Составить рецепт по русскому языку

Составить рецепт по русскому языку

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Публикации
  • Методические разработки и пособия по труду
  • Составление кулинарного рецепта

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Составление кулинарного рецепта

Составление кулинарного рецепта

Запорожец Ирина Викторовна,
учитель начальных классов,
Почётный работник общего образования РФ

1. Формировать умение различать деловой и художественный стили речи.

2. Формировать умение использовать языковые средства в соответствии с задачей высказывания и стилем речи.

3. Формировать умение последовательно излагать содержание,

4. Формировать умение использовать разные глагольные формы в речи.

5. Познакомить с текстом в жанре кулинарного рецепта, с его структурой, особенностями.

6. Формировать позитивную самооценку.

7. Закреплять умение осуществлять и называть действие.

До урока учащиеся под руководством учителя готовят бутерброды с сыром и яблоками.

I. Девиз урока: «Учиться – значит придумывать. Знать – значит творить»

II. Актуализация знаний. Работа с таблицей «Стили речи»

Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе.

Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Создание образа.
Для официально-делового стиля характерны отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.

III. Работа с тетрадью Щёголевой Г.С. Сравнение научного текста с художественным.

— Прочитайте тексты, сравните их между собой.

1) Как приятно найти в лесу белый гриб. Стоит такой красавец под елочкой и листочком от глаз прикрывается. Срежешь его и полюбуешься крепкой белой ножкой и коричневой бархатной шляпкой.

2) Белый гриб чаще встречается в дубовых и хвойных лесах. Узнать его можно по толстой белой ножке и темно-коричневой шляпке. Среди съедобных грибов он считается наиболее ценным.

— Определите, какой текст является художественным, какой – научным. ДОКАЖИТЕ

— О чем говорится в том и другом тексте? Можно ли сказать, что они одинаковые?

— Какую задачу ставил перед собой автор в первом тексте? Во втором?

Цель первого текста– вызвать сопереживание, разбудить воображение читателя, создать образы. В первом — показать красоту гриба.

Цель второго текста– сообщить информацию, изложить факты, поэтому используются слова в своем прямом значении, приводятся точные данные. Во втором — сообщить сведения о нем.

Вывод: Тексты об одном и том же могут быть различными в зависимости от задачи, которую ставит автор.

IV. Постановка учебной задачи.

1. Вспомните рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша»

— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!

— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:

— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

— К какому стилю речи относится это отрывок?

— Почему мальчики не смогли сварить кашу? (Не знали, как это делается.)

— Где мы можем узнать, как приготовить кашу, яичницу…?

/Из кулинарных книги и телевизионных передач./

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

— Прочитайте тему урока: «Составление кулинарного рецепта». Какие цели нашего урока? (Научиться записывать рецепт)

— Какие бутерброды делали накануне?

— Кого вы хотели бы научить делать бутерброды? (Знакомых, младших товарищей.)

— Текст должен быть такой, чтобы по вашему описанию любой мог сделать такие бутерброды. Какую цель вы поставите в своей работе? (Научить делать бутерброды.)

Читайте также:  Сыр с фруктами рецепты

Какой это будет текст, художественный или деловой? (- Речь четкая, деловая, ее задача – сообщить точные сведения о том, как что–то приготовить, какие продукты, какие действия и в какой последовательности выполнять. Рецепт – это инструкция, значит официально-деловой стиль)

— Чему вы будете учиться на уроке? (Составлять кулинарный рецепт.)

— Каким требованиям должен отвечать текст, который учит что-то делать? (Должны быть ясно, четко названы все действия в том порядке, в каком их нужно выполнять.)

На какой вопрос должны будем ответить на уроке? (Как составить деловой текст?)

V. Обсуждение структуры текста.

Сообщение учителя:

— В кулинарном рецепте обычно две части: в первой перечисляются продукты, которые потребуются, и указывается их количество, во второй рассказывается, как приготовить блюдо.

Состав: 1 белый батон

50г сливочного масла

3 столовых ложки сметаны

— Какая часть рецепта написана на доске? (СОСТАВ)

— Что является основным компонентом для бутерброда? (хлеб)

— Как вы думаете, полезен ли хлеб? Кратко и точно на этот вопрос я могу ответить словами А.О. Пармантье (французский агроном и фармацевт)»Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления».

