- Древние строительные технологии. Рецепты имитации камней
- Технологии оселкового мрамора: штукатурка, как искусство
- Немного об истории оселкового мрамора
- Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка
- Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций
- Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям
- Оселковый мрамор – технология облицовки
- Накладывание грунта
- Искусственный камень своими руками в домашних условиях, технология изготовления искусственного мрамора, гранита
- Древние секреты, как сделать искусственный камень, мрамор, гранит
- Искусственный камень по Борхардту
- Имитация мрамора по Ван-дер-Стину
- Как добиться водонепроницаемости искусственного камня, мрамора и гранита
- Технология создания черной политуры
- Искусственный мрамор по Розмеру
- Рецептура искусственного камня по Остермейеру
- Искусственный гранит или имитация гранита
Древние строительные технологии. Рецепты имитации камней
Современные строительные технологии получения твердых монолитов из жидких составов сводятся к получению бетонов на основе портландцементов (наполнитель – любая каменная порода разной фракции), гипсов и на основе органических связующих — полимеров (акриловые или на основе смол).
Такие изделия изготавливают с помощью полимеров. В прежние времена такой органики не было. Но поверхности такие имитировали. Об этом ниже.
На основе этого списка изготавливают практически весь перечень строительных конструкций, и отделочных материалов. А как было раньше, когда не был изобретен способ получения портландцемента путем обжига определенных пород, не было полимеров, а были только известковые связующие? Но декоративные стены, колонные и даже искусственные камни мы встречаем.
Оказывается, способов и рецептов получения и имитации различных пород камня было огромное количество. В свое время в Европе был популярен искусственный камень под названием «Виктория». Но рецептов его не нашел.
Пару лет назад мне попалась книга 1931г. Бродерсен Г.Г. «Справочник кустаря» . В книге приведены рецепты и хитрости работы с металлами, деревом, кожей, мехом, стеклом, есть рецепты изготовления клея, лаков, смазок, мыла, рассказано даже про имитации драгоценных камней. Но нас интересуют в рамках этой статьи рецепты искусственных камней. Приведу несколько скринов оттуда:
Источник
Технологии оселкового мрамора: штукатурка, как искусство
Оселковый искусственный мрамор – такое название получил в России вид отделки в внутри помещений, родившийся, возможно, из итальянской техники скальола ( scagliola – англ., scaglia – ит.), расцвет которой приходится в Италии на конец XVI – начало XVII веков. Применение получила только та часть техники, которая касалась облицовки поверхностей, другие направления скальола в России не распространились.
Немного об истории оселкового мрамора
Впервые оселковый мрамор появился в России во времена Петра I. Позднее, в частности, благодаря творчеству Джакомо Кваренги (1744-1817), В. И. Баженова (1738-1799), Чарльза Камерона (1745-1812), Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), В. П. Стасова (1769-1848), Огюста Монферрана (1786-1858), К. И. Росси (1775-1849), отделка оселковым искусственным мрамором получила широкое распространение в интерьерах дворянских усадеб, дворцов и церквей.
Название «оселковый», техника приобрела благодаря, применяемому при отделке поверхности «оселку» – каменному бруску, который обладает абразивными свойствами и издревле использовался на Руси для шлифовки, заточки и правки инструментов (бритв, ножей, кос, железок рубанков и т.п.). Оселок не принадлежит какой-то конкретной горной породе, данное название относится к разным, содержащим мелкие зерна кварца, породам. Чаще всего в качестве оселка использовали песчаник, подбираемый на берегах рек, поэтому оселок называют еще “водным камнем”.
Что же такое оселковый мрамор с точки зрения технологии? Если вы зададите этот вопрос архитектору или технологу-реставратору, то они вам сразу же скажут, что оселковый мрамор – это вид декоративной штукатурной отделки в интерьерах, имитирующей отделку натуральным мрамором и выполняемый составами на основе гипса, животных клеев и сухих красящих пигментов. Если вы поговорите со специалистами еще пять минут, то они вам откроют “страшную тайну”, что технологии оселкового мрамора давно и полностью утрачены. Об утрате технологии сообщают многие печатные и интернет-источники, особенно зарубежные. Однако, это не мешает мастерам успешно выполнять работы из оселкового мрамора. Давайте попробуем разобраться – есть ли здесь противоречие.
