Желатин для холста рецепт
Лучший клей для проклейки — рыбий (осетровый), но можно холст проклеить пищевым желатином. Для эластичности поверхности, необходимо добавить пластификатор — мед или глицерин. Чтобы проклейка не плесневела добавляется — антисептик. В промышленном производстве антисептик — фенол. В домашних условиях хорошим антисептик — капелька Фейри.
Общий состав проклейки: на 0,5 литров воды, 30 гр. сухого желатина, 7 гр. глицерина или 20 гр. меда, 0,4 гр. антисептика.
Сухой желатин в банке, чуть заливаем холодной водой, до набухания. Через 2 часа, заливаем горячей водой — 60 градусов, перемешиваем и добавляем остальные компоненты. Варить желатиновый клей не надо, можно готовить состав на паровой бане — емкость с клеем помещают в более широкую емкость с горячей водой. Приготовленный клей ставят в прохладное место, чтобы застыл, т.е. превратился в желеобразное состояние.
В горизонтальном положении, проклейка выполняется флейцем, широкой кистью, можно щеткой, небольшая, одежная щетка, чуть меньше ладони. Желеобразная масса для того, чтобы клей не проступал на обратную сторону холста. Проклейка не должна быть слишком застывшей, необходимо уловить момент застывающего состояния. Поверхность не перегружается проклейкой, излишки клея снимаются шпателем или стальной линейкой.
После просушки 1 слоя, выполняется 2 слой. Проклеенный холст должен сохнуть при естественной температуре — 12 часов, нельзя сушить феном или обогревательными приборами.
Поверхность проклеенного холста слегка обрабатывается наждачной бумагой, чтобы удалить шероховатость.
Чтобы проверить качество проклейки, надо посмотреть на холст через скользящий свет, клей равномерно заполняет поверхность эластичной пленкой, без светящихся сквозных просветов.
При проведении ногтем вдоль холста с обратной стороны, сухой, проклеенный холст не должен трещать. Потрескивание обозначает, что холст перегружен, плохое качество клей или недостаточно эластичный состав проклейки
Клеевой грунт (1 грунтовочный слой)
Компоненты для приготовления клеевого грунта, те, что и для проклейки: клей — желатин, пластификатор — мед или глицерин, антисептик — фенол или другой антисептик. В этому составу добавляется наполнитель, на 0,5 литров воды — 100 гр. сухие цинковые или титановые белила.
В теплый раствор желатинового клея, добавляется пластификатор и антисептик, при непрерывном помешивании, засыпаем сухие белила. Состав клеевого грунта напоминает жидкую сметану.
Проклеенный холст в горизонтальном положении грунтуется флейцем, широкой кистью, небольшой щеткой. Необходимо не перегружать поверхность грунтовочным составом, сохраняется текстура холста, лишний грунт удаляется с поверхности шпателем или стальной линейкой.
После просушки 1 слоя грунта — 12 часов, поверхность слегка обрабатывается наждачной бумагой.
Избыток клея в грунтовочном составе может привести к растрескиванию поверхности, а недостаток клея, создает рыхлый грунт, а в дальнейшем, грунт впитывает больше масла, нарушается прочность связи грунта с красочной поверхностью, рыхлость грунта приводит к жухлости живописи.
Эмульсионный грунт (2 грунтовочный слой)
Связующее в эмульсионном грунте — отбеленное, льняное масло, можно уплотненное. Эмульсия — масло во взвешенном состоянии, когда вода с клеем, обволакивает частицу льняного масла.
Необходимое условие приготовления эмульсионного грунта — однородность состава. Льняное масло тонкой струйкой вливается в теплый, более концентрированный раствор желатинового клея, при этом, состав постоянно перемешивается. В небольшое количество теплой воды, засыпаем наполнитель — сухие цинковые или титановые белила, добавляем пластификатор и антисептик. Смешиваем все компоненты с масляно-клеевой эмульсией. Лучше, если состав эмульсионного грунта, делать на паровой бане — до 60 градусов.
Количество добавления льняного масла в эмульсионном грунте, влияет на изменение состава, меньше масла — к клеевому грунту, больше льняного масла — к масляному грунту.
Грунтованный холст с эмульсионным слоем должен сохнуть, не меньше — 1 месяц.
Когда 1-й слой грунта — клеевой, а 2-й — эмульсионный, это создает плавный переход от проклейки, через клее-масляную эмульсию, к живописному письму, что дает хорошее сцепление всех слоев от холста, до масляной живописи.
Источник
Подскажите, как подготовить негрунтованный льняной или хлопковый холст. Мне интересно знать, используете ли вы для этого желатин.
Допустим, вы купили в магазине холст (льняной, хлопковый, синтетический или комбинированный), натянули его на подрамник и собираетесь его загрунтовать. Не спешите с грунтом — холст сначала нужно проклеить, то есть промазать его клеем, чтобы, во-первых, закрыть дырочки между нитями, а во-вторых, защитить сам холст от влаги и прочего воздействия, которое может его разрушить.
Самый простой способ — использовать готовую проклейку для холста, например показанную справа «Проклейку для холста» фирмы Таир. Идете в магазин, покупаете проклейку и наносите ее на холст в два слоя с промежуточной просушкой в течение 2-3 часов. Если холст редкий и после двухслойной проклейки в холсте на просвет все еще видны дырочки, то может понадобиться нанести еще и третий слой.
Однако готовая проклейка не всегда есть под рукой, да и, как ни крути, стоит она относительно дорого, поэтому лучше выполнять проклейку с помощью самостоятельно приготовленного желатинового клея. А можно для первого слоя использовать магазинную проклейку, а второй и третий сделать своим клеем.
Для изготовления желатинового клея можно взять тот пищевой желатин, который обычно есть на кухне любой хозяйки, однако лучше все же купить его в магазине художественных товаров, чтобы быть уверенным, что он подходит именно для этой цели.
Итак, берем нужное количество желатина (см. ниже), заливаем его соответствующим количеством воды комнатной температуры и даем этой смеси постоять примерно час, чтобы желатин набух, то есть впитал воду. При этом желатин останется на дне, а сверху вы получите мутноватую воду. Затем эту емкость с еще не растворившимся клеем начинаем подогревать на водяной бане. Домохозяйка знает что это такое, а для других поясню. Наливаем в небольшую кастрюльку холодную воду, ставим в нее нашу баночку, лучше с какой то прокладкой под баночкой, чтобы огонь не нагревал саму баночку с желатином, помещаем эту конструкцию на включенную/зажженную кухонную плиту, берем палочку, ложку или еще что и начинаем перемешивать желатиновую смесь.
Перемешивать смесь лучше постоянно, хотя можно и просто периодически, но достаточно часто, помешивать. Это необходимо для того, чтобы не дать желатину собраться в комки. Вода в самой кастрюльке может кипеть, но вот желатиновый раствор нельзя доводить до кипения ни в коем случае, иначе он потеряет свои клеящие свойства. Итак, стоим возле плиты, следим, чтобы смесь в баночке не подавала признаков закипания, и мешаем, мешаем, мешаем.
Делаем это до тех пор, пока в баночке не образуется однородная водянистая смесь желатина, не содержащая сгустков, а тем более комочков. Добившись этого, выключаем плиту, вынимаем баночку из кастрюльки и ждем, пока наш клей не остынет. При остывании клей начнет сгущаться и вскоре станет тягучим, наподобие киселя. То есть при вынимании палочки из баночки с клеем клей остается на палочке, почти не стекая с нее. Охлаждаем ровно до этого момента, не допуская дальнейшего загустения, то есть превращения нашего киселя в желе. Если клей слишком жидкий, он будет легко просачиваться через поры холста на другую сторону, а если слишком густой, он не будет заполнять эти поры. Если вы прозевали этот момент, то снова поставьте баночку в кастрюльку и подогрейте клей до его разжижения.
Теперь отвечу на ожидаемый вопрос, сколько взять клея, а сколько воды. Воды надо взять примерно столько, сколько вам понадобится клея, чтобы проклеить ваш холст в два-три слоя. Чем больше холст и чем реже его плетение, тем больше вам понадобится клея. На льняной (Репинский) холст размером 80х90 см у меня уходит примерно стакан клея. Но в принципе, это не критично: если клея получится больше, чем нужно, его можно использовать в течение двух дней для другого холста, подогрев, как описано выше. Если же его не хватит, то его можно приготовить еще раз.
А вот количество желатина будет строго зависеть от количества взятой воды. Вес желатина должен составлять 7-10 % от веса готового клея. Для первого слоя проклейки лучше взять клей погуще, чтобы он не просачивался через холст, для второго и третьего — пожиже, чтобы он растекался равномернее и проникал в те поры, которые не закрылись предыдущими слоями.
Поскольку удельный вес воды составляет 1 грамм на миллилитр, то чтобы получить 100 грамм 10-процентного клея, надо взять 10 г желатина и 90 мл воды. Чтобы наш клей стал 7-процентным, надо соответственно взять 93 мл воды и 7 г желатина. Если вам нужно 200 граммов клея, просто умножьте эти цифры на два. Если 150, умножьте их на полтора. И так далее.
Ну вот, наш клей готов и имеет нужную консистенцию, теперь осталось нанести его на холст широким флейцем, то есть широкой плоской кистью. Разумеется, холст к этому моменту уже должен быть наготове, иначе, пока мы возимся с ним, клей загустеет. Впрочем, его можно, как я писала выше, просто подогреть на водяной бане.
Первую проклейку делаем 7-10-процентным желатиновым клеем. Если холст редкий, готовим клей погуще, если очень плотный — пожиже. Я, где-то читала, что холст, при этом надо держать строго вертикально, чтобы желатин не проходил на другую сторону холста. Но я пробовала делать это, как вертикально, так и горизонтально и разницы не увидела — самое главное не елозить долго кистью по одному месту. Провели один, максимум два раза по одному участку и все, больше в это место не лезьте — клей при нанесении почти мгновенно загустевает, и вы либо просто получите комочки клея на холсте, свезя загустевший клей кистью, либо продавите его на другую сторону. Кстати, не забывайте проклеивать и торцы холста.
Покрыли холст равномерно первым слоем и даем холсту высохнуть. А вот при сушке холст лучше ставить вертикально. Сколько сушить, сказать не могу — все зависит от температуры и влажности в помещении и толщины нитей холста. Обычно за день холст высыхает полностью. Но нам достаточно выдержать его 2-3 часа, прежде чем наносить второй слой.
Перед второй проклейкой холст лучше прошкурить наждачной шкуркой со средним зерном. Шкурить надо без фанатизма, легонечко. В результате произойдет небольшое выравнивание поверхности клеевого слоя и придание ей шероховатости, ну и небольшое разлохмачивание не покрытых клеем нитей. Образовавшуюся при этом клеевую пыль не сметайте — она поможет при следующей проклейке. Для второй проклейки лучше использовать 7-процентный клей. Не забудьте подогреть клей на водяной бане, поскольку он успеет загустеть пока наш первый слой сохнет. Итак, прошкурили, подогрели клей и проходим кистью с клеем один раз по всему холсту.
На этот раз, холст сохнет быстрее. После просушки смотрим на свет — остались или нет незаполненные дырочки между нитями. Если есть – то проклеиваем и в третий раз, но клей берем еще жиже — уже 5-процентный. Затем сушим холст окончательно. Уже часа через три его можно начать грунтовать.
Как вы заметили, каждый следующий слой наносится все более жидким клеем. Если вы приготовили клей на все три слоя, просто добавьте в клей немножко воды при его подогреве перед очередным слоем проклейки.
Как я сказала выше, можно для первой проклейки использовать магазинную «Проклейку для холста», а для второй и третьей — желатиновый клей. Причем, магазинная проклейка наносится не кистью, а мастихином больших размеров или столовым ножом.
Иногда получается так, что даже после третьей проклейки, между нитями холста остаются незаполненные дырочки. Не могу объяснить, почему это происходит — то ли желатин подвел, то ли рука так взяла.
В этом случае очень помогает текстурная паста, такая, как показанная слева. Берем мастихин и равномерно намазываем пасту на холст. При желании можно еще и фактурки, то есть небольшой рельефности, добавить.
Леся (Thursday, 29 March 2018 20:17)
Очень интересная статья )) Целая наука !)) добрый вечер всем !
Татьяна , скажите , пожалуйста , зачем со всем этим возиться ? Или по конечному результату такой холст получается гораздо дешевле магазинного ? В чем смысл ?
Татьяна Казакова (Thursday, 29 March 2018 21:33)
Добрый вечер, Леся!
Попробую ответить на вопрос «Зачем со всем этим возиться?»
Я даже готовые загрунтованные холсты дорабатываю — покрываю дополнительным слоем грунта, а если его нет под рукой — желатином. Можно посмотреть в «Доработке готового холста». Производители экономят на грунтовке и проклейке, в холсте могут образоваться микротрещины в результате транспортировки поэтому я дорабатываю холсты.
Зачем возиться с негрунтованными холстами?
Натягивать холст на подрамник (планки подрамника я покупаю), проклеивать, грунтовать.
Такой холст однозначно не может быть дешевле магазинного хотя бы по той причине, что сделан он вручную. Производство штучное, а значит дорогое.
Почему же я это делаю?
Мне это нравится, во-первых.
Во-вторых, я уверена в том, что моя живопись на моем холсте не отвалится, не потеряет своей яркости по-крайней мере лет 50.
Возможно, когда-нибудь я перейду на загрунтованные холсты (натягивать их на подрамник все-равно буду сама), как знать, как знать))
Спасибо, Леся за вопросы))
Лана (Monday, 02 March 2020 11:57)
Я сама заказываю подрамники, покупаю натуральный льняной холст, такой, который нужен именно под предстоящую технику письма, грунтую желатином и акрилом и получаю превосходный результат по цене ниже магазинных, тк заказываю подрамники (по моим размерам) оптом у производителя, а не у перекупщиков и поэтому стоят они намного дешевле, а качество лучше.
Элина (Tuesday, 21 July 2020 09:46)
Добрый день, Татьяна. Свеженаписанную картину(холст на картоне) удалила скипидаром. Но темные пятна до конца не удалились и цвет холста грязный. Можно ли загрунтовать или покрыть белилами , чтобы как—то восстановить холст? Благодарю за ответ.
Татьяна Казакова (Tuesday, 21 July 2020 19:47)
Добрый день, Элина.
В принципе можно использовать и такой холст, не восстанавливая его белизну. В этом случае Ваша грязь будет служить имприматурой. Посмотрите В разделе «Мастерская», в подразделе «Работа над картинами», «Персики». При написании работы я использую «грязный холст». А в «Пионах акванавтах» я специально пачкала холст, создавая среду.
Но если Вам уж очень хочется восстановить белизну холста, то покройте его титановыми белилами, а после того как краска высохнет, пишите.
Источник