— На уроке будем писать часть, в которой рассказывается, как готовить бутерброды.

— Это часть – способ приготовления. В этом нам помогут карточки с рисунками.

VI. Работа с карточками.

— Какую помощь в составлении текста окажут карточки с рисунками? (Напомнят необходимые продукты и порядок приготовления бутербродов.)

— Разложите карточки в порядке приготовления бутербродов и напишите в тетрадях названия продуктов. Варианты выполнения: в паре или самостоятельно (по желанию учащихся).

— Проверьте, в каком порядке вы расположили карточки.

VII. Подбор глаголов.

— Напишите глаголы, которыми нужно назвать действия в рецепте.

Нарезать, очистить, натереть, положить, добавить, перемешать, намазать.

— В какой форме употреблены эти глаголы? (начальная)

— Какую форму глагола можно использовать вместо инфинитива?

Мы можем использовать глаголы 1 л., мн.ч. будущего времени: нарежем, очистим, натрём, положим, добавим, перемешаем, намажем.

Так же возможен глагол повелительного наклонения:нарежьте, очистите, натрите, положите, добавьте, перемешайте, намажьте.

VIII. Работа над планом.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

— Что поможет представить будущий текст полностью, ничего не упустить? (План.)

— На какие вопросы нужно ответить, составляя текст рецепта? (Какие бутерброды, какие продукты, какие действия, к чему подавать)

— Почему в тетради предлагается обозначить порядок вопросов в плане? (Вопросы идут не по порядку.) Обозначьте правильный порядок частей в тексте по плану.

1. Какие бутерброды будем делать?

2. Какие продукты потребуются?

3. Как приготовить бутерброды?

4. К чему подавать бутерброды?

Рецепт- это инструкция. Характеристика способа действия, а значит, используются глаголы, строятся предложения с перечислением действий, в которых ставятся запятые.

IX. Части текста.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

— Как можно начать текст? Придумайте интересное начало.

— Какие слова можно использовать для связи частей и предложений?

— (Сначала, затем, потом, теперь, после.)

X. Запись текста.

XI. Проверка.

— Как нужно прочитать текст, чтобы его проверить? (Глазами человека, который не знает этого рецепта.)

Дополнительное задание: измени свой рецепт, поменяв форму глагола.

Дети читают получившиеся рецепты.

XII. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Почему на эту тему вы написали деловой текст? (Стояла задача научить делать бутерброды.)

— Расскажите, чем отличается деловой текст от художественного по вопросам:

1) Какая задача ставится в художественном, какая – в деловом тексте?

2) Какие слова используются в художественном, в деловом тексте?

3) Как описываются действия в художественном, в деловом тексте?

Задание по желанию: оформить текст рецепта на карточке.

Как приготовить бутерброды

Хочешь порадовать маму? Я научу тебя делать бутерброды с сыром и яблоками.

Для этого тебе понадобятся яблоки, белый батон, сыр, сметана и масло.

Сначала нужно нарезать батон ломтиками. Потом очистить яблоки и натереть их на крупной терке. Сыр натереть на мелкой терке. Яблоки и сыр положить в миску, добавить сметану и масло и все хорошо перемешать. Полученную массу аккуратно намазать на ломтики.

Бутерброды можно подать к чаю и кофе.

Источник

Читайте также:  Торт невские берега по восточному рецепт

Урок по русскому языку на тему:«Деловая речь: написание кулинарных рецептов»

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
« Деловая речь: написание кулинарных рецептов »

учитель начальных классов

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Предмет: русский язык

Тема урока: «Деловая речь: написание кулинарных рецептов».

Базовый учебник: Русский язык (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко)

Цель : создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (деловая речь)

Научиться создавать несложные тексты в деловом стиле в форме рецептов.

2.Закрепить знания об изученных орфограммах.

3.Развивать умение видеть опасные места.

4.Упражняться в правильном написании словарных слов и слов на другие изученные орфограммы.

Узнаем новые рецепты, научим друг друга готовить блюда.

Познакомимся с новыми словами, узнаем их значение.