Изначально техника скальолы применялась не массово, а уникальными мастерами, добивавшимися поразительных результатов по красоте и прочности материала, благодаря экспериментам, многочисленным пробам различных рецептур. Естественно, что художник хочет, чтобы его творение было неповторимым, поэтому каждый мастер старался изобрести свою личную технологию и рецептуру. В состав для оселкового мрамора добавлялись всевозможные компоненты – мел, сахар, виноградный сок, лимонная кислота и многое-многое другое. Специалисты говорят, что в России XVIII века было известно порядка трехсот технологических вариаций, а применялось не менее сотни, и поскольку, это были индивидуальные авторские методики, зачастую в условиях конкуренции, хранимые в строжайшем секрете, то многие из них и исчезали вместе с авторами. В этом смысле технологию можно считать утраченной – всего обилия подходов и рецептур не сохранилось. Однако, несмотря на огромное разнообразие различных составов для оселкового мрамора, базовая техника всегда неизменна – это нанесение на отделываемую поверхность состава из гипса, клеевого раствора, и сухих пигментов с последующей шлифовкой и полировкой, и даже без каких-либо хитрых добавок. Полученное при этом покрытие будет ничем иным, как оселковым мрамором, а какие при этом применять добавки и применялись ли – личное дело каждого мастера, как и 200-300 лет назад, поэтому утверждение об утрате технологии можно считать не совсем корректным.
Технология, конечно же, существует и применяется, она будет существовать и далее, но, к сожалению, чисто теоретически. Искусство же изготовления оселкового мрамора, без сомнения, умирающее – такая отделка не вписывается в условия современного строительства из-за высокой себестоимости, трудозатратности и длительности технологического процесса. Оставшихся мастеров можно пересчитать по пальцам, а тех, кто придет им на смену – нет.
Тем не менее, пока еще случаются заказы на воссоздание оселкового мрамора или на его реставрацию на Памятниках Истории и Культуры, технология применяется. Сейчас мы ее рассмотрим подробно. Следует иметь ввиду, что оселковый мрамор имеет мало общего с отделкой, так называемой, «венецианской штукатуркой», а также с литьевым мрамором. Отличие, прежде всего, в конечном результате. Оселковый мрамор – имитация, но имитация красивая и благородная, часто по красоте и изысканности не уступающая природному камню, в отличии от многих современных материалов после применения которых поверхности и изделия смотрятся как дешевый пластик.
Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка
До начала повсеместного применения цемента в строительстве в качестве вяжущего, т.е. до конца XIX века, облицовка оселковым мрамором производилась по кирпичным или деревянным поверхностям. Основными требования к основанию были прочность, устойчивость, отсутствие деформаций.
Поздние облицовки оселковым мрамором, которые активно применялись в отделке московского метро или, например, сталинских высоток, уже наносились на бетонные основания или штукатурный слой, выполненный из цементного или сложного (известково-цементного) раствора.
Отчасти, выполнение оснований на основе цемента было обосновано лучшими прочностными характеристиками, модой на цемент и признания его самым перспективным строительным материалом, однако одной из причин применения цемента было и то, что по мере роста темпов строительного производства, постепенно происходило снижение качества извести – основного типа вяжущего используемого на протяжении многовековой истории строительства. Технологически правильное производство извести с длительным сроком гашения и выдерживания в известковых ямах, не обеспечивало должной скорости строительного производства. Ускоренный же выпуск извести, промышленное производство извести-пушонки снижало качество извести как вяжущего, и необходимость “подкрепления ” известковых растворов цементом стала очевидной.
На фото: колонны, облицованные оселковым мрамором в здании Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), выполненные по проекту Ле Корбюзье. Основания колонн – бетон чрезвычайно высокой марки, который очень плохо обрабатывается даже современными алмазными инструментами.
Колонны здания “Росстата” на Мясницкой улице.
Именно в период строительства московского метро и сталинских высоток утверждены официальные технологии производства оселкового искусственного мрамора. Надо сказать, что они не так уж и сильно отличаются от технологии XVIII-XIX веков, пожалуй, только применением новых материалов, которых не было в старину – металлических сеток для армирования и цемента в качестве добавки в известковый грунт.
Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций
Деревянные основания под облицовку искусственным мрамором должны быть прочными. Перед нанесением мрамора по деревянной поверхности необходимо выполнить армирование. Для армирования традиционно использовалась деревянная дрань, так же, как и для штукатурных работ, позднее мастера стали использовать металлическую сетку типа “рабица”, окрашенную антикоррозийными составами или оцинкованную. Перед креплением драни или сетки деревянную конструкцию обивали войлоком для лучшей тепло- и звукоизоляции.
Крепление как металлической сетки, так и дранки должно обеспечивать отступ от основной конструкции не менее 1,5-2 см. При реставрации или изготовлении вновь оселкового мрамора по деревянным поверхностям, производится также антисептическая и биоцидная обработка древесины специальными составами, которые представлены на рынке в наше время в большом ассортименте.
Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям
Кирпичные и бетонные основания перед облицовкой оселковым мрамором должны быть очищены от пыли, грязи, остатков штукатурки или старых покрасок, а также масляных и жировых пятен. Полезна также насечка поверхности для лучшего сцепления с грунтом, а также обработка поверхности акриловыми грунтовками для обеспыливания и укрепления поверхностного слоя конструкции, усиления адгезии к поверхности.
Оселковый мрамор – технология облицовки
Накладывание грунта
Состав грунта под облицовку оселковым мрамором:
Соотношение составляющих (в частях по весу)
Источник
Искусственный камень своими руками в домашних условиях, технология изготовления искусственного мрамора, гранита
Вы никогда не задумывались, почему ваяния древних мастеров столь разительно отличаются от современных? Они совершенство. Всё потому, что сейчас камни рубят и пилят, а раньше из них лепили. Секреты древних мастеров, как они это делали, канули в лету. Но не все, как выяснилось. Сегодня старовер богумил Комиссар Катар поделится с вами, как произвести искусственный гранит, мрамор и искусственный камень своими руками в домашних условиях. Вы узнаете рецептуру и технологию изготовления искусственного камня, гранита и мрамора. А уж как из этого сделать столешницу, мойку, раковину или поставить стены, думаю, сообразите сами.
Чтобы у вас дело спорилось, для вдохновения, расскажу, какую тайну из тайн человечества вам предстоит постичь. Имя ей – философский камень. Удивлены? Тогда послушайте книжного человека Катара:
«Сегодня под философским камнем мы грубо понимаем некий прибор, который призван превращать материальный мир в золото. Это аллегория. Речь идет о том, как из металла или камня создавать произведения искусства. Конечно, некоторые алхимики, занимались и поисками методов получения искусственного золота. Но ныне мало кто понимает, что в средние века искусством называлась наука вообще и философия в частности. Поэтому философский камень это искусственный камень или БЕТОН».
Из «философского камня» сделаны все те скульптурные и архитектурные шедевры, которые восхищают человечество по сей день. Одни своими масштабами, другие изяществом и живостью линий.
Весь секрет древних мастеров в каменной пыли, в которую растирали камни, в её составляющих. А так же в добавках в бетон. Например, диоритовые статуэтки Египта содержат оксид алюминия. Его полно в иле Нила. Именно он предает искусственному диориту естественную природную прочность. Алмазный резец с трудом работает с таким материалом.
Древние секреты, как сделать искусственный камень, мрамор, гранит
Так вот, знание пропорций любого бетонного раствора, приводит его к нужным для мастера качествам. Ну, что, начнём познавать, как своими руками в домашних условиях сделать искусственный камень, гранит и мрамор. Весь секрет, как вы поняли в рецептуре. Она перед вами.
Технология изготовления для разных видов искусственного камня и мрамора своя. Где его запекают при высокой температуры, где сушат и шлифуют. Сделать из него столешницу, мойку, раковину, если руки растут откуда надо, полагаю, тоже возможно.
Вам, как мастерам и практичным людям, следует знать ещё одну тайну искусственного камня и мрамора. Как отличить искусственный камень от природного?
«Нет ничего проще, – говорит Каатар. — На искусственном камне не растет мох и водоросли. Поэтому глядя на искусственный гранит набережной Невы, не поленись посмотреть в воду. Там, у кромки воды и камня нет водорослей, потому, что бетон мертв».
Искусственный камень по Борхардту
- 1. Масса приготовляется из чистого кварцевого песку, углекислой извести, талька и гипса. К ним может быть прибавлено мелко измолотое красящее вещество. Употребляемый песок должен состоять из чистого кремнезема. Для этой цели его моют и очищают от всяких органических составных частей. После полной просушки песка к нему прибавляют 5-6% трепела. Затем, в качестве связывающего средства, на каждые 100 песку прибавляют 6-7 углекислой извести, 3 талька, 4 гипса, 3 полевого шпата. Все составные части смешиваются вместе с небольшим количеством воды. Полученную массу раскладывают в формы. После полной просушки обжигают при белокалильном жаре в печи без поддувала.
- 2. Берут 80 гипса и 20 углекислой извести, мелко растирают. Затем перемешивают и месят со смесью, состоящей из 1000 дистиллированной воды, 1080 сернокислой извести.
- 3. Берут 1000 воды, 1440 клея, 1000 серной кислоты. Затем кладут тесто в формы и, когда оно затвердеет, вынимают его. Сушат в продолжение двух часов. Шлифуют и полируют обыкновенным образом. Наконец, предмет окунают в баню из льняного масла 70° теплоты. После чего сушат и смазывают стеарином. Для окрашивания рекомендуются анилиновые краски.
- 4. Искусственный мрамор бледно-желтый до белого. 30 грубого белого песку, 42 мела, 24 канифоли, 4 жженой извести.
- 5. Зеленоватый. 28 грубого белого песку, 42 мела, 2 синего ультрамарина, 24 канифоли, 4 жженной извести.
- 6. Телесный. 28 грубого белого песку, 42 мела, 1 синего ультрамарина, 1 киновари, 24 канифоли, 4 жженой извести.
Имитация мрамора по Ван-дер-Стину
Сперва приготовляют воду в которой должен быть растерт гипс. В неё добавляют столярный клей и смолу. Клей обычным образом растворяется в теплой воде, а смола в теплой скипидарной ванне. В приготовленной, таким образом, воде разводится гипс. С таким расчетом, чтобы всей массы хватило на заполнение формы. После этого прибавляют в смесь необходимые для окраски мрамора краски. Краски следует приготовить в особых сосудах.
Приготовленный таким образом и окрашенный мрамор выливается в формы из гипса, цемента или каучука. Для ровных пластин — на стеклянные или каменные доски. Этот мраморный слой наносится толщиной в 4 мм. Затем на него просеивается слой сухого гипса. Он удалит излишек воды, употребленный для растворения окрашенного гипса. Как только этот слой порошкообразного гипса хорошенько увлажнится водой, содержащейся с избытком в окрашенном гипсе, на него выливается тонкий слой хорошо растворенного, но не окрашенного гипса. А на него кладётся холст или реднина.
Затем следует слой растворенного гипса, к которому примешан измельченный щебень. Этот последний слой зависит от толщины, которую хотят придать предмету, изготовляемому из искусственного мрамора. Как только масса достаточно затвердеет (по истечении 6-8 час.), ее снимают с пластинки или вынимают из формы. Протирают пемзой. А имеющиеся в массе поры заполняют растворенным гипсом, окрашенным в основной цвет отлитого предмета.
Как добиться водонепроницаемости искусственного камня, мрамора и гранита
Чтобы сделать поверхность водонепроницаемой, ее обрабатывают кремнекислым калием. Причем, или погружают ее в ванну, или намазывают жидкость помощью кисти. Когда масса совсем высохнет, поверхность полируют. Новизна процесса полирования состоит в том, что полируют тампоном, обмотанным тряпкой и смоченным в составленных по особым рецептам политурах:
- Белая политура для светлого искусственного мрамора: 100 беленого гуммилака, 600 спирта, 25 мелко измолотого гипса.
- Коричневая политура: 100 гуммилака оранжевого цвета, 600 спирта, 25 мелко измолотого гипса.
Сперва полируемый предмет протирается смоченным в спирте тампоном. Затем политура наносится с помощью другого тампона. Продолжают тереть тампоном до тех пор, пока заметно будет некоторое прилипание. Образовавшийся, таким образом, слой политуры обрабатывают первым, пропитанным в спирте тампоном. Пока не получится совершенно гладкой поверхности.
Технология создания черной политуры
Для этого берут на тряпку немного черной анилиновой краски. Чтобы достигнуть равномерной и очень блестящей политуры, необходимо покрывающую тампон тряпку смачивать время от времени несколькими каплями масла.
Искусственный мрамор по Розмеру
Приготовленные из обыкновенного известняка предметы-вазы, фигуры и т. п., нагреваются в течение 12 часов, при давлении в 5 атмосфер, кипящей водой или паром. Затем их помещают в баню. Она состоит из раствора квасцов в 5° по Б. В ней они остаются от одного дня до нескольких недель. Таким способом камень приобретает большую твердость и способность воспринимать политуру. Если камень хотят окрасить, то к массе прибавляют растворенные в воде анилиновые краски.
Рецептура искусственного камня по Остермейеру
Смешивают известковое молоко с мелко истолченным мрамором. Можно смешать известковое молоко с мелом, до тех пор, пока получится род кашицы. На основании исследования пом-пейского цемента, Остермейер рекомендует прибавлять к этой массе достаточное количество крупно истолченного известкового камня. Этот цемент скоро сохнет и твердеет.
Искусственный гранит или имитация гранита
Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченной известью. Пропорции следующей: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой.
Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму. Делают это таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета. А смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.
Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.
Если у вас получится сделать искусственный камень своими руками в домашних условиях, обязательно поделитесь рассказом о своём успехе в комментариях. Возрождённая технология изготовления искусственного мрамора и гранита способна совершить революцию в современном зодчестве и архитектуре.
Источник