько капель на плоскую поверхность и оставить на ночь. Образуется плёнка, по качеству которой легко судить о пригодности клея. Образец должен быть эластичным, если же он крошится при изгибании, придётся искать другую марку ПВА.
Нагреваем клей в микроволновке несколько раз, в промежутке перемешивая его, чтобы не образовались комки. Масса должна подняться шапкой и загустеть.
Извлекаем клей из микроволновки, добавляем крахмал и вымешиваем до однородности. Прогреваем ещё несколько раз и вводим в состав глицерин. Его должно быть чуть меньше чайной ложки, иначе фарфор очень долго застывает. Вымешиваем тесто смазанными кремом руками, пока оно не перестанет прилипать. Помещаем в герметичный контейнер и оставляем на несколько часов.
Окрашивание холодного фарфора в массе
Художница советует использовать для придания цвета изделиям масляные краски. Берётся небольшой кусочек холодного фарфора и на него точечными движениями наносится пигмент нужного оттенка. Затем тесто тщательно вымешивается для равномерного распределения колера. Убрать прозрачность материала можно добавлением цинковых белил.
Не следует добиваться нужной насыщенности окрашиванием в массе – избыток масляной краски приведёт к высушиванию фарфора, отчего он станет хрупким. Также нет смысла делать на этом этапе градиентные растяжки. Тончайшие цветовые переходы получаются только при окончательном тонировании готовых изделий масляной пастелью или краской. При введении колера создаётся основной тон, «подложка», по которой затем прописываются детали лепестков и листьев.
Но можно добиться для цветов с пышными бутонами градиента от центру к периферии. Достаточно сделать самый тёмный кусочек теста, а затем постепенно добавлять в него неокрашенный фарфор. Затем из фрагментов разного тона лепят лепестки и размещают их слоями. Разрешается смешивать несколько оттенков краски, создавая сложные, близкие к природным цвета.
Источник
Простой и доступный рецепт холодного фарфора, который получается всегда
В этом мастер-классе я подробно расскажу, как я делаю свой холодный фарфор. Этот мастер-класс будет интересен не только тем, кто хочет слепить свой первый цветочек, но не решается сделать сам холодный фарфор, но и тем, кто лепит давно и профессионально, потому что в результате доработанного мною обычного рецепта получается глина почти как тайская modern или fleur (сравнение приведу ниже).
На заглавном фото вы видите, что нам нужно для этого (именно это). Главный в этом наборе, конечно же, клей. Он должен быть с пластификатором, иначе ничего не получится. Изначально я делала глину из такого же клея, только в красной банке с пластификатором D2, но глина получалась тягучая, быстро сохла, плохо раскатывалась. Я решила поменять клей на этот в белой банке, у него пластификатор D1.
Такой клей продают в строительных магазинах типа мегастрой, леруа мерлен. Поверьте мне, стоит поискать.
По поводу крахмала: картофельный не пробовала использовать, не знаю, лучше кукурузный, так как он придает белизну и бархатистость.
По поводу крема: лучше крема нивея в синей банке я не нашла. В его составе есть все для хорошей глины: масло вазелиновое, воск, парафин, глицерин (используйте только его).
По поводу масла Джонсос: если его нет, то можно заменить его вазелиновым маслом (продают в аптеке), но в составе Джонсос есть еще кокосовое масло, оно является размягчителем, придает массе нежность, мягкость, бархатистость — почти как детским попкам 🙂
Лимонный сок вместо лимонной кислоты я не пробовала использовать, мне кажется, что жидкость здесь не нужна.
Начнем! Буду писать очень подробно, чтобы вы не делали моих ошибок и у вас все получилось.
1. Наливаем в первый стакан клей 100 мл.
2. Насыпаем во второй стакан крахмал, такое же количество (стукните стаканом по столу, чтобы он осел и если нужно добавьте еще крахмала, чтобы было ровное количество). Затем берете чайную ложку и добавляете еще 3 ложки с небольшой горкой. Должно получиться так:
3.Важно еще, в чем варить массу. Нужна емкость с толстым дном и хорошим антипригарным покрытием, чтобы масса постепенно прогревалась. Я как-то варила на тонкой сковороде с глянцевым антипригарным покрытием (не получилось), единственный раз выкинула в ведро. Еще момент: на сковороде и лопатке не должно быть пыли, ворсинок, поэтому протрите влажной салфеткой, а затем вафельным полотенцем или бумажной салфеткой, иначе все это будет в вашем белоснежном фарфоре.
4. Выливаем на сковороду клей, затем крем нивея, масло, лимонную кислоту. Пропорции на картинке.
Масла нужно полную чайную ложку (немного вылилось, когда фоткала).
5. Ставим сковороду на небольшой огонь и этого момента никуда не уходим и не отвлекаемся. Деревянной лопаткой интенсивно и плавно перемешиваем, чтобы крем растворился полностью.
6. Когда сковорода станет теплой, но не горячей, появятся первые пузырьки, тогда высыпаем половину стакана крахмала и интенсивно перемешиваем, затем вторую часть и мешаем, не останавливаясь.
7. Мешать нужно круговыми движениями, как бы собирая массу в комочек. Важный момент: когда убирать со сковороды? Можно и недоварить, и переварить. Я делаю так: когда собрался комочек, как на последнем фото, я прижимаю его лопаткой к сковороде и поднимаю, если он свободно падает, сразу убирайте, если прилипает, то еще рано.
8. Заранее приготовьте чистую, гладкую поверхность для вымешивания. Чуть присыпьте крахмалом и выложите комочек. Пусть остывает.
Вы в это время вымойте сковороду и все, что было с клеем. Клей быстро отмывается простым моющем средством и горячей водой. После этого протрите руки влажной салфеткой и сухим вафельным полотенцем (иначе все останется в фарфоре), припудрите руки в крахмале и начинайте интенсивно вымешивать массу. Масса должна быть теплой, не горячей, иначе будет клейстер. Я на доске не вымешиваю, а делаю это в руках — разминаю, как пластилин, растягиваю, сминаю и так далее. Если прилипает к рукам, чуть припудрите массу и продолжайте в течении 5 минут. Масса должна получиться пластичной (не рваться), мягкой, бархатистой, белоснежной.
Заворачиваем в полиэтиленовый пакет, выпустив воздух и убираем в любой непрозрачный контейнер подальше от батареи. Кстати, пакет я кремом не смазываю, так как масса не прилипает (крем придает массе блеск и пластмассовость). Хранится отлично. Через месяц не теряет своих свойств. Сравним покупную глину и мою.
Сравним на пластичность, на прозрачность, на цвет.
Лично мои выводы и ощущения:
Холодный фарфор ничем не хуже покупной тайской глины — такой же мягкий, пластичный, даже более бархатистей и белее, хорошо принимает краску, не дает усадки, хорошо переносит влажность.
Но есть одно Но: после 10-12 часов застывания можно подправить форму изделию, но после двух дней сделать это уже невозможно.
Что же тайцы добавляют в свою глину для сохранения пластичности? Может кто знает?
Представляю свою работу, сделанную полностью из фарфора собственного производства.
На этом я заканчиваю свой первый в жизни мастер-класс, так что, дорогие мои, не судите меня строго, пожалуйста.
Задавайте вопросы, с большим желанием отвечу всем-всем!
Желаю всем вдохновения, побольше свободного времени для творчества, улыбок и хорошего настроения!
Ай да российские умельцы. Ай да молодцы.
Лепкой никогда не занималась, а вот тут вот очень даже интересно было посмотреть на чудеса алхимии!
. и цветы у Вас — изумительные. Браво.
Спасибо большое,пребольшое за первый комментарий.
великолепно, Елена. Я в большом восторге, хочется попробовать лепить. Спасибо за отличную идею
ТАКОЙ КРАСОТИЩИ НИ КОГДА НЕ ВИДЕЛА. ОБАЛДЕТЬ ПРОСТО. буду вашей ученицей.
Елена здравствуйте.Я варю холодный фарфор на клее Момент Столяр,Супер ПВА D2 в красной бутылке,он идет уже с пластификатором.Фарфор еще можно варить из картофельного крахмала только хорошего качества и тоже получается.
вот уж чудеса
Ничего не понимаю в фарворе, но МК отличный. Я удивилась, что все оказывается можно и самим на кухне сделать. Очень наглядное фото с ложками, понятны пропорции. Спасибо=)))
Пропорции важны,сама доработала их методом проб и ошибок.
Отвечаю:краски использую обычные масляные,художественные питерские, иногда пастель,ягодки покрываю акриловым лаком с глянцем или матовым.
Супер! Попробую обязательно, можно вопрос, окрашиваете потом или добавляете в массу перед лепкой? И еще он хрупкий? Ломается, бьется или усилия надо приложить чтобы сломать? Красите чем?
Отвечаю:когда нужно получить легкий,нежный оттенок добавляю в массу перед лепкой(например лепестки цветов)а когда леплю ягоды и нужен ровный,насышенный цвет (например клубника)я добавляю в массу,леплю,сушу,а затем сверху тонирую масляными красками. После полного высыхания ХФ становится не то что хрупким(при падении не разбивается совершенно)исчезает пластичность.Если специально и с усилием согнуть листик пополам он сломается.
Спасибо! Очень хороший МК!
Ой, спасибо Вам большое, Елена. Это так вкусно написано, аж руки зачесались, так хочется попробовать. Скорее бы выходные, с дочкой полепим
Спасибо,Мария!Конечно пробуйте!Обязательно все получится!
Интересный, доступный МК , спасибо.
Спасибо большое за МК! Чудесные цветы! И, естественно, сразу потянуло тоже попробовать сварить и ощутить материал!
Пробуйте обязательно!Лепка очень затягивает и увлекает!
Может тайцы добавляют каучук. каучуковое что то жидкое.
интересно мне очень что-же,что-же. не дает покоя мне.
Просто супер!! Спасибо огромное, что поделились, а Ваша работа просто шедевр
Не леплю, но мимо МК пройти не могу — очень понятно, доступно и так «вкусно» написано, что даже захотелось попробовать))) Спасибо!
И букет — великолепный.
Спасибо большое! Давно мечтаю сварить. Но нигде не могу найти кукурузный крахмал и доехать до леруа за клеем. Прикупила пока глицерин. А он оказывается и не нужен! Классный МК!
Спасибо, Вера!Я пробовала заменить Джонсонс глицерином,но как-то не то,резиновость какая-то присутствовала.Кукурузный продается во всех крупных торговых сетях типа Ашан,Метро.
Не знаю, крахмал вполне легко найти оказалось. Он находится в приправах или в отделе готовки пирогов.
Спасибо!Мне очень,очень приятно!
Изумительная композиция! Спасибо, что делитесь своим опытом!
Спасибо Вам огромное. Вы просто талант.
Спасибо. Я балдею.
хф не варю, даже и не пробывала сварить. оформляю бутылки с шампанским. за мк спасибо. мб когда нибудь и созрею на варку
У меня весь процесс занимает 10 минут!Бутылочки и бокалы можно оформлять цветочками из этого фарфора.Я так делала.Приклеивала клеем Момент Кристалл.
Спасибо! Очень хочется попробовать!
Заглянула сюда случайно, так как лепкой не занимаюсь (не мой профиль),но ни капельки не пожалела!
Я правда в этом ничего не понимаю, но по моему МК получился отличный.
Даже мне не сведущей все понятно и так вдохновляюще.
Попробовать что ли цветочки из ХФ слепить?
Очень просто и понятно.Я примерно так делаю пластилин для ребенка,только на основе солёного теста т.к детки всё в рот тянут.С вашим МК на ностальгию пробило..когда-то занималась настоящими глиной и фарфором..полепить захотелось. Спасибо
Елена, я в восторге! Большое спасибо за МК и ваш личный опыт. Трепещу от нетерпения собрать ингредиенты и воспользоваться волшебной массой) Удачи и новых творений!
Девочки,спасибо огромное. Я сама новичок в этом деле, полгода этим занимаюсь,все учусь.
Долго не решалась вылезти из кустов,думала засмеют профессионалы. Спасибо за поддержку.
спасибо за МК! а на какой температуре варить? у меня электрическая плитка. на большом «огне» или на маленьком? и сколько получается этой массы? 100 гр? или больше?
Варите сначала на самом маленьком огне,прогреваться все должно медленно и равномерно.Получается примерно 200 гр.
Скажите, а головку кукольную примерно 3х2 см можно из такого фарфора сделать, ну в смысле, просохнет ли такая толщина?
Я пробовала,можно!Только я делала шарик из фольги, и сверху лепешку из этой массы,облепляла шарик.
Благодарю. Буду искать рисовый крахмал.
замечательный Мастер класс, спасибо, МАСТЕР!
Здравствуйте, я тоже пробовала варить сама по началу когда училась, рецепт похож на ваш, но минус конечно в том что после застывания лепестки цветов почти не гнутся, а если в холоде то и вообще при падении цветок может «разбится» у меня на веранде стояла вазочка с такими цветами, температура гдето +2 +5 кошка задела и большая часть цветочков побилась, прям как настоящий фарфор)) Очень жалко трудов было((
сейчас работаю только с тайской глиной, но цена на нее сейчас так взлетела, и была бы бесценна информация о том что же тайцы добавляют в свою глину что она остается пластичной после застывания.
А букетик у вас просто очаровательный! ! Не держите его в холодных помещениях чтоб не получилось как у меня)
Да цены на глину сейчас кусаются.Покупную я использую для лепки крупных тонких лепестков,где нужна эта самая пластичность.В остальном все свой использую.
а ведь есть рецепт глины ,я видео видела МК . Знаете ,я тоже много наделала ХФ ,много выбросила ,но я сделала и ХФ и полимерную глину (там продолжение ,т.е добавка к х.ф идет и получается глина .И мне понравилось ,получилось отлично! ! Если нужно я напишу где этот рецепт . Рецепт уЕлены отличный ,т. к конкретно всё указано ,с точностью ,и точно указано где делается ошибка ! Она при варке ! Нужно почувствовать эту массу .
Добрый день! Напишите мне пожалуйста Ваш рецепт,очень интересно. Буду Вам премного благодарна. Напишите пожалуйста в личное сообщение на мою страничку!)))
И мне пожалуйста в ЛС напишите рецепт полимерной глины?
Напишите,пожалуйста, мне рецептик в личные сообщения. Буду Вам очень благодарна!
Тайцы и наши рукодельницы когда варят сами используют пластификаторы, где то даже читала про тетраборат натрия.
Крахмал берут кукурузный, в крайнем случае картофельный, но он получается серый.
Мастер -класс наглядный! Автору спасибо! Кому-то наверное пригодится
Сама леплю из холодного фарфора уже 3 года, но не из самоварного, а из тайского и японского.
Видела много комментариеврукодельниц, не занимающихся лепкой, поэтому если позволите, несколько советов.
Новичкам советую начинать с покупной глины, что бы понять какая консистенция нужна. Да и стоимость куска в 250 грамм, которого вам хватит напробоваться от души где-то 350 рублей, а те ингредиенты которые вы накупите обойдутся вам дороже.
Сейчас даже тайских глин есть несколько вариантов и у каждого свои достоинства: есть полупрозрачная глина, есть наоборот супер белая (кто лепит знает что пока намешаешь красок с глиной работать трудно, быстро сохнет), есть зеленая для листвы (кто лепит знает как трудно добиться реалистичного цвета в листьях), есть супер пластичная для украшений и больших цветов, есть легкая но объемная- для толстеньких лепестков, а есть обычная оригинальная тайская глина- с которой я советую начинать новичкам, она бюджетная, одной упаковки хватит надолго. Из одной упаковки получается 2 большие полноразмерные розы.
Если есть возможность посетите пробный мастер-класс. Мастер поставит вам руку, разъяснит особенности каждой глины, научит основным техникам и т.д. Лепка из холодного фарфора -это затратный вид рукоделия: нужно огромное количество инструментов, молдов, каттеров, пыльца, тычинки и т.д И затраты на глину тут мизерные по сравнению со всем остальным.
Советую лучше брать МК не в школах специализирующихся на лепке, а в маленьких творческих студиях. Объясню почему, в школах лепки дороже МК, вам будут показывать МК применяя большое количество инструментов (чтобы вы их потом накупили, у самой много накуплено с тех времен и не используется). В маленькой студии преподает мастер который сам лепит цветы, в основном на продажу и раскрывает свои наработки и секретики конкретного цветка, как обойтись минимальным набором инструментов, чем заменить, как не покупать лишнего (инструменты, молды, каттеры), свои техники быстрой раскатки лепесточков.
Вот как то так! Просто хочу уберечь от разочарования, фарфор вы сварите без сомнения. А вот освоить технику лепки только по фото-мастер- классам думаю не реально.
Источник