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

— самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;

— понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

— выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная,индивидуальная.

Структура и ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

На уроке не ленись,

Ты за знания борись!

Да, бывает не легко,

Будешь умным ты зато!

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и

затруднения в деятельности

-Чтобы определить над каким написанием мы сегодня будем работать нужно отгадать загадку.

Н ежные листочки,

Растут в моём садочке,

Их пойду сейчас сорву,

Автор: Леонов В.А.

Салат Состав салата

Листья салата содержат очень малое количество калорий. Употребляется в пищу как диетический продукт (калоризатор). Содержит большое количество витамина A и фолиевой кислоты . Богат минеральными веществами и витаминами группы В , а по содержанию аскорбиновой кислоты почти не уступает яблокам . В нем повышенное содержание витамина Е .

-Произнесите слово-САЛАТ с удареним.

-Какой гласный находиться в сильной позиции, а какой в слабой.

-Где мы можем посмотреть написание слова

если сомневаемся. (В словаре.)

-Какой гласный нужно запомнить?

Минутка чистописания. САЛАТ

— Салат, может быть не только растение, но и как отдельное блюдо.

-Составьте предложение со словом салат.

-Запишите предложение в тетради.

-Если вы не знаете какую букву нужно написать, как надо поступить?

-Послушайте информационную справку о салате.

(подготовленные ученики рассказываю у доски)

-Что необходимо знать, чтобы правильно приготовить салат или другое блюдо.

-Где можно найти лексическое значение слова рецепт. (Ожигов)

— Мы сегодня ,будем работать над деловой речью,а точнее над формой рецепта.

-Какие цели поставим перед собой?

— Чем отличается деловая речь от картинной? ( ! )( Картинная речь – яркая, красочная художественная речь, показывает настроение автора, выражает отношение автора к сказанному. Деловая речь – речь, в которой присутствуют специальные слова, имеется форма текста, даются инструкции. С деловой речью часто придётся встречаться при оформлении документов: заявлении, объяснительной, записки.

— Внимание! Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни: девочкам как будущим хозяйкам, да и мальчикам тоже. Вы сами сможете встретить гостей при том условии, если будете внимательны, и будете активно работать.

Читайте также:  Салаты креветки грибы рецепты

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

Нам необходимо научиться правильно записывать рецепты.

-Попробуйте составить план оформления рецепта.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

места и причины затруднений

-Все ли смогли правильно оформить?

-Как вы думаете почему, получилось по -разному?

-Попробуйте определить последовательность написания рецептов.

Запишите в тетради,

части составляющие рецепт.

Дети высказывают мнения.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Цель: снятие напряжения

Предлагает немного отдохнуть.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе)

Из скольких частей состоит рецепт ? ( слайд )

Проверим. ( слайд ) (Что нужно для выполнения работы.)

-Иногда в рецептах вместо слов «нужны или необходимы используют слово «ингредиенты »

Дети знакомятся с памяткой, работают в тетради по алгоритму.

Высказывают свои предположения.

Формулируют вывод о том, что оставлять «окошки» нужно везде, где не знаешь правил.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (учиться понимать точку зрения другого.)

Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.)

На основе примера и слов из словаря.

Слушают текст, вступают в диалог с учителем.

Работают в группе по алгоритму, предложенному учителем.

Взаимопроверка в паре.

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответына вопросы, используя учебник, памятку)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (умение самостоятельно работать, осуществлять взаимопроверку)

7. Самостоятельная работа

Выполняют задание, работая в паре.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

— Какая проблема перед нами стояла? (мы не знали, из каких частей состоит рецепт.

-Смогли мы её решить? (да)

Для чего нужно уметь составлять рецепты.

При последовательном , точном выполнении работы, результат будет правильным.

-Оцените свою работу.

Учитель выставляет оценки за урок.

-Оцените свою работу на уроке.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)

дома выберите лучший рецепт и оформите его в тетрадь, по возможности и по желанию, можно попробывать составить синквей к слову -РЕЦЕПТ

Русский язык (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко) 2 класс «Ассоциация XXI век» 2012г.

Поурочные планы по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010г.

Номер материала: ДВ-130776

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector